Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.
Оценка 5

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
10.02.2017
Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.
Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы. Цель: 1. Показать зависимость жизни и здоровья человека от состояния окружающей среды. Задачи: 1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; 2. приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; 3. формирование способности самостоятельно формулировать вопросы проблемного и исследовательского характера; 4. поддерживать и развивать способности младших школьников к выстраиванию собственных гипотез о явлениях природы и к диалогу по поводу явлений природы; 6. создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Оборудование: 1. Компьютер, проектор 2. Презентация и видео. 3. Словари. Ход урока: Этапы урока Действия учителя Действия учеников Примечания 1. Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3.Выявление причины затруднения -Ребята, поприветствуйте друг друга. Партнеры по лицу пожмите друг другу руки, партнёры по плечу – похлопайте по плечу. Покажите, что Вы дружная команда. К нам сегодня на урок пришли гости, давайте поприветствуем их Улыбнитесь гостям. У нас сегодня необычный урок, Вам предстоит работать на уроке в группе, помнить о правилах работы и доброжелательном отношении друг к другу. Посмотрите видеофильм «Экология» и скажите: Что вы видите? Что вы думаете об этом? О чём это заставляет вас задуматься?.\ Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности. Отсюда возникает вопрос: Как нам жить? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить – что такое экосистемы? Чтобы узнать точное определение слова что нам должно помочь? Давайте обратимся к тому источнику, который у вас на столе Работа со словарем в парах. 1. «Экосистема» - Ребята, кто нашел слово ? Что оно означает Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ Какие они бывают? Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг, лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека. Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? - Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники? Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе -( С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней человека, приход к образу жизни, к которому человек не приспособлен.) Сегодня мы будем говорить об одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством,- взаимном существовании человека и природы. Какую цель мы перед собой поставим? Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по– иному посмотрят на окружающий вас мир. План нашего урока Версии детей. Ученики №1,2 и 3,4 работают в парах, в течение 30 с. ищут информацию в словарях. ответы учащихся Слайд1 ответы учащихся Слайд2 Слайд3 ответы учащихся Мы еще мало знаем о природе и человеке ответы учащихся Слайд 50 сек (2 минуты) Взаимодействие Ученик-Учебный материал Прием: Си-Финк-Уандэ (посмотри-подумай-задайся вопросом). Двигатель культуры критического мышления (ожидания) 4. Построение проекта выхода из затруднния Соедини с помощью стрелок особенности хозяйствования человека с нарушениями природы, возникающими по этой причине. Неэкономное использование полезных ископаемых Сжиганиетоплива Неэффективное использование бумаги и древесины Неумеренная охота Исчезновение животных Истощение полезных ископаемых Загрязнение воздуха и воды Вырубка лесов и обмеление рек Человек берет от природы одни вещества, а возвращает – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку. Какой выход из сложившейся проблемы. Для этого мы организуем проектную работу Ученики №1,2 и 3,4 работают в парах, в течение 30 с Дети проверяют работу с результатом на доске объясняют. Структура Релли Тейбл 5. Реализация построенного проекта 7.Самостоятельная работа с проверкой 8. Включение в систему знаний Ребята, мы с вами в станем специалистами в разных областях науки . У каждого должна быть своя роль. Первая группа будут историки – специалисты, изучающие. Вторая группа будут биологи – специалисты, изучающие Третья группа будут экологи -– специалисты, изучающие Четвертая группа будут журналисты-- специалисты,. Пятая группа будут юристы - специалисты, изучающие . Шестая группа будут художники-графики - специалисты, Результаты предоставить на листе А3 . Задание 1 команде историков Чем занимались древние люди? - Они искали в природе готовую пищу: собирали съедобные ягоды, орехи, грибы, охотились. Почему позже люди научились разводить домашних животных и растения? - В тяжелой борьбе за жизнь (неудачная охота, неурожайный год) люди научились выращивать культурные растения и разводить домашних животных. Задание 2 команде биологов Поле, сад, огород, птичники, животноводческие фермы – это пример какой экосистемы? Почему она так называется? - Искусственная экосистема. Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека. - Кто в этой экосистеме главный потребитель? - Главный потребитель – человек. Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? - Создав искусственные экосистемы, дополнительно производимая пища позволила освободить некоторых людей от тяжелой работы, появились мастера, которые смогли совершенствовать орудия труда. С их помощью удавалось получать больший урожай. Хозяйство разрасталось и вытесняло природные экосистемы. Задание 3 команде экологов Как изменилась природа за время существования человека? Стало меньше… Стало больше… - За время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха. Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает? - Чем большей силой обладает человек, тем более страшными оказывались последствия неосторожного обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на Земле экологические катастрофы, когда становились непригодными для хозяйства – а то и для жизни – огромные территории. Нередко они приводили к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Задание 4 команде журналистов Что надо делать? Можем ли мы чем-то помочь? - Можем. Ограничить изъятие природных богатств; найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить разнообразие диких обитателей природы. Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы. Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать. Задание 5 команде юристов ● Зависит ли жизнь человека от состояния природы? ● Почему природу необходимо охранять? Какие правила поведения в природе существуют Задание 6 команде художники Используя разнообразные картинки, составьте различные плакаты на экологические темы и защитите их. Работа в группах. Проектная деятельность. На стикерах вы можете записать интересные вопросы учителю или для ребят из других групп. У вас на столах конверты с информацией, иллюстрации,. Я вам даю 5 минут на сбор информации , после чего вы заполните листы и поделитесь своими знаниями, зададите интересные вопросы другим группам. Ученики №1 и 2 находят достоверную информацию, ученики №3 и 4 приклеивают необходимые рисунки. Ученик № 4 показывает листы с результатами. Ученик № 3 готовит устное выступление. Ученик №4 записывает вопрос -Сейчас будет выступать 1 группа, а остальные ребята внимательно слушают. Молодцы, вы отлично поработали. Историческая линия, характеризующая взаимодействие человека и природы. Физминутка – На самом ли деле Человек-царь или человек часть природы? - - Мы целый урок говорили о взаимодействии человека и природы Где нам может пригодиться данный материал? В лес мы можем войти только когда вспомним как нужно себя вести в нем сейчас каждая команда зам 2минуты должна распределить высказывание на 2 группы ( верные –неверные) Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы. (для взаимопроверки выполнения письменных работ) Верные утверждения неверные 1 Можно срывать цветы 2 Нельзя ловить насекомых 3 Нельзя уничтожать жаб. Лягушек насекомых 4 Нельзя близко подходить к гнездам птиц 5 Можно уносить из леса детенышей зверей 6 В лесу можно шуметь и громко разговаривать 7 Ходить по тропинкам чтобы, растения не погибли от вытаптывания 8 Весной и в начале лета брать с собой собаку Даётся 5 мин на обсуждение, далее дети проговаривают вслух, что у них получилось .по 2 минуты на выступление (17 мин) № 4 показывает, № 3 выступает, ученик №4вешает на доску №4 относит вопрос на парковку. Ответы учащихся. Слайд 1минута Команды получают тест, который совместно выполняют Учащиеся заполняют в течение 30 сек в течение 30 сек проверяют (1 мин) Структура: РАФТ Роль историки, юристы, экологи, журналисты, художники, биологи Аудитория - учащиеся 3 класса в Форма – заполнение листа А3. Тема – Взаимосвязь человека и природы Двигатель культуры критического мышления Прием Сёкл оф Вьюпойнтс позволяет взглянуть на проблему с разных сторон Прием Копи Клейп Сигнал для привлечения внимания Структура Сималтиниус Релли Тейбл (для взаимопроверки выполнения письменных работ) 9.Рефлексия деятельности на уроке Подведем итоги нашей работы Человек и Природа тесно взаимосвязаны. Неразумная хозяйственная деятельность,потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису. Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, которую должны решать люди всего мира сообща. Каждый человек может сделать мир вокруг себя чище. Важно чтобы каждый из нас осознал это и вносил собственную лепту в сбережение живого, охрану и защиту природной среды. Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете что все поняли и приняли близко к сердцу тему нашего урока встаньте, если затрудняетесь ответить останьтесь сидеть. Домашнее задание. 1 Создать знак «Природа в опасности» 2 Сочинить сказку, рассказ «Связь природы и человека?» А в заключении мне бы хотелось, чтобы в классе установилась полная тишина. И пусть в этой тишине каждый ещё раз подумает над вопросом нашего урока. Огромное спасибо ребята вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Если у вас возникли какие-то вопросы, то подойдите ко мне и я с удовольствием на них отвечу Слайд (3 мин) Самооценка. Записывают в дневник.(2 мин) Структура Тэйк Оф-Тач Даун (встать –сесть) для получения информации . Используемая литература: 1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с. 2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с. 3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002 - 192 с.
