«Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей»
Строителева
Вероника Владимировна
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод»,
- В. А. Сухомлинский .
Время, в котором мы с вами живем - это новый более высокий уровень развития интеллекта человека и качественного повышения духовно-нравственного потенциала нашего общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и нашего государства.
В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет огромную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “ЗУНов” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Что же такое одаренность? Обратимся к словарю:
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Приходим к выводу, что когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Специальные исследования школьников позволили выделить следующие
4 группы детей, отличающихся уровнями
развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать
следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня
интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в
усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только
в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей.
Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе
целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Основные направления
по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск
истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные
задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших
классах,
4.Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады.
Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя. Примером универсального поиска таких талантов могут служить предметные недели.
Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного соревнования, где каждому дадут шанс блеснуть, стать замеченным.
«Недельный» поиск талантов рассчитан на такие предметы, как:
- окружающий мир
- математику и информатику,
- руссккий языка и литературу,
- иностранный язык,
- ИЗО и технологию.
Такое разнообразие недель, помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Это, во-первых, возможность для математиков попробовать себя в гуманитарных науках, гуманитариям - возможность оценить свои силы в логических математических играх и т. д. Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, нежели твоя, область знания. Во-вторых, помогает воспитать и сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес, получение интеллектуального удовольствия. В-третьих, продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать ребенку не с академической стороны различные учебные дисциплины, а с неизвестной ему стороны: как нечто живое, постоянно развивающееся. Это возможность ребятам во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его. В-четвертых, обеспечивает широкий круг поиска, служит объективным показателем способностей ребят.
Недели ориентированы на единство мероприятий, объединенных общими задачами, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, родителям и, подчиненной решению этих задач, рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических секций и т. п. Различные конкурсы и олимпиады в школе позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.
По итогам недели дети готовят работы на городскую конференцию, конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ. Детям важно услышать мнение ученых, продолжить работу над своей темой или изменить ее. И этот факт не может не радовать.
Для того, чтобы одаренный ребенок мог участвовать в научной, учебно-исследовательской деятельности в старших классах, в начальной школе его нужно к этой деятельности готовить. Наша работа направлена на подготовку учащихся к интеллектуально-творческой, учебно-исследовательской и научной деятельности. Их желание и умение учиться, постигать непознанное, до всего доходить самим является хорошим основанием для дальнейшей исследовательской и научной деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.