Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»
Оценка 4.9

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
администрации
Взрослым
23.07.2018
Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»
исследовательская работа курсов переподготовки "Менеджер образовательной деятельности "Проект №1. Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания» с определением возможностей внешней среды для дальнейшего развития сильных сторон образовательной организации. Проект №2. Разработка концептуального модуля образовательного проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания».
проект.doc
Проект №1. Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Функция  управления,  вид  управленческой деятельности Анализ Цель Содержание Формы реализации Изучение  состояния и  тенденций  развития  Творческое изучение, систематизация,  обобщение и оценка разнообразной информации  ­ изучение документации, ­ наблюдение,  о социально­экономических условиях,  реализации правовой образовательной политики,  ­беседы,  ­анкетирование,  педагогического  процесса, в  удовлетворения общественных потребностей,  опыта сложившейся практики управления на  ­изучение передового  педагогического опыта,  объективной  оценке его  результатов с  последующей  всех уровнях. Педагогический анализ в структуре  ­диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют  управленческого цикла занимает особое место: с  него начинается и им заканчивается любой  получить необходимую  объективную информацию выработкой на  управленческий цикл, состоящий из этой основе  рекомендаций по  последовательно взаимосвязанных функций. Параметрический анализ направлен на изучение  упорядочению  управляемой  системы ежедневной информации о ходе и результатах  образовательного процесса, выявление причин,  нарушающих его. Тематический анализ направлен на изучение  более устойчивых, повторяющихся  зависимостей, тенденций в ходе и результатах  педагогического процесса. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или  содержательные рамки. Он проводится по  завершении учебной четверти, полугодия,  учебного года и направлен на изучение основных  результатов, предпосылок и условий их  достижения. Итоговый анализ подготавливает  протекание всех последующих функций  управленческого цикла Целеполагание  Определить цели,  Постоянное развитие, движения педагогической  В практике работы образовательных и планирование состав и структуру действий,  системы: постановка целей и принятие решений.  Наличие планов позволяет координировать  учреждений разрабатываются три  основных вида  необходимых для  их достижения деятельность педагогического, ученического и  родительского коллективов. Эти планы являются планов:перспективный, годовой и  текущий. Перспективный план  стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей разрабатывается, как правило, на  пять лет на основе глубокого  анализа работы школы за последние годы. Годовой план охватывает весь  учебный год, включая летние  каникулы. Текущий план составляется на  учебную четверть, он является  конкретизацией общешкольного  годового плана ­мотивировка предстоящей  деятельности, инструктирование,  Организация выбор лучших  путей выполнения  Главным для организационной деятельности  является вопрос о том, как реально, с помощью  плановых и  творческих  каких действий воплощаются в жизнь цели  организации. Именно поэтому организационная  ­формирование убежденности в  необходимости выполнения данного заданий,  определение  деятельность рассматривается как деятельность  исполнительская, как реализационная стадия  поручения, ­выбор наиболее адекватных форм  совокупности  действий, ведущих управления. Наиболее важным и исходным  моментом организации является четкое  к образованию  взаимосвязей  между частями  целого определение и распределение функциональных  обязанностей всех лиц и подразделений,  образующих систему. В свою очередь  распределение функциональных обязанностей  стимулирования деятельности предполагает учет уровня подготовленности  каждого члена организации, оценку  индивидуально­психологических особенностей с  точки зрения их соответствия предполагаемым  функциональным обязанностям. Вопросы  подготовки, подбора, отбора, расстановки  кадров являются сердцевиной организационного  этапа управления в любой социальной системе. Организаторская деятельность руководителя  включает и такое необходимое действие как Руководство руководство  выполнения  плановых и  творческих  заданий Контроль и  выявление  оценка хода и результатов конкретного дела При реализации функции руководства решаются  следующие основные задачи: 1) подбор, расстановка и оценка кадров,  постановка задач перед исполнителями; 2) анализ и регулирование социально­ психологического климата в коллективе; 3) стимулирование продуктивной деятельности  подчиненных и их саморазвития; 4) создание условий для профессионального  роста подчиненных Особенность контроля в образовательном  ­обеспечение единства действий  педагогического и ученического  коллективов,  ­оказание непосредственной  помощи в процессе выполнения  работы ­ изучение школьной документации, регулирование отклонений  величины  фактических  параметров  управляемой  системы от  нормативов,  учреждении состоит в его оценочной функции ­  направленности на личность учителя. Если  ­ наблюдение,  ­беседы,  учитель молодой, то он сказывается на его  профессиональном становлении; если это  ­устный и письменный контроль,  ­анкетирование,  учитель со стажем ­ на укреплении или  ослаблении его профессиональной позиции и  ­изучение передового  педагогического опыта,  авторитета в школе. ­диагностические методы, т.е. такие служащих  критериями  Причинами отклонений в конечных результатах  могут быть некорректно составленные планы и  методы, которые позволяют  получить необходимую  оценки (цели,  законодательные  ошибки в них, отсутствие полной и  своевременной информации, слабость прогнозов, объективную информацию нормы), в  измерении, оценке  ошибки в принятых решениях, плохое  исполнение, недостатки в контроле и оценке  результатов  выполнения  результатов. На данном этапе в свернутом виде  представлены все функции управления.  