РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Уровень начального общего образования
Срок освоения - 4 год (1-4 классы)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» основной образовательной программы начального общего образования реализуется с учетом рабочей программы воспитания Учреждения.
УЧЕТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Воспитательный потенциал учебного курса «Разговоры о важном» в образовательной организации реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию работы с получаемой на занятии социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на занятии интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного курса «Разговоры о важном» через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Воспитательный потенциал учебного курса «Разговоры о важном» вне образовательной организации реализуется через:
– социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
– открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
– участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» основной образовательной программы начального общего образования рассчитана на 4 года освоения курса.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
- День знаний
- Наша страна – Россия
- 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского
- День музыки
- День пожилого человека
- День учителя
- День отца
- Международный день школьных библиотек
- День народного единства
- Мы разные, мы вместе
- День матери
- Символы России
- Волонтеры
- День Героев Отечества
- День Конституции
- Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
- Рождество
- День снятия блокады Ленинграда
- 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
- День Российской науки
- Россия и мир
- День защитника Отечества
- Международный женский день
- 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
- День воссоединения Крыма с Россией
- Всемирный день театра
- День космонавтики. Мы – первые
- Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
- День Земли
- День Труда
- День Победы. Бессмертный полк
- День детских общественных организаций
- Россия – страна возможностей
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
- Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
- Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1–2 классы
№ п/п |
Тема учебного занятия, раздела |
Количество часов |
Форма занятия |
ЭОР/ЦОР |
1. |
«Зачем я учусь?» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
2. |
«Где мы живём?» |
1 |
Работа с интерактивной картой |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
3. |
«Мечтаю летать» |
1 |
Работа с интерактивными карточками |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
4. |
«Традиции моей семьи» |
1 |
Семейные истории |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
5. |
«Если бы я был учителем» |
1 |
Групповая работа |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
6. |
«Отчество — от слова „отец“» |
1 |
Творческая мастерская |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
7. |
«Я хочу увидеть музыку» |
1 |
Музыкальная викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
8. |
«Я и моя семья» |
1 |
Строим семейное древо |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
9. |
«Что такое единство народа?» |
1 |
Работа с интерактивной картой |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
10. |
«Память времён» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
11. |
«Самое главное слово на земле» |
1 |
Творческая мастерская |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
12. |
«Какие в нашей стране есть символы?» |
1 |
Работа с интерактивными карточками |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
13. |
«Если добрый ты, это хорошо» |
1 |
Мультконцерт |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
14. |
«Где записаны права человека?» |
1 |
Эвристическая беседа |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
15. |
«С чего начинается Родина…» |
1 |
Работа с галереей героев |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
16. |
«Светлый праздник Рождества» |
1 |
Творческая работа: елочная игрушка |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
17. |
«Умеем ли мы мечтать?» |
1 |
Конкурс рисунков |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
18. |
«Виртуальный я — что можно и что нельзя?» |
1 |
Интерактивные карточки |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
19. |
«…осталась одна Таня…» |
1 |
Работа с книжным текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
20. |
«Мы идём в театр. А что это значит?» |
1 |
Интерактивные карточки |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
21. |
«Как становятся учёными?» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
22. |
«Россия в мире» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
23. |
«Кому я хочу сказать „спасибо“»?» (ко Дню защитника Отечества) |
1 |
Обсуждение фильма о войне |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
24. |
«Мамы разные важны» «Обычный мамин день» |
1 |
Творческая работа: рисунок |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
25. |
«Поэт, который писал для детей и о детях» |
1 |
Работа с книжным текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
26. |
«Путешествие по Крыму» |
1 |
Виртуальная экскурсия |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
27. |
«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) |
1 |
Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе» |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
28. |
«Надо ли вспоминать прошлое?» |
1 |
Конкурс стихов |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
29. |
«Где можно увидеть нетронутую природу?» |
1 |
Виртуальная экскурсия |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
30. |
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» |
1 |
Беседа с ветеранами труда |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
31. |
«Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?» |
1 |
Встреча с ветеранами
|
https://razgovor.edsoo.ru/ |
32. |
«Вместе весело шагать по просторам…» |
1 |
Работа с видеоматериалами |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
33. |
«Мой самый счастливый день» |
1 |
Творческий конкурс |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
3–4 классы
№ п/п |
Тема учебного занятия, раздела |
Количество часов |
Форма занятия |
ЭОР/ЦОР |
1. |
«Зачем мне знания?» |
1 |
Образовательный квиз |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
2. |
«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» |
1 |
Беседа |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
3. |
«Мечтаю летать» |
1 |
Работа с интерактивными карточками |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
4. |
«Как создаются традиции?» |
1 |
Семейные истории |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
5. |
«Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» |
1 |
Работа с текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
6. |
«Отчество — от слова „отец“» |
1 |
Творческая мастерская |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
7. |
«Я хочу услышать музыку» |
1 |
Музыкальная викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
8. |
«Пётр и Феврония Муромские» |
1 |
Работа с иллюстрациями |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
9. |
«Когда мы едины — мы непобедимы» |
1 |
Работа с интерактивной картой |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
10. |
«Память времён» |
1 |
Групповое обсуждение |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
11. |
«Материнское сердце чаще бьётся». (С. Федин) |
1 |
Творческая мастерская |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
12. |
«Что может герб нам рассказать?» |
1 |
Работа с видеорядом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
13. |
«Что я могу сделать для других?» |
1 |
Групповое обсуждение |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
14. |
«История Отечества — история каждого из нас» |
1 |
Работа с Галереей героев |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
15. |
«Мои права и мои обязанности: в чём разница?» |
1 |
Эвристическая беседа |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
16. |
«Светлый праздник Рождества» |
1 |
Пишем письмо Дедушке Морозу |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
17. |
«О чём мы мечтаем?» |
1 |
Конкурс стихов |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
18. |
«Писала девочка дневник...» |
1 |
Работа с книжным текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
19. |
«С чего начинается театр?» |
1 |
Виртуальная экскурсия |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
20. |
«Откуда берутся научные открытия?» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
21. |
«Россия в мире» |
1 |
Викторина |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
22. |
«Хорошие дела не ждут благодарности?» (ко Дню защитника Отечества) |
1 |
Литературная гостиная: конкурс стихов |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
23. |
«Дарить добро» |
1 |
Работа с книжным текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
24. |
«Обычный мамин день» |
1 |
Творческий флешмоб |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
25. |
«Поэт, который писал для детей и о детях» |
1 |
Работа с книжным текстом |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
26. |
«Путешествие по Крыму» |
1 |
Виртуальная экскурсия |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
27. |
«Что такое творчество?» |
1 |
Чтение по ролям |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
28. |
«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) |
1 |
Обсуждение фильма «Время Первых» |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
29. |
«Надо ли вспоминать прошлое?» |
1 |
Конкурс стихов |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
30. |
«Дом для дикой природы» |
1 |
Работа с видеоматериалами |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
31. |
«Не надо бояться трудностей» |
1 |
Беседа с ветеранами труда |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
32. |
«Что такое подвиг?» |
1 |
Встреча с ветеранами |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
33. |
«Вместе весело шагать по просторам…» |
1 |
Работа с видеоматериалами |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
34. |
«Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо) |
1 |
Творческий конкурс |
https://razgovor.edsoo.ru/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.