Предмет философского знания.Методы и функции философского познания
Оценка 4.8

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Оценка 4.8
Лекции
doc
математика +1
Взрослым
18.02.2017
Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания
Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. Люди, стремились получить такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. В разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание [6]
Предмет, методы и структура философского знания.doc
1 Содержание стр. Введение...................................................................................................................3 1.Цель философии...................................................................................................5 2.Предмет философского   знания............................................................................8 3.Методы функции и         философского познания...................................................11 4.Структура философского  знания.......................................................................15 Заключение.............................................................................................................19 Список литературы................................................................................................21 2 Введение Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Рост   потребности   в   получении   знаний   и   расширение   масштабов   их применения   на   практике   стимулировали   увеличение   их   объема   и многообразия   и   привели   к   дифференциации   знаний,   выражающейся   в появлении   разных   наук.   Разложение   единого   знания   на   отдельные   науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в   качестве   средства   интеграции   знания,   и   способа   выработки   общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно   философия   сконцентрировала   свое   внимание   вокруг   наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать   ответы   на   вопросы   о   целях   и   смысле   существования   общества   и личности.  Люди, стремились получить такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. В разных исторических условиях   меняется   не   только   набор   мировоззренческих   вопросов,   но   и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. 3 Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание [6]. Долгое   время   предмет   философии   учеными   отождествлялся   с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии.  Такая   ситуация   сохранялась вплоть до ХVIII в.  На передний план философствования разные мыслители выделяли  те грани предмета  философии, которые  были  для них  объектом  Отдельные   мыслители   ограничивали   предмет первоочередного   интереса. философского исследования лишь некоторыми существенными частями.  Предмет   философии,   как   и   представления   о   нем   формируется   с развитием   научного   знания,   т.   е.   сведения   о   нем   складываются   в   ходе преобразования   самой   философии.   В   Новое   время   на   передний   план   в структуре   предмета   философии   выдвигаются   проблемы   познания, методологии. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает   природный   и   социальный   мир,   а   также   человек   в   нем   как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей.  Философия   изучает   наиболее   общие   стороны,   свойства,   тенденции   выявляет   всеобщие   принципы   самоорганизации, развития   мира, существования   и   развития   природы   общества,   человека   и   его   мышления, раскрывает   цели   и   смысл   существования   человека   в   мире.   При   этом современная   философия   свои   выводы   основывает   на   обобщении   данных частных наук [5]. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает,   развивается   и   преобразуется   сама   философия,   как   она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики. В  качестве   предмета   философии   рассматривается   вся   совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на 4 которые   дает   возможность   человеку   оптимизировать   реализацию   своих потребностей и интересов. Цель   данной   работы:   Изучить   предмет,   методы   и   структуру философского знания. Задачи:  1.Проанализировать имеющуюся литературу по теме реферата. 2.Рассмотреть цель, методы и функции философского познания. 3. Дать характеристику предмета и выявить структуру философского знания и  основные его разделы. 1.Цель философии Философия  как   система   знаний   о   наиболее   общих   принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям – направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь   от   ранее   сложившихся   форм   внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о   нем   формирует   обобщенный   его   образ   применительно   к   потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать 5 особый   аппарат,   составляющий   основу   ее   языка,   помогающего   выразить философское   отношение   человека   к   миру.  Формирование   философского языка,   приемов   и   методов   философского   познания   выступает   лишь компонентом цели философии [1].  Сущность цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить   и   на   этой   основе   определенным   образом   относиться   к   миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком   смысла   и   цели   жизни,   уяснения   причастности   к   тому,   что происходит в мире. Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет.  Согласно   Платону,   философия   ­   это   любовь   к   мудрости   и   средство достижения   совокупного   знания,   а   также   условие   правильной   организации личной и общественной жизни.  Для   Аристотеля   философия   ­   исследование   причин   и   принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов [1].  Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения   человека   к   миру,   обществу   и   самому   себе.   