программы, а так  же  Регулирование можно рассматривать как  оперативное управление текущими состояниями  предупреждений и  устранение  (отклонениями). В тех случаях, когда принятые  меры не дают результатов, возникает  возможных или  фактических  отклонений от  заданных целей необходимость пересмотра целей. А это означает начало нового управленческого цикла с  развертыванием всех основных стадий  управленческой технологии. Проект №2. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.           Важная особенность процессов принятия управленческих решений заключается в необходимости учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи  с этим большое практическое значение имеет разработка моделей принятия решений в условиях неопределенности. Эти  модели обеспечивают структурирование и обработку информации о решаемой проблеме и тем самым хотя бы отчасти  восполняют неполноту исходных данных, имеющихся у руководителя.  Однако рекомендации по принятию решений, получаемые с помощью формальных моделей, можно учитывать лишь в тех  случаях, когда предположения, лежащие в основе таких моделей, соответствуют действительной природе и источнику  неопределенности. Чтобы устанавливать это соответствие, необходимо понимать сущность и разнообразие факторов неопределенности,  влияющих  на организацию, и связанных с ними понятий риска, шанса и опасности. Изучению методологических вопросов, анализу  влияния внешней среды на функционирование организации, и в том числе на разработку и реализацию принимаемых  управленческих решений, посвящена данная работа. Поскольку принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, ЛПР в момент принятия решения не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными словами, в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска. Это означает, что для успешного функционирования организации, особенно при изменяющейся внешней и внутренней  среде, необходима эффективная обратная связь. Выработка управленческих решений, и прежде всего стратегических управленческих решений, начинается с анализа  среды, в которой функционирует организация, и предусматривает анализ макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. К числу основных факторов, определяющих состояние внешней среды, относятся состояние экономики, правовое  регулирование, политические процессы, социальная и культурная составляющие общества, природная среда и ресурсы и  т. д. На принятие управленческих решений непосредственное влияние оказывает окружение, включающее потребителей  продукции организации, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы. К числу факторов внутренней среды, влияющих на принятие решений в организации, относятся ее кадровый потенциал,  система управления, производство, финансы, маркетинг, организационная культура. Результаты анализа среды используются как при разработке управленческих решений, так и при выборе наиболее  предпочтительного альтернативного варианта решения и при управлении ходом его реализации. Профессиональный анализ внутренней среды позволяет выявить внутренние резервы организации, которые могут быть  задействованы для повышения эффективности функционирования организации, обеспечения её устойчивого развития,  ведения успешной конкурентной борьбы. При выработке стратегических и тактических управленческих решений надо исходить из стратегических и тактических  целей организации, которые также могут быть подразделены на внешние и внутренние. К внешним относятся цели организации, определяющие возможность установления эффективного взаимодействия с  внешней средой для обеспечения желательного экономического, коммерческого, финансового и иного успеха. К внутренним относятся цели организации, позволяющие обеспечить достойные условия жизни ее членам, как ее  владельцам, руководящему управленческому звену, так и ее работникам. Организация является для них источником дохода, получения необходимых социальных условий, имиджа и т. д. Далее, в соответствии со структурной схемой стратегического управления после определения миссии и цели организации  осуществляются выработка и принятие стратегических решений. Как уже говорилось выше, по своей роли в управленческом процессе цели подразделяются на стратегические и  тактические (или, иначе, оперативные, краткосрочные и т. д.). Стратегические цели устанавливают желательные для организации состояние и взаимодействие с внешней средой,  внутреннее состояние организации, основные направления деятельности и тенденции ее развития на долговременную  перспективу в соответствии с ее миссией. Тактические цели устанавливают желательные для организации состояние и взаимодействие с внешней средой,  функционирование организации по реализации основной деятельности, внутренние состояния, конкретизирующие  стратегические цели организации. Анализ внешней и внутренней среды, тенденций их развития, потенциальных потребностей и потенциальных возможностей служит основанием для выработки альтернативных вариантов стратегии организации, стратегических  решений и выбора среди них альтернативного варианта, который и станет стратегией организации на долговременную  перспективу. После определения стратегии развития организации, принятия необходимых стратегических решений наступает этап ее  реализации. Источники и виды неопределенности.  Принятие решений в условиях неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. Возникающие в управленческой деятельности неожиданные ситуации достаточно часто требуют срочных и часто  неординарных действий, сопряженных с риском. Появившиеся проблемы и связанный с их решением риск может иметь  явный и неявный характер. Все зависит от поступающей информации. В первом случае она более определенна, во втором ­ слабо сигнализирует о надвигающейся опасности. Очень важно не игнорировать сигналы, а усилить наблюдение за ходом  событий.  