Предметная неделя в основной школе к Дню родного языка
Оценка 5

Предметная неделя в основной школе к Дню родного языка

Оценка 5
docx
19.02.2020
Предметная неделя в основной школе к Дню родного языка
Мероприятия предметной недели к Международному дню родного языка 2020 г..docx

План мероприятий (предметной недели) к Международному дню родного языка

«Да будет же честь и слава нашему языку!»  Н.Карамзин

Задачи предметной Недели:

- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.

- Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по русскому языку и литературе, формированию творческих способностей;

- Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.

- Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся,  содействуя воспитанию коллективизма и товарищества,   культуры     чувств (ответственности, чести, долга).

Принципы проведения Недели:  каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности.

В целях содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию, начиная с 2000 года, ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. Каждому человеку дорог родной язык.

 Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.

ПЛАН

Мероприятий (предметной недели),

посвященных Международному дню родного языка

 

№п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

1

 

Внеклассное мероприятие «Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка. (8 кл)

17.02.2020

2

Выставка: «Словари – сокровище русского языка».

В течение недели

3

«Путешествие по станциям родного языка»    5-6 кл.

18.02.2020

4

Викторина «Велик и могуч русский язык»      7-8 кл.

19.02.2020

5

Классный час: «Как мы говорим»    8 кл.

20.02.2020

6

Урок-игра для 5-8 классов, посвященный  Международному дню родного языка (составление кроссворда)                                                          5-7 кл.    

21.02.2020

7

Рисуем Страну родного языка                           5-8 кл.         

в течение недели

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Внеклассное мероприятие 7-8 класс

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

Цели мероприятия:https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/15/s_5aaa98ec94c64/859476_1.png

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

 

Ход мероприятия

Учитель:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

 

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.  Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка....

Ученик 1

Этот международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом. Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/15/s_5aaa98ec94c64/859476_2.png

 

Учитель: В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. Любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

Могуч и прекрасен наш родной русский язык.

Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.  

В нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и

созидательный труд всего русского народа.

Читаем надписи. (на доске)  Читают учащиеся

 «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого

сомнения», - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина, русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь

народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной».

В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так, январь в Древней Руси назывался «сЕчень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Наш родной язык богат пословицами. Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

 

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

 Конкурс «Доскажи пословицы»

Грамоте учиться - (всегда пригодится)

Без грамматики не (выучить и математики)

 

Не спеши языком - (торопись делом)

Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)

Слово – серебро - (молчание – золото)

Красна птица пером, (а человек умом)

Труд кормит, (а лень портит)

А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно.

."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил.

Сценка про апельсин, колечко и сосна.

Сценка “Словечки-колечки”.

Автор.

Грустный, сонный, невеселый

 Коля наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

 И над книжками заснул.

 Тут явились три словечка

 “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Коля сделал с нами?

 Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

 Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

 Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

 Тем, что так искажены!

 Коля! Коля! Брось лениться!

 Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

 Получить образованье.

 Будет поздно! Так и знай:

 Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

 Искалечишь, мальчик, нас –

 Мы с тобой поступим круто:

 Нашей честью дорожа

 Имя Коля в полминуты

 Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

 Вот как мы тебя проучим!

Автор.

Коля вздрогнул, ужаснулся,

 Потянулся и проснулся.

 Подавил зевоту

 Взялся за работу.

 

 

Русский язык стал для многих вторым родным языком. Многие считают, что владеют им в совершенстве. Однако, грамматический строй его очень сложен. Так давайте его изучать

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой..

 

20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:

·         Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные.

·         Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» - флот. 

·         В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».

·         В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

·         Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и «змееед».

·         В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

·         Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть.

·         Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».

·         В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

·         Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».

·         До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

·         В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».

·         В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.

·         Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв).

·         Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.).

·         Самые длинные одушевлённые существительные — «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

·         Самое длинное наречие, фиксируемое словарём — «неудовлетворительно» (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём. 

·         Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь — «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

·         Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв.