Конспект урока по окружающему миру 3 класс.docx
Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.  Цель: 1. Показать зависимость жизни и здоровья  человека от состояния окружающей среды. Задачи: 1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения  личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;  2. приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; 3. формирование способности самостоятельно формулировать вопросы проблемного и исследовательского характера;   4. поддерживать и развивать способности младших школьников к выстраиванию собственных гипотез о явлениях  природы и к диалогу по поводу явлений природы;      6. создание здоровьесберегающей информационно­образовательной среды. Оборудование:  1. Компьютер, проектор 2. Презентация и видео. 3.  Словари. Этапы урока 1. Мотивация к   учебной деятельнос ти Ход урока: Действия учителя ­Ребята, поприветствуйте друг друга. Партнеры по лицу  пожмите друг другу руки, партнёры по плечу – похлопайте по плечу. Покажите, что Вы дружная команда.   К нам сегодня на урок пришли гости, давайте  поприветствуем их Улыбнитесь гостям.  У нас сегодня необычный урок, Вам предстоит  работать  на уроке в группе, помнить о правилах работы и  доброжелательном отношении друг к другу. Посмотрите видеофильм  «Экология» и скажите: Что вы видите? Действия учеников Примечания 50 сек Версии детей. (2 минуты) Взаимодействи е Ученик- Учебный материал Прием: Си-Финк- Уандэ (посмотри- подумай- задайся вопросом). Двигатель культуры критического мышления (ожидания) 2.Актуализац ия   знаний   и фиксация индивидуальн ого затруднения в пробном действии 3.Выявление причины затруднения Что вы думаете об этом? О чём это заставляет вас задуматься?.\     Все, что человек может, он делает за счет природы.  Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока  не оказалось, что природа в опасности. Отсюда  возникает вопрос:  Как нам жить? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить – что  такое экосистемы? Чтобы узнать точное определение слова что нам  должно помочь? Давайте обратимся к тому  источнику, который у вас на столе Работа со  словарем в парах. 1. «Экосистема»  ­ Ребята, кто нашел слово ? Что оно означает Экосистема – единство живой и неживой природы, в  котором живые организмы разных  способны совместными  усилиями поддерживать круговорот веществ                                  Какие они бывают? Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг,  лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные  экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ  без помощи человека. Почему в природных экосистемах животные каждый  год снова и снова находят достаточные запасы пищи? ­ Природные экосистемы существуют многие миллионы  лет. За это время их обитатели приспособились друг к  другу и могут совместными усилиями поддерживать  круговорот веществ. Какие возможности получил человек, создав  искусственные экосистемы  Ученики №1,2 и 3,4 работают в парах, в течение 30 с. ищут информацию в словарях. ответы учащихся Слайд1 ответы учащихся Слайд2 Слайд3 ответы Как сказывается на жизни людей достижения науки и  техники? Всегда ли это шло на пользу человеку и  окружающей природе ­( С одной стороны, достижения науки и техники  облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и  снабжают пищей. Но с другой стороны – воздействие  человека приводит к загрязнению природы, появлению  новых болезней человека, приход к образу жизни, к  которому человек не приспособлен.)  Сегодня мы будем говорить об одной из главнейших  задач, стоящих перед человечеством,­ взаимном  существовании человека и природы. Какую цель мы перед собой поставим?  Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к  познанию законов природы, и многие из вас по– иному  посмотрят на окружающий вас мир. План нашего урока  Соедини с помощью стрелок особенности хозяйствования человека с нарушениями природы, возникающими по этой причине. Неэкономное использование полезных ископаемых Сжиганиетоплива Неэффективное использование бумаги и древесины Неумеренная охота учащихся Мы еще мало знаем о природе и человеке ответы учащихся Слайд Структура Релли Тейбл Ученики №1,2 и 3,4 работают в парах, в Исчезновение течение 30 с животных     Истощение полезных ископаемых Дети Загрязнение проверяют воздуха и воды работу с  Вырубка лесов результатом на                и обмеление рек доске объясняют. 