Известно, по критерию определенности информации различают решения, принятые в условиях: а) определенности, б) вероятностной определенности (риска), в) в условиях неопределенности (ненадежности). Если решение принимается в условиях определенности (достоверности), то увеличивается оперативность разработки,  уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта. Преимущество подобной ситуации: все переменные для  расчетов вводятся самим субъектом управления при одном и том же состоянии объективных условий (объекта). В практической работе нередки случаи отсутствия полной определенности ситуации. Тогда вычленяются ее элементы из  общего контекста по степени их определенности. Если решение принимается в условиях риска (измеримой  неопределенности), то с помощью введения вероятностных оценок неопределенность в значительной мере уменьшается. Колебания переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы. Риск заключается в  возможных ошибках при оценке степени вероятности наступления условий (событий). Поэтому полагаются не только на  расчеты, используются также опыт, интуиция и искусство руководителя. Эти качества особенно необходимы при  разработке решений в условиях неопределенности, когда установить вероятность наступления событий и потенциальных  результатов невозможно. Происходит это под воздействием новых, сложных факторов, учесть которые затруднительно. Сущность неопределенности проявляется в том, что при наличии неограниченного количества состояний объективных условий оценка вероятности наступления каждого из этих  состояний невозможна из­за отсутствия способов оценки. Критерий выбора решений в этих обстоятельствах  определяется склонностями и субъективными оценками лица, принимающего решение. Задача сводится к уменьшению  неопределенности путем сведения ее к условиям риска. Определенную роль при этом играет постановка таких вопросов: 1. Насколько велика существующая неопределенность? 2. Что следует сделать, чтобы ее уменьшить? 3. Каковы затраты на ее уменьшение? 4. Какова степень неопределенности в ходе осуществления некоторого курса? Решающее слово остается за руководителем, хотя не исключается обсуждение проблем с коллегами, экспертами, представителями общественных органов. Важна при этом роль  эвристических способностей лица, принимающего решение. Часто такие решения приходится принимать в  быстроменяющейся (экстремальной) обстановке. Наиболее характерны они для социально­экономических систем,  политической и наукоемкой среды. В процессе принятия решений возникают различные виды неопределенности в зависимости от причин ее появления. В  частности выделяется неопределенность: ­ количественная, обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации; ­ информационная, вызванная недостатком информации или ее неточностью по техническим, социальным и другим  причинам; ­ стоимостная, из­за слишком дорогой или недоступной платы за определенность; ­ профессиональная как следствие недостаточного профессионализма лица, принимающего решение; ­ ограничительная (вызванная ограничениями в ситуации принятия решений, например ограничения по времени и др.); ­ внешней среды, связанная с ее поведением или реакцией конкурента на процесс принятия решения. Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используется вся имеющаяся  информация об условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких­либо вероятностных законов  распределения. При этом могут использоваться следующие три метода (в порядке повышения точности): • проверка устойчивости; • корректировка параметров проекта и экономических нормативов; • формализованное описание неопределенности. Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или  наиболее "опасных" для каких­либо участников условиях. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников  соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или  возмещаются страховыми выплатами. Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть  охарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, цен производимой продукции и других  параметров проекта. Предельное значение параметра проекта для некоторого t­го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t­м году, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой. Одним из наиболее важных показателей этого типа является точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при  котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства. При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции могут быть разделены на  условно­постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) издержки ЗС и условно­переменные,  изменяющиеся прямо пропорционально объему производства ЗV. Точка безубыточности (Тб) определяется по формуле   где Ц — цена единицы продукции. Наиболее точным (но и наиболее сложным с технической точки зрения) является метод формализированного описания  неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке  инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы: • описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в  виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и т.п. параметров проекта) и отвечающих  этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием),  результатов и показателей эффективности; • преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий  реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения; • определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации —  показателей ожидаемой эффективности. Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и  выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта ЭОЖ (экономического — на уровне  народного хозяйства, коммерческого — на уровне отдельного участника). Итак, условия неопределенности при принятии решений характеризуются отсутствием достаточного количества  информации для целесообразной организации действий. Качество процесса разработки решений зависит от полноты учета всех факторов, оказывающих влияние на последствия принятых решений. Неопределенность может быть устранена  полностью или частично двумя путями: углубленным изучением имеющейся информации либо приобретением  недостающей информации. 