·         Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

 

 

·         В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

Сегодня доминирующим языком признается английский, хотя, по мнению ученых, он может уступить свое место китайскому языку. Но в сети Интернет английский язык прочно занимает лидирующее положение, так как 81% страниц – на английском языке. Немецкий и японский языки занимают всего 2%, испанский, французский и скандинавские языки – по 1%. На все остальные языки отводится всего 8% всех веб-страниц.

Назовите фамилии (задание: вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие языка):

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Лев Николаевич Толстой

Сергей Иванович Ожегов

Сергей Владимирович Михалков

 

Викторина

1.Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3.Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

4.Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

5. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

6.Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

7. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

 

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно

 

Подведение итогов

Давайте вместе, Любить родной язык.

Все, кто молчать привык всегда

И кто болтать привык.

Давайте правильно писать

И верно говорить,

Ведь эта нам дано решать,

Как будем дальше жить.

И в день родного языка

Хотим мы пожелать:

Пусть будет верною рука,

Когда начнешь писать. !

 

 

 

 

 

 

 

«Путешествие по станциям» 5-8 класс

Задачи:

- расширить знания учащихся о русском языке,

- формировать культуру речевого общения,

- способствовать повышению грамотности учащихся;

- развивать познавательный интерес, расширение кругозора и углубление знаний по русскому языку;

- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Заранее делается объявление об игре, оформляются станции.

Ребятам раздаются Маршрутные листы, разъясняются правила игры. Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком. В маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда.  

Время пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты). В маршрутных листах отмечаются наиболее отличившиеся ребята. Члены жюри для каждой команды выставляют общий балл за игру. В конце - линейка, на которой подводятся итоги, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят.

Конкурс-игра «Путешествие по станциям»

1.      Станция «Морфологическая»

Задание:  Угадайте слова:

а) корень тот же, что и в слове дарить,

    суффикс тот же, что и в слове шнурки,

    приставка та же, что и в слове покрышка,

    окончание, как в слове очки.

б) корень тот же, что и в слове снежок,

    приставка та же, что и в слове подберёзовик,

    суффикс тот же, что и в слове путник.

в) корень тот же, что и в слове морозный,

    приставка та же, что и в слове забежал,

    окончание то же, что и в слове земли,

    суффикс тот же, что и в слове печка.

 

2.      Станция «Биологическая»

Задание: Решите следующие задачи:

 Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА  _____________________________________________

Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА ________________________________________________

Уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ ________________________________________

Найдите друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА _________________________________________

Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.

ПООПГАНЕНОККА____________________________________________

 

Ответы

· Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения – слово «сосна». Так же решаются остальные задачи.

· Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

Ответ: вода; сахар.

· Уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг.

· Найдите друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

Ответ: Мальвина, Базилио.

· Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА

Ответ: поганка, опенок.

 

3.      Станция «Ребусы»

Задание: решить предлагаемые ребусы        

 Слон

           Лисичка 

 

   Австралия

 

  Оса

4.      Станция «Собери пословицы»

Задание: собрать пословицы. Цветы поставить в соответствующие вазы чтобы получилась пословица или крылатое выражение

1.     За двумя зайцами погонишься,

2.     Взявши за гуж,

3.     Как волка не корми,

4.     Не говори «гоп»,

5.     Обжегшись на молоке,

6.     Не так страшен черт,

7.     Курочка по зернышку клюет

8.     Готовь сани летом,

9.     Любишь кататься,

10.  Сколько веревочке не виться,

11.   Близок локоть,

12.  За двумя зайцами погонишься –

13. Назвался груздем -

      а.)      не суйся воду.

      б)      ни одного не поймаешь.

      в)      полезай в кузов.

      г)      как его малюют

     д)      а он все в лес глядит

      е)      не говори, что не дюж

     ж)     пока не перепрыгнешь

      з)      люби и саночки возить

      и)      а телегу зимой

      к)      да не укусишь

     л)      да сыта бывает

     м)     будешь дуть на воду

      н)    а конец будет.

         

1.      Станция «Фразеологическая»

Задание: собери фразеологические выражения

Все слова даны на отдельных катрочках.