Цель   философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу.  Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно   целью   философии   для   них   было   обеспечение   достижения счастья [1].  Для Фомы Аквинского философия ­ это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее ­ в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия ­ не только условие благоразумия в 6 делах,   но   и   источник   знания   обо   всем,   что   познает   человек.   Согласно   Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки   и   видели   ее   в   выполнении   этой   дисциплиной   роли   средства организации познания мира и руководства практикой.  Для   И.Канта   философия   является   наукой   о   последних   целях человеческого разума. Цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении. Гегель   считал   философию   мыслящим   рассмотрением   предметов, проникновением   в   разумное,   постижением   наличного   и   действительного. Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии.  По   мнению   М.   Хайдеггера,   философия   ­   это   размышление, направленное   на   целое   и   предельнейшее.  Целью   философии   выступает прояснение сути целого и предельнейшего [1]. В   отечественной   философии   наших   дней   отражены   разные представления   о   ее   целях,   что   находит   выражение   в   разнообразии определений понятия “философия”.  Одни   представители   этой   науки   определяют   ее   как   высший   вид миросозерцания.   Другими   она   отождествляется   с   мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях   жизни.   Для   третьих   данная   дисциплина   обозначает   науку   о наиболее   общих   законах   движения   и   развития   в   природе,   обществе   и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека.  Множественность   представленных   в   трудах   философов   смыслов понятия   философии   свидетельствует   о   многогранности   ее   содержания   и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается   в   выработке   основополагающих   принципов   практики 7 жизнеобеспечения социальной общности [5]. В учебной литературе определениях философии обращается внимание на   такие   возможности   философии,   как   возможность   быть   основой миропонимания,   мировоззрения,   выступать   средством   выявления   общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной   стороны,   и   быть   основанием   выработки   и   воплощения   принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Обобщение   изложенного   выше   опыта   определений   философии предоставляет  право  определить   ее следующим   образом:  философия  ­  это форма   духовной   деятельности,   вырабатывающая   на   основе   развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и   мышления   основополагающие   принципы,   ориентирующие   человека   в   его практике [6]. 2.Предмет философского знания    Первоначально  философия  отвечала  на  вопросы,  которые   были  уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее   уже   был   иным,   он   основывался   на   теоретическом,   согласующемся   с логикой и практикой, анализе этих вопросов [5]. Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение   многообразных   природных   явлений.   Но   уже   в   то   время начинается   размежевание   между   отдельными   областями   зародившегося 8 с знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д.  Наряду   ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение  собственно  философских  представлений, возникали философские теории и направления.  Формировались   такие   философские   дисциплины,   как   онтология   – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика [6]. Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII – XVIII веков процесс размежевания   между   философией   и   специальными   науками   совершается несколько   ускоренными   темпами.   Механика,   физика,   химия,   биология, юриспруденция,   политическая   экономия   становятся   самостоятельными отраслями   научного   познания.   Это   прогрессирующее   разделение   труда   в сфере научного знания изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения   с   частными   науками.   Философия   уже   не   занимается решением   специальных   проблем   механики,   физики,   астрономии,   химии, биологии,   права,   а   обретает   свой   круг   проблем.   Она   исследует характеристики  как  самого  человека  и  условий  его жизни, и того  мира,  в котором он живет [3]. В   предмет   философии   входит   всеобщее   в   материальном   бытии   и всеобщее,   характеризующее   целостное   бытие   человека.   Но   предмет философии   в   еще   большей   степени   отличен   от   предмета   частных   наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку. Философия ­ это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе "мир ­ человек", составляющее предмет философского познания,   и   спроецированы   проблемы   философии.   Они   сами   всеобщи, 9 предельны   ­   предельны   для   бытия   человека,   для   его   общей   программы деятельности,   для   всей   человеческой   культуры.   Проблемы   философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Наиболее широких проблем, чем мировоззренческие не бывает [6]. Философские   проблемы,   связанные   с   коренными   вопросами человеческого   бытия,   носят   инвариантный   и   вечный   характер   и   зачастую предлагаются "вечные и неизменные" решения этих проблем.  