3. Риск и его разновидности. В отечественной экономике на данном этапе ее развития риск в процессе принятия решений особенно вероятен  вследствие не уменьшающейся неопределенности политической ситуации, неустойчивости экономической среды,  отсутствия гарантии получения ожидаемого результата, предотвращения потерь. В рыночной экономике неизмеримо  расширилось рисковое поле, с одной стороны, за счет проявления случайных факторов во взаимоотношениях потребителей с производителями и иными элементами внешней среды. С другой стороны, возможность риска усилилась частной (долевой) собственностью предпринимателя на хозяйственные  объекты. Наличие конкурентной среды стимулирует принятие управляющими и менеджерами рискованных решений в  части внедрения новых технологических процессов и информационных технологий, использования новейшего  оборудования, создания новых товаров и др. Это обеспечивает им сохранение и укрепление своей ниши на рынке,  увеличение объема продаж, финансовую стабильность. Следовательно, природа риска в рыночной экономике обусловлена следующими факторами: ­ ограниченной сферой государственного регулирования хозяйственной деятельности; ­ усилением роли случайных факторов во взаимодействии предприятия с внешней средой; ­ частной (и её видами) собственностью предпринимателя, ее владением, пользованием, распоряжением; ­ конкурентной борьбой товаропроизводителей и других хозяйствующих субъектов; ­ всеобъемлющим характером риска, распространяющимся на сферы общественной жизни, как производственную, так и  непроизводственную. В самом широком смысле риск ­ это опасность возникновения ущерба. Предметом риска при принятии решений являются потери ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные или недополученные доходы (ниже ожидаемых) т.е, если риск не оправдался, лицо, принимающее решение может в худшем случае понести потери  затраченных средств (сверх запланированных), либо недополучить сумму ожидаемых доходов. К типичным признакам рисковых ситуаций относятся: ­ величина потенциального ущерба (или выигрыша); ­ вероятность наступления последствий принятого решения (неизбежные потери не являются риском); ­ альтернативность выбора (рисковать или не рисковать); ­ неопределенность условий: чем она выше, тем больше риска  ­ возможность управления риском (совершение действий уменьшающих или увеличивающих величину или вероятность  ущерба);  ­надежда на успех. Разновидностей рисков множество. Допустимый риск влечет за собой потерю прибыли, критический ­ выручки (полной  стоимости проданного товара), катастрофический риск приводит к гибели предприятия из­за утраты имущества и  банкротства. Источником возникновения рисков при принятии решения могут быть и психологические особенности  руководителя, которые в отношении к риску могут проявляться в диапазоне от перестраховки (риск бездействия) до  авантюризма (действия за пределами оправданного риска). С целью исключения возможности провала либо предупреждения значительного ущерба при принятии решений  необходимо анализировать риск и определять его последствия. Назначение анализа риска ­ дать руководителям и  потенциальным партнерам необходимые данные о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите  от возможных финансовых потерь. При анализе риска в процессе принятия решений используются принципы,  предложенные американским экспертом Б. Берммером: ­ потери от риска независимы друг от друга; ­  потеря по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличивает вероятность потери по другому ; ­ максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника. Риски подразделяются на два типа: ­ динамический; ­ статический. Динамический риск ­ это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала (вследствие принятия  управленческих решений) или рыночных, политических условий, которые могут привести как к потерям, так и к  дополнительным доходам. Статический риск ­ это риск потерь реальных активов из­за нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода по  причине недееспособности организации. Этот риск приводит только к потерям. По технологии проведения различают два  взаимодополняющих вида анализа рисков: ­ качественный; ­ количественный. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача ­ определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых он возникает. Количественный анализ означает численное определение размеров рисков отдельных и проекта в целом. Все факторы, так или иначе влияющие на риск, можно условно разделить на две группы: ­ объективные; ­ субъективные.          К субъективным относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму. Это производственный  потенциал, техническое оснащение, организация труда, его производительность, уровни специализации, техники  безопасности и т.д. Объективные факторы не зависят от деятельности предприятия (инфляция, конкуренция, политические и экономические  кризисы). Специалисты признают,  что рискованные решения определяются внешней средой и индивидуальными свойствами личности. Мнения расходятся  по вопросу о приоритетности влияния  этих факторов. Между тем истина находится посередине и состоит в  необходимости учета как состояния внешней среды, так и психологических  свойств лица, принимающего решение В практике принятия рискованных  решений придерживаются шкалы допустимого риска, отражающей вид риска и величину связанных с ним потерь: Вид риска Величина (коэффициент)  риска в % Незначительный До 5 Малый Средний Повышенный 5­10 11­20 21­30 Азартный Свыше 30 Как правило, большинству рискованных решений соответствует средняя величина риска ­ в пределах 20%, хотя с учетом  специфики ситуации выбор руководителя может быть и иным. Независимо от деталей конкретной ситуации полезными  