4. Построение проекта выхода затруднния   из 5.   Реализация построенного проекта Человек берет от природы одни вещества, а возвращает – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку. Какой выход из сложившейся проблемы. Для этого мы организуем проектную работу Ребята, мы  с вами в   станем специалистами в разных  областях науки .  У  каждого должна быть своя роль.  Первая группа будут историки – специалисты, изучающие. Вторая  группа будут биологи  – специалисты, изучающие  Третья группа будут  экологи ­– специалисты, изучающие  Четвертая группа будут  журналисты­­ специалисты,.  Пятая группа будут юристы ­ специалисты, изучающие .   Шестая группа будут  художники­графики  ­ специалисты,   Результаты предоставить на листе А3 . Задание  1 команде историков Чем занимались древние люди? ­ Они искали в природе готовую пищу: собирали съедобные ягоды, орехи, грибы, охотились. Почему позже люди научились разводить домашних  животных и растения? ­ В тяжелой борьбе за жизнь (неудачная охота,  неурожайный год) люди научились выращивать культурные растения и разводить домашних животных. Задание 2 команде биологов Даётся  5 мин  на  обсуждение, далее  дети проговаривают вслух, что у них  получилось .по 2  минуты на  выступление  (17 мин) Структура: РАФТ Роль историки, юристы, экологи, журналисты, художники, биологи Аудитория - учащиеся 3 класса в Форма – заполнение листа А3. Тема – Взаимосвязь человека и природы Двигатель культуры критического мышления Прием Сёкл оф Вьюпойнтс позволяет взглянуть на проблему с разных сторон Поле, сад, огород, птичники, животноводческие  фермы – это пример какой экосистемы? Почему она  так называется? ­ Искусственная экосистема. Искусственные экосистемы  не могут поддерживать круговорот веществ без помощи  человека. ­ Кто в этой экосистеме главный потребитель? ­ Главный потребитель – человек. Какие возможности получил человек, создав  искусственные экосистемы? ­ Создав искусственные экосистемы, дополнительно  производимая пища позволила освободить некоторых  людей от тяжелой работы, появились мастера, которые  смогли совершенствовать орудия труда. С их помощью  удавалось получать больший урожай. Хозяйство  разрасталось и вытесняло природные экосистемы. Задание  3 команде  экологов Как изменилась природа за время существования  человека? Стало меньше… Стало больше… ­ За время существования человека стало меньше чистого  воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых,  зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.  Какие возникли последствия от применения человеком  силы, которой он обладает? ­ Чем большей силой обладает человек, тем более  страшными оказывались последствия неосторожного  обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на  Земле экологические катастрофы, когда становились  непригодными для хозяйства – а то и для жизни –  огромные территории. Нередко они приводили к  многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных  и растений. Задание  4 команде  журналистов Что надо делать? Можем ли мы чем­то помочь? ­ Можем. Ограничить изъятие природных богатств;  найти замену невозобновимым полезным ископаемым,  восстановить разнообразие диких обитателей природы. Повторно использовать уже изъятые природные  богатства: научиться использовать отходы. Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать  сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу  только то, что она в состоянии принять и переработать. Задание 5 команде  юристов ● Зависит ли жизнь человека от состояния природы? ● Почему природу необходимо охранять? Какие правила поведения в природе существуют Задание 6 команде  художники  Используя разнообразные картинки, составьте различные  плакаты на экологические темы и защитите их. 7.