Как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм,   так   и   "вечные"   философские   проблемы   обретают   свою   жизнь   в постоянном   воспроизведении   их   решений   на   основе   новых   достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека. Основным   способом   решения   философских   проблем   является теоретическое   мышление,   опирающееся   на   совокупный   опыт   человека,   на достижения всех наук и культуры в целом [1]. Целостность,   системность   предмета   философии   обусловливает   ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить в таблице 1. Таблица 1. Системность предмета философия Философские науки Предмет изучения Подфункции Аспект   основного   вопроса философии Онтология Социальная философия Объективная реальность Онтологическа я Субъект Социологическ (общество) ая Как возможен человек с его сознанием в этом мире? соотносятся Как общественное   сознание   и   общественное бытие? Субъект Гуманитарная Как   соотносятся 10 Философская антропология (человек) Гносеология Праксеология Познавательно е отношение Преобразован ие Гносеологическ ая Праксеологичес кая Этика Общение Этическая Ценностно­ ориентационн ая деятельность Эстетическое освоение Аксиологическ ая Эстетическая Аксиология Эстетика индивидуальное   сознание   и бытие природы и общества? Как   возможно   адекватное познание? Как   возможно   эффективное преобразование мира? Как   возможно   нравственное общение? Как   возможна   реализация ключевых ценностей,     смыслов жизненных человека? Как   возможна   деятельность по законам красоты? В   различных   философских   системах   указанные   дисциплины   в  разной степени выражены, по­разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность [6]. 3.Методы  и функции философского познания Методы,   сводятся   к   средствам   получения   знания.   Вопрос   о   методе философского   познания   –   это   и   вопрос   о   самой   возможности   решать философские проблемы научного. [4]. 11 Проблема   метода   философского   познания   возникла   в   Новое   время, когда   была   осознана   неэффективность   применения   специально­научных методов к решению традиционных философских проблем. Поиски   философского   метода   во   второй   половине   XIX   века происходили   в   форме   требования   отказа   философии   от   традиционных мировоззренческих   проблем.   Это   была   реакция   на   реальные   противоречия философского   познания   при   абстрагировании   от   социально­практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением. Безотносительно   к   конкретно­исторической   форме   проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет   собой   особую   теоретическую   деятельность   по   обобщению   и осмыслению   всего   наличного   опыта   познания   и   практики.   Это   то,   что называется   философской   рефлексией   –   принцип   человеческого   мышления, направляющий   его   на   осмысление   собственных   форм   и   предпосылок конкретно­историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном   историческом   содержании   определяют   методологическую направленность философского знания [2]. Философское   знание   является   достоянием   духовной   культуры человеческой   цивилизации,   выступая   в   качестве   фундамента   знания   эпохи (Древность),   либо   оказывая   явное   (Новое   время)   или   неявное   (XX  век) влияние   на   другие   формы   человеческого   знания   и   деятельности.   Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры. 12 Специфика   философского   знания   определяется   как   формой   его существования   и   развития,   так   и   характером   рассматриваемых   проблем   и способами   познания.   Философское   знание   с   самого   начала   своего возникновения   носит   мировоззренческий   характер.   Всякая   философия представляет   собой   мировоззрение,   но   не   всякое   мировоззрение   есть философия.  В   процессе   жизнедеятельности   людей   на   основе   знаний,   интересов   и потребностей у них формируется мировоззрение в виде общих представлений о   мире   и   месте   человека   в   нем,   называемое   обыденным   или   житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение,   которое   включает   предельно   общие   знания,   убеждения, принципы   познания,   идеалы   и   нормы   жизнедеятельности,   отражающие интеллектуальный   и   духовный   настрой   той   или   иной   эпохи.   В   таком общественно­историческом   масштабе   мировоззрение   функционирует   в обществе в форме мифологии, религии, философии. Мировоззрение включает в себя знание о мире, ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной   степени   определяют   тип   и   глубину   мировоззрения.   В определении   убеждений   и   идеалов,   которые   формируют   то   или   иное мировоззрение,   важную   роль   играет   система   ценностных   ориентаций. Ценностное   отношение   к   миру   выражает   отношение   людей   ко   всему существующему   в   соответствии   с   их   целями,   интересами,   тем   или   иным пониманием смысла жизни.  Оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости [1]. Предмет и специфика философского знания раскрывается более полно при осмыслении функций философии в обществе, которые она выполняет во взаимосвязи   с   другими   формами   духовной   культуры   –   наукой,   религией, 13 искусством, политикой, имея с ними отличительные и сходные черты [6]. Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой с присущим им обоим теоретической формой осмысления мира. Как отмечалось   выше,   философия   представляет   собой   теоретическую   форму мировоззрения.  Это   означает,   что   философское   мировоззрение   всегда   есть теория, со всеми присущими ей чертами, что и роднит философию с наукой и  Исследование   в   философии существенно   отличает   от   религии. мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью собственного понятийного аппарата на основе наличного знания, которым располагает философ в ту или иную эпоху. С мировоззренческой функцией философии связана  методологическая функция. Методология есть учение о методах. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод,   необходимо   учитывающий   историю   исследуемых   проблем   и диалектический,  нацеливающий     на   системное   исследование   объектов,   во взаимосвязи,   становлении   их   структурных   элементов.   