советами управляющим являются:   ­ не рискуй больше, чем можешь себе позволить; ­ думай о последствиях; ­ не рискуй многим ради малого. При общей значимости показателя вероятности наступления события приоритет отдавай размеру потенциальных потерь. Управленческое поведение при принятии решений в условиях риска отличается некоторой спецификой. На начальном этапе происходит признание рискованной ситуации и оценивается возможность принятия ее для конкретного управляющего. На втором ­ производится оценка степени риска. Тритий этап  характеризуется выбором действий, которые могут проявляться как по отношению к внешней, так и относительно  внутренней среды предприятия. Влияние на внешнюю среду может включать воздействие на линию поведения партнеров  при заключении договоров и коммерческих сделок. Приспособление к риску через фактор внутренней среды  предполагает сбор дополнительной информации, разработку новых альтернатив, выигрыш во времени и др. Следует иметь в виду, что рискованные операции приносят больше прибыли, чем устоявшиеся, отработанные. Глубокое рассмотрение особенностей ситуаций, связанных с  неопределенностью и риском, позволяет использовать определенные приемы при разработке в этих условиях  управленческих решений. Рекомендуемые методы компенсации риска. Основными методами компенсации риска в современной предпринимательской деятельности являются:  диверсификация деятельности фирмы с обеспечением отрицательной корреляции доходности и рентабельности  части проектов, реализуемых фирмой;  самострахование – образование на предприятии специального резервного фонда и обеспечение возможности  покрытия убытков за счет части собственных оборотных средств;  хеджирование – создание встречных коммерческих, кредитных, валютных и иных требований и обязательств;  лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продаж, кредита; различные формы и виды страхования, в том числе страхование ответственности и  перестрахование ответственности В данной работе определения понятий «риск» и «неопределенность» и показана взаимосвязь между ними,  которая выражается следующей формулой: «неопределенность является необходимым и достаточным условием  риска». Это означает, что риск как возможность неблагоприятного исхода возникает только в условиях  неопределенности. В условиях определенности риск отсутствует независимо от оценки исходов альтернатив. Таким образом, эти понятия не тождественны друг другу.  В связи с этим неправомерно рассматривать условия риска как  одну из форм неопределенности в ситуациях выбора, когда ЛПР известны оценки вероятностей неопределенных  факторов. В этих случаях можно говорить о стохастическом риске, который возникает в условиях вероятностной  неопределенности. В условиях неопределенности уверенности принятие решений связано с нестохастическим  риском. Выявление источников и природы неопределенности необходимо для разработки адекватных моделей  выбора и методов оценки риска в задачах принятия управленческих решений. Проект №3. Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации с  применением технологий управления (по выбору обучающихся). Проектирование управленческой деятельности руководителя образовательной организации с применением технологий управления. Описание управленческой деятельности директора школы. Вопрос повышения эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях  развития современного общества является актуальным для каждого директора школы. Шестнадцатый год я работаю директором муниципального общеобразовательного учреждения .Именно инновационная и  экспериментальная деятельность гарантирует высокое качество образования в нашей школе. Она и является причиной  перевода управления школой и всеми внутришкольными процессами в новую плоскость, в основе которой ­ ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого  школьника и учителя, мотивация их на эффективную самоуправляемую и коллективную деятельность. И в быстро  меняющихся современных условиях, я считаю, управление становится главным фактором дальнейшего развития школы.  Оно должно быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты. Анализируя собственную управленческую деятельность, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые  позволяют решать основную задачу ­ становление эффективной системы управления школой и образовательным  процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе. Всё управление и преобразование человеческой деятельности происходит в письменном виде, поэтому любая  деятельность должна быть урегулирована с помощью правовых норм. В последние годы приводится в соответствие с требованиями государства, создаётся и обновляется нормативно­правовая база школы. Поэтому я, как директор школы,  постоянно работаю и обновляю свой багаж правовых знаний, усваиваю правовые нормы. В этом мне помогает программа  «Консультант плюс», справочники, Интернет­информация, юридические консультации. Большую роль при введении  инноваций играют локальные акты школы, которые регламентируют эту деятельность и подводят под неё правовую  основу. Поэтому директор школы, на мой взгляд, должен владеть технологией создания правовой нормы в рамках своего  образовательного учреждения. Понимание проблем и трудностей образовательного учреждения, необходимость применения адекватных мер для их  решения ещё в середине 90­х годов привело меня к мысли, что основной управленческой технологией должно стать  программирование и проектирование деятельности образовательного учреждения, учебно­воспитательного процесса.  