Представление опыта работы
«Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»
Качковская
Людмила Анатольевна,
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Одной из актуальных проблем сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.
В нашей стране за последнее время произошли значительные изменения, касающиеся нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране. Что бы ни менялось в обществе, воспитание у подрастающего поколения нежных чувств к своей стране, гордости за нее, необходимо во все времена. Воспитание патриотизма, основ гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.
К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".
Понимая важность данного вопроса, одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:
· Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;
· Формирование бережного отношения живой и неживой природе;
· Воспитание уважения к чужому и своему труду;
· Развитие интереса к русским промыслам и традициям;
· Формирование базовых знаний о правах человека;
· Расширение имеющихся представлений о своем городе;
· Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
· Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;
· Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.
· Гармонизация межличностных отношений со сверстниками.
Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, еще в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.
Проблема толерантного воспитания и гармонизация межличностных отношений актуальна сегодня как никогда. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.
Решение данных задач происходит во всех видах детской деятельности: в играх и в труде, в быту и на прогулке, на занятиях и в совместной деятельности детей и воспитателей.
Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный и последовательный процесс. Работа по привитию дошкольникам основ гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:
1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
2. Работа с детьми;
3. Работа с родителями.
4. Привлечение всех участников образовательного процесса
Все эти направления взаимосвязаны и включают:
- Знакомство со своим городом, его историей;
- Знакомство с Россией и родным краем;
- Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
- Знакомство с символикой государства, республики, города.
Методическое сопровождение
Создаание предметно-пространственной развивающей среды:
· Создан «Музей боевой славы»;
· Оформлена «Книга памяти» (к 75-летию Победы в ВОвойне)
· Экспозиция в Уголке боевой славы «Куклы в военной форме»;
· Информационные стенды: "Широка страна моя родная", «Воспитываем маленького патриота», "Мой город";
· Дидактические, настольные игры гражданско-патриотической направленности: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России", "Рода войск", "Собери флаг", " Назови достопримечательность", "Улицы моего города" и т.д.;
· Подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы Великой отечественной войны, о России, армии и т.д.;
· Библиотека выходного дня (родители (законные представители) могут взять книгу для чтения на дом).
Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, округе, родном городе. В каждой возрастной группе темы повторяются, меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность.
Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной. 75-летие Победы – дети должны знать о роли советских солдат в победе над фашизмом.
Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме гражданско-патриотического воспитания. Педагоги МБДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам: «Актуальность и нормативно-правовые основы введения программ гражданско-патриотического воспитания детей в дошкольные образовательные организации в условиях реализации ФГОС ДО», «Теоретические и методические основы реализации гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО для педагогов дошкольного образования», «Духовно-нравственное образование в рамках стратегии развития воспитания РФ до 2025г.», «Современные подходы к содержанию и организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности педагога.
Работа с детьми
Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физическим воспитанием.
Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.
Задача педагога:
· Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);
· Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);
· Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
· Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
· знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
· Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.
Связь воспитателя и других специалистов ДОУ
Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".
В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия
Народные и фольклорные праздники: День знаний, Осенины, Ярмарка, Колядки, Масленица, Рождество, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, Праздник русской березки, Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.
· Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
· Православные праздники – Красная Пасха, Рождество - семейный праздник.
· Бытовые и семейные праздники – выпускной бал, дни рождения, День города.
В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.
Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.
В игре моделируются ситуации, аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки.
Работа с родителями
Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах «Мы - патриоты», «По реке прошлого», «Мой дед – ветеран», «Рождество – семейный праздник», играх и конкурсах «Бравые солдаты», «День военно-воздушных шариков»).
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.
Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территорию МБДОУ и групповых прогулочных участков.
Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение любимых мест отдыха горожан и достопримечательностей города.
Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества. В группах реализуются проекты гражданско-патриотической направленности «Герб моей семьи»», «Генеалогическое дерево», «Моя семья – моя крепость»
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.