Представление здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ
Оценка 4.8

Представление здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
11.04.2021
Представление здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ
Представление здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ
мо.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

«Представление

психолого- педагогической

деятельности по здоровьесбережению

учащихся школы

 с ОВЗ в процессе обучения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: представление психолого- педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся школы с ОВЗ в процессе обучения.

Задачи:

·         Познакомить с актуальностью проблемы здоровьесбережения;

·         Представить способы её решения;

·         Показать целесообразность использования здоровьесберегающих технологий.

В рамках программы «доступная среда» в нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с соматическими заболеваниями дети инвалиды с нарушением зрения, слуха, патологией органов, а также дети со следующими диагнозами: детский аутизм, синдром Дауна, УО разной степени выраженности.

У всех учащихся есть речевые нарушения.

Это большой пласт деятельности в рамках школы, поэтому сегодня мы рассмотрим технологии здоровьесбережения на примере начальной школы.

Конечно, этим детям необходимо создавать особые условия для обучения, направленные на сохранение и укрепление их здоровья. На протяжении всего учебного процесса необходимо как можно чаще менять виды деятельности, чтобы они не утомлялись, не возбуждались, были им заинтересованы.

Поэтому в своей работе я использую всевозможные технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание

традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном

эмоциональном взаимодействии педагогов и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых технологиях, которые используют в работе педагоги.

Какие технологии я применяю при работе с детьми с ОВЗ:

1 Технология разноуровневого обучения;

2 Коррекционно - развивающие технологии;

3 Технология проблемного обучения;

4 Проектная деятельность;

5 Игровые технологии;

6 Информационно-коммуникационные технологии;

 Здоровьесберегающие технологии. 

Что же такое здоровьесберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников. Применять оздоровительные технологии в процессе урока мне помогают родители учащихся, которые присутствуют на уроке. Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения.

Основные составляющие системы здоровьесбережения:

·         Организация рационального двигательного режима учащихся;

·         Непрерывный  мониторинг узких специалистов о состоянии здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений;

·         Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;

·         Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

- не навреди!

- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

- соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.  

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы узких специалистов, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на две группы:

·         Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

·         Коррекционно - развивающие технологии.

На своих уроках, а я веду уроки СБО, технологии, окружающего мира, адаптивной физкультуры, коррекционные уроки по развитию сенсомоторики, использую разные виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемые мной в работе:

 

Дыхательная гимнастика.

Она направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

- развитие силы, плавности и длительности вдохи и выдоха.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. На занятиях дыхательной гимнастикой развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей с ОВЗ чаще носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает ребенку легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Коллеги, попробуем выполнить дыхательное упражнение.

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу (4-3-4)и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (шарики, мыльные пузыри…).

Следующее упражнение:

В работе используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)

Развитие мелкой моторики.

 Задачи:

-повышение работоспособности коры головного мозга;

-развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

 Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук.  Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Это игры и упражнения с пальчиками.

1.     Игры с природным, бросовым материалом (пуговицы, шнурки, шишки…и т.п.)

2.     Игры с пособиями.

3.     Динамические упражнения. (Показ)

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время

СУ-ДЖОК-терапия.

Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей (в том числе и с ОВЗ).

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Массаж проводится до появления теплового эффекта. Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Используется в течение всего дня и непосредственно в образовательной деятельности.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

1.     Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.

2.     Уравновесить психоэмоциональное состояние ребенка. Массаж су - джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться. 

3.     Повысить иммунную защиту организма.

4.     Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.

5.     Подготовить руку школьника к письму.

Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками и школьниками врачи, педагоги и родители.

Или например:

- На контрольной работе тщательно помассируйте с детьми большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет им быстрее найти правильное решение.

-Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.

-После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного дна.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Используется в  любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки. (Схема на экране).

Развитие цветовосприятия:

Возможность адекватного восприятия цветоаномалами цветов спектра при определенном угле зрения имеет важное значение для организации учебного процесса, в частности для использования наглядных пособий.

Поле зрения. Нормальное поле зрения является важным условием успешного выполнения различных видов деятельности, особенно учебно - познавательной и ориентировочной. Изменения поля зрения ведут к нарушению зрительного отражения пространства, которое в зависимости от характера нарушения либо сужается, либо деформируется. (Упражнение: «Далеко-близко».)

Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для детей младшего возраста данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.


 

Скачано с www.znanio.ru

Представление психолого- педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся школы с

Представление психолого- педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся школы с

Цель : представление психолого- педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся школы с

Цель : представление психолого- педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся школы с

Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения

Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения

Коллеги, попробуем выполнить дыхательное упражнение

Коллеги, попробуем выполнить дыхательное упражнение

Пак Чжэ Ву из Южной Кореи. Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах

Пак Чжэ Ву из Южной Кореи. Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах

Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки

Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2021