Данный подход отличается от планирования работы школы, которое широко было распространено практически до  последнего времени. Планирование не предполагало развития образовательного учреждения, а лишь повторяло набор  мероприятий, которые были необходимы для обычного функционирования школы, то есть для выполнения  государственного заказа. Но каждая школа уникальна и отличается от других тем, что имеет определённые условия,  возможности, потребности, заказ конкретных родителей и школьников для организации и обеспечения образовательного  процесса. И интенсивные инновационные процессы, которые были запущены в школе, потребовали от управленческой  команды, которую возглавляет директор, совершенно иных решений. Главное, что в данном случае должен уметь делать  директор и его команда, ­ это определять стратегию развития своего образовательного учреждении:  уметь видеть будущее школы (миссию школы), перспектив её развития;     определять цели и задачи своего образовательного учреждения; уметь выбирать формы реализации стратегии; уметь реализовать стратегический замысел; уметь дать оценку реализации стратегии. В связи с этим важное место в моей управленческой деятельности занимает анализ. Именно он позволяет выявить  школьные проблемы. И чем он глубже, тем яснее вырисовывается перспектива. Увидеть, а затем прописать перспективы  развития школы можно, если охватить аналитической работой всех участников учебно­воспитательного процесса:  педагогов, учеников и родителей. В нашей школе такая деятельность стала нормой. В 2013 году была разработана Программа развития школы до 2018 года. Программа включает в себя несколько  подпрограмм и проектов:        «Дерзайте, вы талантливы!»; «Создание школьной модели информатизации учебно­воспитательного процесса, направленной на повышение  качества образования»; «Школа – территория здоровья»; «Программа развития воспитательной системы школы»; «Формирование системы оценки качества образования в  МБОУ «ООШ  с. Преображенка» в соответствии с современными требованиями и условиями модернизации общего образования». Но пространство между желаемым образом школы и фактическим результатом необходимо заполнить адекватными  принимаемыми действиями по решению проблем и достижению результата. В данном случае моя позиция директора как  управленца рассматривается с тактических позиций. Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и  управленческих решений на учебный год по основным направлениям развития школы (план действий прикладывается к  программе развития). По окончании учебного года проводится мониторинг выполненных действий и достигнутых  результатов. Выявляются проблемы, проводится необходимая корректировка программ. Я, находясь в процессе работы,  чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года, по ходу выполнения программ. Одни из них  решать нужно оперативно, другие влияют на процессы, происходящие в школе, и изменяют их. Фактически получается,  что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной  позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной  управленческой деятельности. Каков результат реализации Программы развития школы на данный момент? Наши старшеклассники обучаются по индивидуальным учебным планам. Технологию перехода на ИУПы школа  разработала самостоятельно, а впоследствии наши наработки стали достоянием всех школ района. Хочется сказать и о некоторых результатах выполнения других подпрограмм и проектов, запущенных в рамках  Программы развития и образовательной программы школы, так как они работают на одну идею ­ обеспечивают  индивидуализацию обучения и повышение качества в школе. Первые результаты запуска программы « Путь к успеху» становление практики написания исследовательских работ в школе. Работает научное общество учащихся, четыре года в школе   и районе проводятся научно­практические конференции школьников. Одним из направлений работы школы по формированию   творческой   индивидуальности   ученика   является   создание   условий   для   реализации   личностного потенциала одарённых детей. В связи с этим в 2014/2015 учебном году администрацией школы совместно с классными руководителями, учителями­предметниками была организована работа по реализации личностного подхода к одарённым детям через активизацию форм, методов работы учителя на уроке, обеспечение индивидуального подхода к обучению на уроках   и   во   внеурочное   время   к   учащимся,   имеющим   повышенный   уровень   мотивации   к   учебно­познавательной деятельности   .   Развитие   одарённых   детей   стало   одним   из   важнейших   аспектов   деятельности   школы.   Вместе   с   тем продолжается непрерывная работа по выявлению одарённых детей с учётом  их успехов в различных видах деятельности. Педагогическим коллективом школы был составлен школьный банк данных по одарённым детям, который периодически пополняется. На основе учёта выявленных индивидуальных особенностей одарённых школьников дальнейшая работа с ними   строится   путём   повышения   уровня   развития   творческого   потенциала   и   воспитанности   школьников   через совершенствование художественно­эстетического, спортивно­оздоровительного направлений работы школы, привлечение учащихся к работе кружков творческой направленности и спортивных секций, участия во внеурочной жизни школы. По результатам   работы   за   год   и   полугодие   одарённые   учащиеся   поощрялись   на  общешкольном   праздниках     по   разным направлениям: учебная деятельность, творчество, спорт, труд. С   целью   реализации   ФГОС   НОО   разработан   план   совместных   мероприятий   по   подготовке   и   реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, план методической работы по обеспечению сопровождения введения ФГОС, план контроля за реализацией ФГОС. На начало 2014­2015 уч.года в школе имеется годовой календарный график, учебный план, ООП НОО, программа внеурочной деятельности. Учителя начальной школы 100% прошли курсовую подготовку по содержанию, особенностям внедрения и условиях реализации ФГОС в начальной школе. В школе организована работа с педагогическим коллективом по изучению стандартов второго поколения. Школьные кабинеты для обучающихся 1­4 классов подготовлены, но не в полном объеме соответствуют требованиям ( проектор в начальной школе­ 1, приобретен за счет пожертвования средств родителей и педагогов, у каждого учителя имеется нетбук, компьютеры имеются только в кабинете информатики, выход в интернет в кабинетах отсутствует).