Съесть пуд соли

Как снег на голову

Бросать слова на ветер

Ни рыба, ни мясо

Делать из мухи слона

У чёрта на куличках

Волк в овечьей шкуре

2.      Станция «Собирайка»

Составить слова из слова Грамматика

Грамм, мама, мат, кит, мрак, кара, икра, марка, тигр, грим, мир, гамма, гамак

3.      Станция «Дорисуй пословицу»

Задание: вставь рисунок в пословицу.

Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

... рубят – щепки летят. (Лес.)

Не ..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)

 

 

 

 

Вопросы викторины       

1.                  Др е в н е р у с с к и й   а л ф а в и т 

- Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом и определите, каких трёх русских букв не было в древнерусской азбуке.
http://mail.lit-yaz.ru/pars_docs/refs/90/89694/89694_html_m7a5415f5.png



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Р а з г а д а й т е    р е б у с ы» 

  

Ответы: 12. Сталевар, 13. Узор, 14. Петрушка, 15. Повар, 16. Холодильник,

17. Загадка, 18. Всё начинается с детства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «В е р т о л и н а»

 

- Из 11 букв (некоторые могут повторяться) нужно составить не менее 15 слов. Начинаем с буквы «А» и читаем по часовой стрелке.

http://mail.lit-yaz.ru/pars_docs/refs/90/89694/89694_html_3fd70b14.png

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Д е п е ш а    Д и к о б р а з а»

Последи за стрелками три раза, 
Собирая буквы по одной,
И тогда депеша дикобраза
Явится сама перед тобой.

http://mail.lit-yaz.ru/pars_docs/refs/90/89694/89694_html_2c96d2dc.png


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Т а и н с т в е н н а я       г р а м о т а»

 

 - В этой таинственной грамоте – список предметов, необходимых школьнику.

 

http://mail.lit-yaz.ru/pars_docs/refs/90/89694/89694_html_2f333a1c.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. «Угадай слова» 

Мы обычные слова, всех нас знает каждый.
Мы содержим букву «А» трижды или дважды. 
Иногда всего одну (только не вначале).
Но сегодня … - ну и ну! – все они сбежали.

БРБН

СТРТ

СТКН

РССД

МРК

ПРТ

СХР

КРНДШ.
7. « Восемь точек»
Дано восемь слов: осень, слово, гол, нора, краб, сом, лист, сук.

Изменив в каждом из них лишь первую букву, получите новые слова со значениями: дерево, металл, взрывчатое вещество, возвышенность, житель Аравийского полуострова, здание, птица, растение.
Первые буквы найденных слов впишите вместо точек. Что получилось?
Осень          …сень

 Слово         …лово

 Гол              …ол

 Нора            …ора

 Краб             …раб

 Сом               …ом

 Лист              …ист

 Сук                …ук

8. Творческое задание:   «10 фразеологизмов»
 - В рассказе нужно найти 10 выражений, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.
                                                    Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел!» Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться – растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: попались на удочку, пальчики оближешь, уши развесили, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, морочить голову, ни в сказке сказать, ни пером описать.

 

 

Классный час  «Как мы говорим?»

Цели.

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение “слышать” свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: презентация, карточки для ролевых игр.

 

Ход мероприятия

1.      Вступительное слово.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

- Эти слова великого русского писателя, мастера слова, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

 - В чем смысл этого обращения?

- Что значит беречь русский язык?

(Правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами “паразитами”, знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические.

Беречь язык – значит соблюдать нормы.

Эксперимент 1

- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент. Задание: прочитать слова.

(звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

- Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

- Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

- Слова-паразиты мешают восприятию сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение.

Следует избавиться от частого употребления таких слов, как “в принципе”, “значит”, “это самое”, “понимаешь”, “короче”, “ну”, “так сказать” и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

2. Слова-паразиты.

Эксперимент 2

- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я “испортила”? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Голуби”)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-паразитов)

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

3. Жаргонизмы

- Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

- Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

- К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, - тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клише.

- Слово “жаргон” – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Обсуждение.

- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

- А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

- Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие закона экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

- Какие слова употребляются современными подростками?

- А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово “ЛОХ”?

- В “Толково-словообразовательном словаре” Т.Ефремовой, где рядом стоит помета “разговорное, сниженное”, читаем “наивный, доверчивый человек”. Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О, есть и другое значение слова “лох” - “семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав икру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ртом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом”.