Самостояте льная   работа с проверкой № 4 показывает, № 3 выступает,   ученик №4вешает  на доску  №4 относит вопрос  на парковку. 8.   Включение в систему знаний   Работа в группах. Проектная  деятельность.      На стикерах вы можете записать интересные вопросы  учителю или для ребят из других групп. У вас на столах конверты с информацией,  иллюстрации,.  Я вам даю 5 минут  на сбор информации ,  после чего вы  заполните листы и поделитесь своими знаниями, зададите  интересные вопросы другим группам. Ученики №1 и 2 находят  достоверную информацию,  ученики №3  и 4 приклеивают необходимые рисунки.  Ученик № 4 показывает листы  с результатами. Ученик № 3 готовит устное выступление.  Ученик №4 записывает вопрос  ­Сейчас будет выступать 1 группа, а остальные ребята  внимательно слушают.  Молодцы, вы отлично поработали.  Историческая линия, характеризующая  взаимодействие человека и природы. Физминутка – На самом ли деле Человек­царь или  человек часть природы? ­ ­ Мы целый урок говорили о взаимодействии человека и  природы   Где нам может пригодиться данный материал?        В лес мы можем войти только когда вспомним как нужно   себя   вести   в   нем   сейчас   каждая   команда   зам 2минуты должна распределить высказывание на  2 группы ( верные   –неверные)   Поставьте   номер   утверждения   в Ответы учащихся. Слайд 1минута Команды получают  тест, который  совместно  выполняют Прием Копи Клейп Сигнал для привлечения внимания Учащиеся  заполняют  в течение 30 сек в течение 30 сек проверяют (1 мин) Структура Сималтиниус Релли Тейбл (для взаимопроверки выполнения письменных нужный   столбик   таблицы. выполнения письменных работ)   (для   взаимопроверки работ) 9.Рефлексия  деятельности  на уроке Верные                                    утверждения                     неверные                       1     Можно срывать цветы 2 Нельзя ловить насекомых 3 Нельзя уничтожать жаб. Лягушек насекомых 4 Нельзя близко подходить к гнездам птиц 5 Можно уносить из леса детенышей зверей 6 В лесу можно шуметь и громко разговаривать 7 Ходить по тропинкам чтобы, растения не погибли от вытаптывания 8  Весной и в начале лета брать с собой собаку Подведем итоги нашей работы Человек и Природа тесно взаимосвязаны.  Неразумная   хозяйственная   деятельность,потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису.   Экологическая   проблема   ­   глобальная   проблема человечества,   которую   должны   решать   люди   всего   мира сообща.   Каждый человек может сделать мир вокруг себя чище. Важно   чтобы   каждый   из   нас   осознал   это   и   вносил собственную лепту в сбережение живого, охрану и защиту природной среды. Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете что все поняли   и   приняли   близко   к   сердцу   тему   нашего   урока встаньте, если затрудняетесь ответить останьтесь сидеть. Домашнее задание. Слайд (3 мин) Самооценка. Записывают в Структура Тэйк Оф-Тач Даун (встать –сесть) для получения информации дневник.(2 мин) 1  Создать знак «Природа в опасности» 2 Сочинить сказку, рассказ  «Связь природы и человека?» А в заключении мне бы хотелось, чтобы  в классе  установилась полная тишина. И пусть в этой тишине  каждый ещё раз подумает над вопросом нашего урока.  Огромное спасибо ребята вам за урок. Мне было очень  приятно с вами работать. Если у вас возникли какие­то  вопросы, то подойдите ко мне и я с удовольствием на них  отвечу .                                  Используемая литература: 1 Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с. 2 Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика­Синтез, 1999 ­ 224 с. 3 Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка­Пресс, 2002 ­ 192 с. Необходимо перейти к  экологическому типу  хозяйствования.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.

Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь человека и природы.

Предмет: окружающий мир  Класс: 3 класс Тема: Взаимосвязь  человека  и природы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017