Учебниками   обеспечены   100%   учащихся   1­4   класса.   С   целью   получения   объективной   информации   о состоянии   уровня   сформированности   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   1­4   классов   проводились диагностики.   В   исследовании   были   использованы   адаптированные     методики,   позволяющие   определить   уровень сформированности   различных   групп   УУД(   личностных,   познавательных,   регулятивных,   коммуникативных, предметных.).Результаты проведения диагностических процедур показывают, что у большинства учащихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и принятием необходимости учебной деятельности; практически у всех учащихся   сформированы   коммуникативные   умения,   что   является   необходимым   фактором   при   классно­   урочном обучении; познавательные умения также сформированы у большинства учащихся ( 90%), что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся к процессу познания нового, а значит способствует качественному усвоению программного материала. Класс Группа риска  ( менее 10 баллов из 41 возможного) Группа   детей,   достигших   уровня базовой   подготовки,  но   не превышающих   его  (   от   11­12  баллов до 20­21 балла (из 41 возможного). Группа   детей,   достигших   как базового,   так   и   более   высоких уровней  (более 22­24 баллов (из 41 возможного). человек 2 в % 22.2% человек 5 1 1 1 5 20.0% 11.1% 25.0% 18.5% 1 5 1 12 1класс (9) 2класс (5) 3класс (9) 4   класс (4) Итого (27) в % 55.5% 20.0% 55.5% 25.0% 44.4% человек 2 3 3 2 10 в % 22.2% 60.0% 33.3% 50.0% 37.0% Программа информатизации школы продолжается в области внедрения информационно­коммуникационных технологий в учебно­воспитательный процесс. В школе  компьютерный класс, на  8 учащихся приходится 1 компьютер.  Образовательное учреждение подключено к Интернету. В нашем учреждении работает школьный сайт.  Педагогами  школы применяются информационно­коммуникационные компьютерные технологии: метод презентации, компьютерный  контроль ЗУН. Для организации учебного процесса используются цифровые учебные ресурсы. Свободный доступ к  Интернет­ресурсам в школе имеют как учителя, так и ученики.  Педагоги разрабатывают цифровые образовательные  ресурсы, в школе формируется банк дидактических и методических материалов. Успешна школа и в решении такой актуальной задачи , как обеспечение здоровья обучающихся. С 2010 – 2011 учебного  года школа ­ участник краевого регионального проекта «Школа – территория здоровья». Сейчас на базе ОУ работает  физкультурно­спортивный клуб «Энергия», который объединяет молодёжь села.  Появились новые формы  оздоровительной направленности: походы, туристические поездки, «Клуб выходного дня»,  В школе разработана оздоровительная программа и для детей с хроническими заболеваниями, для детей ­ инвалидов ­  «Помоги себе сам». На протяжении многих лет проводятся уроки по лечебной физкультуре. В образовательный процесс  введен 3 урок физкультуры. Отслеживая динамику состояния здоровья учащихся, видно, что процент здоровых детей в 2014­2015 учебном году  повысился по сравнению с прошлым годом на 0,9; а больных – снизился. Это говорит об эффективной, систематической,  целенаправленной, всесторонней работе школы по укреплению здоровья учащихся. Для меня, как для любого директора, важен не только процесс, но и его результаты. Именно мониторинг и контроль  позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного  мероприятия, направленного на совершенствование учебно­воспитательного процесса, определить результативность  учебной и воспитательной работы в целом. Со своей главной задачей ­ дать учащимся качественное образование ­ педагогический коллектив школы успешно  справляется. Показатели обучения в школе выше среднестатистических по району. А показатели ЕГЭ по таким  предметам, как русский язык, математика, биология ­ выше краевых. Уровень сформированности ОУУН по школе равен  среднему уровню. В среднем 80% выпускников поступают в  колледжи  на бюджетной основе, 20%  идет в 10 класс.  Важно отметить, что  из учащиеся школы­ 50%  воспитаннико  детского дома, который находится в селе. Ещё один управленческий момент важен для меня, как директора школы, ­ это умение работать с информацией. В век информационного   общества   это   умение   определяет   не   только   функционирование   и   развитие   образовательного учреждения, но и своё собственное развитие как управленца. Огромный поток информации, необходимость принимать решения в условиях неопределённости, недостаток времени для оперативной работы с информацией создаёт трудности в управлении.   Я   для   себя   выработала   алгоритм   действий,   который   помогает   мне   ориентироваться   в   этом   потоке информации: принимаю информацию ­ обрабатываю (фиксирую, сортирую по значимости) ­ структурирую (сворачиваю в схему, таблицу, выделяю ключевые понятия) ­ восстанавливаю при необходимости (понимаю, использую для дальнейшей работы). Поэтому особое место в управлении занимает информационно­компьютерные технологии. Создание баз данных по учреждению позволяет, прежде всего, работать в оперативном режиме, быстро реагировать на изменения. Кроме того, накопление статистических данных по учреждению переходит на качественный уровень и позволяет делать аналитические выводы, как протекает учебно­воспитательный процесс, как качественно изменяется педагогический коллектив и т.д. Позволяет также сравнивать своё учреждение с другими, просматривать и просчитывать шаги по изменению ситуации. Таким инструментом в нашем ОУ является информационно­аналитическая система «Ученик». Успешно функционируют программы:   «Библиотека»,   «Расписание»,   создан   электронный   мониторинг   «   Электронная   школа   Приморья».   Новая оценка системы качества  образования». В школе есть локальная сеть с выходом в Интернет, все административные компьютеры подключены к нему. В школе создаются базы данных по различным направлениям деятельности. Работает школьный сайт .  