Материализм   и идеализм  можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания [2]. Научный   характер   философского   мировоззрения   рождает   вопрос   о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась   как   любовь   к   истине,   к   систематическому,   доказательному, проверяемому значению, рассматриваемые в последующем как идеалы науки. С   возникновением   науки   (XVII  в.)   встал   реальный   вопрос   о взаимоотношении этих двух форм рациональности.  В   самой   философии   появились   два   взгляда   на   характер   такого 14 взаимоотношения. Один – видеть в философии только науку (Спиноза, Гегель, Гуссерль, Куайн). На основе сходства формы осмыслении проблем. Другой – противопоставление этих двух форм духа на базе своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как Шопенгауэр, Ницше,   подчеркивали:   философия   не   согласуется   с Хайдеггер,   Бердяев, безличностью, объективностью науки, для нее характерен разброс взглядов, точек   зрения   на   одни   и   те   же   проблемы;   научное   освоение   мира   идет   от низших простых форм движения материального мира к сложным и высшим.  Философы и первого и второго подходов правы по­своему, поскольку одни   подчеркивают   сходство,   а   другие   различия   философии   и   науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима  к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука – часть такого опыта. Специфика   философского   знания   в   том,   что   оно   имеет   две   последняя   определяет составляющие   –   научную   и   ценностную, аксиологическую функцию философии [4].  Под аксиологической функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого   объекта   с   точки   зрения   самых   различных   ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п [1].  В качестве главных ценностей философии выступают: истина, добро и красота.   В   истории   развития   философских   систем   всегда   выявляется   их этическое   содержание.   Этическая   ориентация   философии   есть   важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека.  Взаимоотношение   между   философией   и   религией   –   двух   основных типов мировоззрения, существующих на протяжении всей истории культуры – сложно   и   противоречиво.   Имеются   различия   в   характере   знания,   которое 15 составляет   фундамент   этих   типов   мировоззрения.   Религия   опирается   на догматы, выраженные в священных учениях и книгах. Философия же исходит из   постоянного   изменяющегося   в   своем   развитии   интеллектуального, теоретического знания [6]. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия – вера. Религия – это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует   от   человека,   разделяющего   ее,   определенного   образа   жизни, определенного   поведения.   Но   и   философия   стремится   к   тому   же:   не   к «безлюдной»   картине   мира,   а   к   ценностному,   жизнеориентирующему самосознанию.   Как   и   религия,   философия   настроена   на   проникновение   в трансцендектный   мир,   лежащий   за   пределами   обычного   понимания  Философию   называют   светской   религией.   Иногда человеческого   опыта. сближение   религии   и   философии   настолько   глубоко,   что   результатом становится их совместное образование – религиозная философия. На место соперничества,   борьбы   философии   и   религии   может   и   должно   придти созвучие и согласие как предсказывали великие мыслители – от философов эпохи Возрождения до русских философов. Философия существует во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция. Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находит свое философское осмысление и выражение,   как   и   в   искусстве   не   единственным   способом.  Многообразие философских систем – естественное состояние философии [4].  Гуманистическая   функция   философии   тесно   связана   с  социальной функцией,   которая   охватывает   различные   аспекты   общественной   жизни.   В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой.   Философия   выступает   в   роли   идеологического   обоснования 16 политики,   что   проявляется   в   переломные   периоды   общественной   жизни.   Политика   опирается   на   мировоззренческие   ценности,   то   или   иное понимание организации общества, взаимодействие интересов. Каждая философия есть концентрированное выражение своего времени – «эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель) [3].  4.Структура философского знания В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры.   Первым,   кто   ясно   поставил   эту   проблему,   был   Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи   у   стоиков   получило   имя   «логика»;   кроме   того,   Аристотель   написал книги  по   физике, этике,  политике   и поэтике ­  очевидно, считая  их  также разделами философии. Несколько   позже   стоики   разделили   философское   знание   на   три предметных   области:   логику,   физику   и   этику.   Это   деление   сохранялось вплоть   до   Нового   времени,   когда   каждая   школа   принялась   перекраивать структуру   философии.   Сначала   превратилась   в   особый   раздел   философии теория   чувственного   познания,   которой   Александр   Баумгартен   дал   имя «эстетика».  «аксиологию», Затем   кантианцы   изобрели   особое   учение   о   ценностях   ­   переименовали   теорию   рационального   познания   в «гносеологию»,   а   метафизику   ­   в   «онтологию».   