1 слайд
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги. Я Надежда Георгиевна
Федоренко учитель начальных классов Общеобразовательной школы №3
г. Невинномысска
Что значит, быть учителем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в
этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и
неудачам. Нести за них ответственность.
Что ожидает человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в
обществе, прекращая исполнять роль учащегося, ведомого учителем?
Современному обществу требуются активные, талантливые и практические
направленные специалисты, способные к адаптации в социальной среде,
именно поэтому очень важно развивать личность учащихся через
сотрудничество и совместную деятельность.
Учитель и ученик растут вместе… Значит, современной школе нужны
учителя, уделяющие внимание самообразованию.
Сегодня на первый план выходит формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе
информации отобрать нужное, само развиваться и само совершенствоваться.
Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего
образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью
образовательного процесса является формирование универсальных учебных
действий,
познавательные,
коммуникативные.
регулятивные,
таких как:
личностные,
2 слайд
В соответствии стандартам второго поколения познавательные
3 слайд общеучебные,
универсальные учебные действия включают:
логические, а также постановку и решение проблемы.
4 слайд
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ
— синтез
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинноследственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Мне кажется, что никто не будет спорить с тем, что каждый учитель
должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам.
Я задалась вопросом: « А как это делать правильно?»
5 слайд
Возникла методическая проблема «Формирование и развитие
логического мышления обучающихся в начальной школе средствами
деятельстного подхода в условиях нового государственного стандарта»
6 слайд
Считаю, что актуальность опыта в том, что в младшем школьном
возрасте дети располагают значительными резервами развития. Поэтому,
необходимо проводить целенаправленную работу по их обучению основным
приёмам мыслительных действий.
7 слайд
Целью работы по данной теме ,по моему мнению, является решение
проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания у
детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование
стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в определении
сложностей.
8 слайд
Главная задачаразвитие логики мышления, которая бы позволила детям
строить умозаключения, приводить доказательства. Высказывания, логически
связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в
конечном счёте,
Исходя из
вышесказанного, возникла необходимость работы над темой 9 слайд
самостоятельно приобретать знания.
«Развитие логического мышления младших школьников средствами
деятельностного подхода в обучении»
10 слайд
Я считаю, что основная идея деятельностного подхода учебного процесса
состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они
становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие
11 слайд Обратившись к учебной литературе выяснила для себя, что
значительное место вопросу развития у младших школьников логического
мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог
Василий Александрович Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к
изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он
опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом
направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В
окружающем мире — тысячи задач. Их придумал народ, они живут в
народном творчестве как рассказызагадки».
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения
подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным
взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями». В основе системно
деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который
сформулирован Лев Семёнович.Выготским еще в 30е годы прошлого
столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за
учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на
перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на
завтрашний день детского развития».
12 слайд
Так же педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут
узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная
задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности.
Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как
пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу,
чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно
научить ловить её. Именно в действии порождается знание.
Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие
ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот,
который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой
структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки,
построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший
современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия,
ищет верные решения, сомневается, радуется.
С введением Федеральных образовательных стандартов общего
образования второго поколения формирования УУД (универсальные учебные
действия) у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки
основных этапов:
выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном
процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно
психологических особенностей учащихся;
определение ориентировочной основы каждого из УУД,
иорганизация
выполнение,
его
обеспечивающей
ориентировки учащихся при его реализации;
успешное
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от
выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме
и от совместного выполнения действия к самостоятельному;
создание системы задач, включающих предметноспециальные,
общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает
формирование заданных свойств УУД;
Для достижения своей цели я стала использовать технологию
деятельностного подхода. Стараюсь организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили,
как надо действовать в новых условиях.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
13 слайд
Структура урока в технологии деятельностного подхода
1. Орг. момент.
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
2. Постановка учебной задачи.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания,
памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
темы и цели урока.
3. «Открытие» детьми нового.
организация
деятельности;
самостоятельной
исследовательской
выведение алгоритма.
4. Первичное закрепление
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Итог урока. Рефлексия.
5. Самоанализ и самоконтроль.
6.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать
либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему
урока. Если учащиеся 1го класса учатся определять цель деятельности на уроке с
помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 34
классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после
предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью
и, при необходимости, исправляют ошибки.
14 слайд
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный
прием).
2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности,
так и по развивающему результату).
3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением
мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития
интеллекта).
Приемы создания проблемной ситуации. 1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В
результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у
школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего
момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная
способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может
столкнуться с двумя препятствиями:
1.
когда ученики справляются с заданием. Задача учителя
остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся
сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь
примерыто были новыми! Чем эти примеры не похожи на
предыдущие?»
2.
когда задание давалось фронтально всему классу и
несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как
вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример
отличается от остальных?»
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение.
Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.
Предлагаю рассмотреть как можно поставить учебную задачу на конкретных
примерах.
Тема:
«Правописание
безударных
окончаний имен
существительных»
Пог…ворил, пок…зался, ст…рик.
П…льто, к…мыш, кр…стьянин.
П…слышался, з…валинка, п…дкрался.
Разбит… (дерево), блестящ… (рыба), ранн… (утро).
К черёмух…, о мор…, в памят…
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить.
15 слайд – 16 слайд
Учебная проблема поставлена и начинается 2ой этап урока – поиск
решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап
включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и
одновременное. В 1ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала
выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так до решающей.
«Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2ом случае
гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше
фиксировать, чтобы не забылись.
17 слайд
Рекомендации к проведению этапа.
1. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись
ошибочные гипотезы.
2. Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
3.
Может случиться так, что 1ая выдвинутая гипотеза окажется
решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам
ошибочную гипотезу.
4. При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без
внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была
проверена.
5. Этот этап является не только основным, но и наиболее
трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10ой минуты.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его
воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не
менее, желателен, т. к.
1)
2)
за счет проговаривания углубляется понимание;
развивается речь.
18 слайд
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть
схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал
лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно
организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется
оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с
результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый
образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный
сигнал, который будет использоваться в практической части урока.
Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то,
что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким
образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
1. качественное усвоение знаний;
2. развитие интеллекта и творческих способностей;
3. воспитание активной личности.
19 слайд И мне бы хотелось повториться и обратить внимание на
один аспект. В представлении прошлого опыта работы 2 года назад я
говорила о куклах. Это работает на 100%. Работая в парах
подготавливаясь к выступлениям и т. дети забывают о стеснении высказать
своё мнение не от своего лица а от лица куклы. Затем стеснение и
неуверенность уходит само собой. Использование системно деятельностного подхода
в практике
позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в
процесс “открытия” нового знания.
По моему мнению,
реализация деятельностного подхода в
начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной
мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это
утверждение. 20 слайд У обучающихся формируются основные учебные
умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и
продолжить предметное обучение по любому учебнометодическому
комплекту.
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Представление опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.