В течение года проводилось наблюдение за организацией внеурочной деятельности учащихся 1­4 классов. Внеурочная   деятельность   является   составной   частью   учебно­воспитательного   процесса   и   одной   из   форм организации   свободного   времени   учащихся.   Внеурочная   деятельность   организуется     во   внеурочное   время   для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям: ­ спортивно­оздоровительное ­общекультурное ­общеинтеллектуальное ­духовно­нравственное ­социальное.           Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных   форм   ее   организации,  отличных   от   урочной   системы   обучения.   Занятия   проводятся   в  форме   экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.   Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. План внеурочной деятельности  1­4 классы Направления Спортивно  Образовательные формы          Работа спортивных секций  ­оздоровительн ое 1.Настольный теннис (3ч) 2.Шахматы(1ч.) 3.УФП (1ч.) 4.Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,  «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.( по плану  школы 1 раз в месяц) 5.Проведение бесед по охране здоровья. (1раз в месяц) организация Школа Школа  Школа Общекультур­ ное  Общеинтел­ лектуальное  6.Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.  7.Участие в районных  спортивных соревнованиях. 1.«Смак » (1ч) 2. «Кукольный театр»  (1ч) 3. «Бисероплетение»(1ч) 4. «Изопластика»(1ч) 5. «Тюбик» (1ч) 6. «1000 мелочей» 7.Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих  работ учащихся; 8.Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида  ученика, культуре поведения и речи( 1ч.) 9.Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла  на уровне школы, района, края. 1.Разработка проектов 1.Предметные недели 2.Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и  др.  3.Участие в научно­исследовательских конференциях на уровне школы,  Духовно­  нравственное района, края. 1Встреча с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества». 2.Тематические классные часы 3.Оказание помощи ветеранам Школа  Школа  Школа Школа Детский дом Детский дом Детский дом Школа  Школа Школа Школа  Школа  Школа Школа  Школа  Школа Школа  Школа Социальное  1.Проведение субботников, общественно­ полезного труда (1ч) 2.Кружок «Мир цветов» (1ч.) 3.Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам» Школа Детский дом Школа  Школа  Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается  динамичной школьной жизнью? Обращаясь к своему опыту работы директора школы, особенно в последние годы, когда в  образовании развернулись многочисленные инновационные процессы, я пришла к пониманию, что в этих условиях  полноценное управление школой и учебно­воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс  управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление ­ это коллективная деятельность. В настоящее время постоянный состав управленческой команды и управленческих семинаров состоит из администрации  школы и учителей, которым делегированы административные полномочия на постоянной основе.  Совместная работа педагогического коллектива школы дала свои результаты.  Задачу модернизации образования невозможно решать в границах только одной отрасли. Ведь образование не является  отдельной частью общества, а органично вписывается в неё. Общество становится потребителем образовательных услуг.  И поэтому интересы социума не могут не учитываться системой образования, и отдельной взятой школой в том числе.  Поэтому ещё одной точкой прорыва в деле образования должно стать умение управленца выстраивать публичный диалог  с общественностью. Логичным явилось создание коллегиального органа школьного управления ­ Управляющего совета, действующего на основе Устава школы и соответствующего Положения. Новая модель управления предполагает тесное  сотрудничество, постоянный диалог и взаимодействие двух субъектов управления: государственного и общественного.  Именно такой диалог влияет на качественные изменения в образовании и на образование в нашей школе.                  При администрации школы работает постоянно действует  родительский комитет. На проводимых общешкольных  собраниях рассматриваются вопросы организации совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей.  Давнюю традицию имеет и школьное ученическое самоуправление. Для каждой возрастной ступени существует свое  общественное объединение: клуб общения (1­4 классы), организация «Пламя» (5­7 классы), Союз молодежи (8­9 классы). Большую роль в управлении и работе образовательного учреждения играет родительская общественность.  Четыре года в  школе работает Совет отцов, состоящий из представителей родителей­отцов от каждого класса. Совет отцов занимается  профилактикой правонарушений и преступлений среди детей и подростков, оздоровлением обстановки в  неблагополучных семьях и семьях группы «риска». Привлечение к такой работе отцов восполняет недостаток мужского  воспитания в школе. Школа отрыта для конструктивного диалога с родительской общественностью.  Управленческая команда постоянно проводит мониторинг удовлетворённости посредством анкетирования родительской  общественности качеством образовательных услуг школы. Школа ­ сложная многоуровневая система. И без решения хозяйственных и финансовых вопросов она не может  функционировать и развиваться. А в условиях развития экономической самостоятельности школы повышаются и  требования к директору, как главному менеджеру. Он должен научиться разбираться в новых экономических механизмах. Я думаю, что главную свою управленческую задачу ­ становление в инновационной школе коллективного управления, при котором увлекает общая цель и решаются общие задачи школы, ­ я выполняю.

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»

Предпроектный анализ проекта «Гражданская оборона, как неотъемлемая сторона патриотического воспитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2018