В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню - простака легко провести.

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, кустарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим “лохом”: лоха “кинуть” - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

Игра на скорость Я предлагаю вам сыграть в игру “Подбери синоним”.

К словам из речи молодежи нужно подобрать красивые литературные слова.

Слова для работы:

Драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), прикид(одежда), пасти(следить).

А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.

Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать, машина, наехать(гл),слинять(гл), уйти, круто(прил), общежитие, хорошо, оттянулась(гл), телик(сущ),видеодвойка, телевизор.

Слово учителя

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

Задание: назовите тематические группы жаргонизмов: (учитель читает только жаргонизмы)

Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Разделимся на две команды.

предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».

Задание 1. Переведите данные слова на литературный язык

(Листы со словами для каждой команды)
Кореш, братан – друг, приятель. Кент – модный парень.
Гон – враньё.Стрёмный – плохой. Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо. Училка – учительница. Домашка – домашняя работа.Тыква – голова.Оттянуться, оторваться – отдохнуть.Тащиться – восхищаться.Потрещать – поговорить.Тормоз – отсталый.Балдёж – удовольствие.Слинять – сбежать.
Трындеть    разговаривать Кемарить    дремать (спать, отдыхать) 
Наехать       Угрожать (вымогать, преследовать)

Задание 2. Замените сленг, на литературный язык.

Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

 

- Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь.

Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.


Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.

 

- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева “Наш язык, наш прекрасный русский язык…”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

КРОССВОРД "РУССКИЙ ЯЗЫК"

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1             Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?

6             Что за часть речи: ай, ох, увы?

7             Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.

8             Словарный состав языка

11           Что за часть речи: не, ни, вот?

12           Что за часть речи: я, мы, ты?

13           Часть речи, обозначающая действие предметов.

14           Часть речи, обозначающая признаки предмета?

               

По вертикали:

1             Что за часть речи: но, и, а?

2             Система правописания слов

3             Знак препинания в виде чёрточки.

4             Знак препинания в конце предложения

5             Что за часть речи: с, по, за, о?

9             Знак препинания внутри предложения

10           Искусство грамотно читать и писать

11           Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План мероприятий (предметной недели) к

План мероприятий (предметной недели) к

ПРИЛОЖЕНИЕ Внеклассное мероприятие 7-8 класс «

ПРИЛОЖЕНИЕ Внеклассное мероприятие 7-8 класс «

Ученик 1 Этот международный день имеет свою историческую подоплеку

Ученик 1 Этот международный день имеет свою историческую подоплеку

Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной)

Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной)

Имя Коля в полминуты Переделаем в ежа

Имя Коля в полминуты Переделаем в ежа

Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв)

Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв)

Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее

Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее

В конце - линейка, на которой подводятся итоги, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят

В конце - линейка, на которой подводятся итоги, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят

Австралия Оса 1.

Австралия Оса 1.

Вопросы викторины 1

Вопросы викторины 1

Р а з г а д а й т е р е б у с ы»

Р а з г а д а й т е р е б у с ы»

В е р т о л и н а» - Из 11 букв (некоторые могут повторяться) нужно составить не менее 15 слов

В е р т о л и н а» - Из 11 букв (некоторые могут повторяться) нужно составить не менее 15 слов

Явится сама перед тобой. 5

Явится сама перед тобой. 5

В этой таинственной грамоте – список предметов, необходимых школьнику

В этой таинственной грамоте – список предметов, необходимых школьнику

Угадай слова» Мы обычные слова, всех нас знает каждый

Угадай слова» Мы обычные слова, всех нас знает каждый

Классный час «Как мы говорим?»

Классный час «Как мы говорим?»

Повторное чтение без слов-паразитов)

Повторное чтение без слов-паразитов)

Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк

Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк

КРОССВОРД "РУССКИЙ ЯЗЫК" .

КРОССВОРД "РУССКИЙ ЯЗЫК" .

По горизонтали: 1

По горизонтали: 1

Предметная неделя в основной школе к Дню родного языка

Предметная неделя в основной школе к Дню родного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020