Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Оценка 4.9

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Оценка 4.9
doc
27.12.2020
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский .
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.doc

                                                               

 

 

 

 

 

 «Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей»

 

 

 

 

 

 

Строителева

Вероника Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

 ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод»,

- В. А. Сухомлинский .

       Время, в котором мы с вами живем - это новый более высокий уровень развития  интеллекта человека  и качественного повышения духовно-нравственного потенциала нашего общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и нашего государства.

       В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет огромную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.

       Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “ЗУНов” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.

       Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

       Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.

       Что же такое одаренность?  Обратимся к словарю:

       Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.

Приходим к выводу, что когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.

 

“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

       Специальные исследования школьников позволили выделить следующие

4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.

       При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
       Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей.          Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

    Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное  и профильное  обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4.Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады.

Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя. Примером универсального поиска таких талантов могут служить предметные недели.

      Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного соревнования, где каждому дадут шанс блеснуть, стать замеченным.

«Недельный» поиск талантов рассчитан на такие предметы, как:

- окружающий мир

- математику и информатику,

- руссккий  языка и литературу, 

- иностранный язык,

- ИЗО и технологию.

        Такое разнообразие недель, помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Это, во-первых, возможность для математиков попробовать себя в гуманитарных науках, гуманитариям - возможность оценить свои силы в логических математических играх и т. д. Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, нежели твоя, область знания. Во-вторых, помогает воспитать и сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес, получение интеллектуального удовольствия. В-третьих, продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать ребенку не с академической стороны различные учебные дисциплины, а с неизвестной ему стороны: как нечто живое, постоянно развивающееся. Это возможность ребятам во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его. В-четвертых, обеспечивает широкий круг поиска, служит объективным показателем способностей ребят.

       Недели ориентированы на единство мероприятий, объединенных общими задачами, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, родителям и, подчиненной решению этих задач, рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических секций и т. п. Различные конкурсы и олимпиады в школе позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.

       В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.

       По итогам недели дети готовят работы на городскую конференцию, конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ. Детям важно услышать мнение ученых, продолжить работу над своей темой или изменить ее. И этот факт не может не радовать.

       Для того, чтобы одаренный ребенок мог участвовать в научной, учебно-исследовательской деятельности в старших классах, в начальной школе его нужно к этой деятельности готовить. Наша работа направлена на подготовку учащихся к интеллектуально-творческой, учебно-исследовательской и научной деятельности. Их желание и умение учиться, постигать непознанное, до всего доходить самим является хорошим основанием для дальнейшей исследовательской и научной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

 




Скачано с www.znanio.ru

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей»

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей»

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми…

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми…

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей 1

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей 1

Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя

Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя

Это возможность ребятам во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения…

Это возможность ребятам во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения…

Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной

Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2020