Уже   в   XX   веке   на   свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др [5]. Какого­либо   общепринятого   понимания   структуры   философского знания в настоящее время не существует. В литературе фигурируют отделы: ­ собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; ­ логика ­ учение о формах умозаключения и доказательства; 17 ­ эстетика ­ учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; ­ и этика ­ теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В   отечественной   традиции   специализаций   философии   выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную   философию,   философию   науки   и   техники,   философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры [2]. Каждое философское учение имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией надо выделить во всей   совокупности   философских   идей,   имеющих   хождение   в   современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии:  Метафизика  –   “первая   философия”,   учение   о   первых   началах   и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.  Онтология  –   общая   теория   бытия:   что   в   мире   не   возникает,   не уничтожается,  существует  вечно  и  неизменно,  образует основу  и  источник всякого   конкретного   быти;   что   есть   “бытие”   вообще,   какие   есть   виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.  Натурфилософия   –   учение   о   природе   в   целом   (Космосе,   мире, Вселенной,  универсуме),  о  материальном   бытии   в  целом   в  пространстве   и времени [6].  Психология  –   учение   о   душе   как   субстанции,   о   внутреннем   мире человека,   о   сознании   и   бессознательных   психических   процессах,   о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией 18 существуют многочисленные частные психологические науки.  Логика – наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных   (по   правилам)   рассуждениях,   о   формальных   условиях истинности   знания,   о   понятиях,   суждениях   и   умозаключениях,   о   методах аргументации   и   доказательства.   Наряду   с   формальной   или   традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.  Гносеология   – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах,   видах,   методах   познания;   о   субъекте   (носителе,   создателе)   и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине.  Этика – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.  Эстетика  (философия   искусства)   –   учение   о   прекрасном,   о   его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека [6].  Философская   антропология  –   учение   о   человеке,   целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.  Социальная   философия  –   учение   о   сущности,   строении   общества   в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как   социальном   существе,   осуществляющем   себя   в   общении   с   другими; критика   современного   индустриального   и   постиндустриального   общества, научно­технической цивилизации.  Философия истории  – учение о смысле, законах, периодах всемирной истории,   о   судьбе   человечества   как   единого   целого;   исследование 19 историчности человеческого бытия.  Философия   науки  –   изучение   особенностей,   сущности,   значения научного познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.  Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении и формах,   о   Боге,   о   “божественном”,   священном,   о   значении   религии   для человека и общества.  Философия   языка  –   исследование   возникновения,   развития, функционирования   и   значения   языка   как   такового,   в   целях   выяснения   и разрешения философских проблем средствами  анализа [2].  Заключение Работая над темой исследования выявлен и изучен предмет, методы и структура философского знания. Проанализирована   специальная   философская   литература   по   теме реферата.   В   процессе   работы   рассмотрена   цель,   методы   и   функции философского   познания.   Дана   характеристика   предмета   и   выявлена структура философского знания и  основные его разделы. Если же выделить самое основное, то, можно сказать, что философия по­прежнему,   как   и   в   древности,   состоит   из   четырёх   главных   частей, проблемных   областей,   наук   или   дисциплин,   в   которых   рассматриваются главные   философские   проблемы   и   которые   соответствуют   первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика) [6]. Предметом   философии   являются   всеобщие   свойства   и   связи действительности   ­   природы,   обществ,   человека,   отношения   объектов действительности  и  субъектов мира, материального  и идеального,  бытия и 20 мышления. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему "я", но проблему соотношения этого "я" с другими "я", проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания.  Предмет   философии   необходимо   отличать   от   проблем   философии. Предмет   философии   существует   объективно,   независимо   от   философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда  философии  ещё  и  не было.  Это  та  область  духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью   и,   следовательно,   над   её   смыслом,   целью   и   формами   и   в конечном   счёте   над   выяснением   сущности   самого   человека   как   субъекта культуры,   то   есть   сущностных   отношений   человека   к   миру.   Человек,   его уникальная личность, будучи, во­первых, предметом философии, во­вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии [5].  21 Список литературы 1.   Андрейченко   Г.В.,   Грачев   В.Д.   Философия   Учебник.­   Ставрополь   СГУ, 2001.­245с. 2.   Ермаков   В.А.Философия.   Часть  I.   История   философии.   Учебно­ практическое пособие. Москва – 2007. ­ 141с. 3.   Жаринов   В.М.   Философия.   Учебное   пособие   для   студентов   и преподавателей вузов. ­ М.: Приор­издат, 2005. ­ 96 с. 4. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. ­ М.: ВЛАДОС, 1997. ­ 320 с. 5. Философия: учебник / В.Д. Губин [и др.]; ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина. – 4­е изд., пере­раб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 828 с. 6. http://reftrend.ru/218517.html  22

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы и функции философского познания

Предмет философского знания.Методы  и функции философского познания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017