Предупреждение насилия в семье

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Предупреждение насилия в семье.docx

 

Тренинг

ТЕМА: «Педагог и профилактика

насилия в семье»

Цель: повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Задачи:

  1.  Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми
  2. Познакомить с понятием «жестокое отношение с детьми», видами насилия
  3. Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.
  4. Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия
  5. Разобрать педагогические ситуации
  6. Разобрать алгоритм действий при выявлении жестокого обращения с ребенком
  7. Создать проект по профилактике и предотвращению жестокости и насилия в семье и в школе 

Описание: Тренинг рассчитан на педагогов, классных руководителей. Реализуют проект педагоги-психологи, социальные педагоги.

Время проведения –1час 15 минут

Участники мероприятия: педагоги, классные руководители, педагог-психолог,социальный педагог.

Ожидаемый результат:

Создание сценария эффективного тренинга, который может быть использован педагогом-психологом для формирования критического отношения педагогов к жестокому обращению с детьми.

Ведущий 1 (педагог-психолог): Жестокое обращение с детьми- тема, безусловно, актуальна, но не хотелось бы загружать вас цифрами, статистикой и лекционным материалом. Наше занятие будет проходить интерактивно. Это значит, что ваше активное участие приветствуется. Мы сегодня с вами будем рассуждать, обсуждать и разыгрывать ситуации. Главная цель нашего с вами занятия-защитить детей от насилия. А для начала давайте познакомимся.

Упражнение «Имена и качества»

Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор — веселый». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, а я Александр — активный».

Ведущий 2(социальный педагог):

Теперь нам нужно обсудить правила взаимодействия между участниками группы. Это очень важно для нашего занятия для того, чтобы соблюдалась дисциплина.

Принятие правил тренинга

  1. Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. От выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
  4. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.

Ведущий 1:Все принимают правила? Может быть, Вы что-то предложите свое? Предлагаю эти правила зафиксировать на доске, чтобы они всегда были у нас перед глазами

Игра «Молекулы» Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки Члены группы-«атомы»-свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок). Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по и т.д в конце упражнения объединяется вся группа.

Ведущий 2: Жестоким обращением является причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими,своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка.

Существует 4 вида жестокого обращения: физическое, эмоциональное, сексуальное и пренебрежение потребностями ребенка.

Ведущий 1 делит присутствующих на 3 группы и просит привести примеры одного из видов жестокого обращения. Ведущий 2 записывает примеры на доске.

Ведущий 1: Давайте поразмышляем на тему, что Вы на своих уроках разрешаете, относительно контролируете и полностью запрещаете ребенку.

Упражнение «Разрешаем-запрещаем на уроке

Участникам предлагается составить список возможных действий детей и распределить их по 3 зонам. Полученные результаты обсуждаются и анализируются.

Ведущий 2: Предлагаем Вам оценить свои педагогические способности на основе того,какой выход Вы находите из ряда описанных затруднительных педагогических ситуаций.

Тестирование «Педагогические ситуации»

Ведущий 1:Вы, как педагоги, часто встречаетесь с родителями. Давайте выполним упражнение. Вам необходимо ознакомиться с ситуацией, написанной в карточке, обсудить ее в группе и разыграть разговор с родителями. Главная задача- поговорить с родителями так, чтобы избежать физического наказания.

Упражнение «Разговор с родителями»

Ведущий делит участников на 3 группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией,обсуждает и разыгрывает разговор с родителями. Главная задача-поговорить с родителями так,чтобы предотвратить физическое наказание.

Ситуация 1 «К вам на урок приходит ученик, вы замечаете у него на руках синяки. Вы знаете, что ученик на днях получил двойку. Вы вызываете родителя в школу»

Ситуация 2 «Ученик неоднократно опаздывает на уроки. Хамит вам. Отказывается отвечать у доски. Вы вызываете родителя в школу»

Ситуация 3 «Ученик вашего класса ходит в школу грязный, от него исходит неприятный запах, дети его дразнят, он не успевает по школьной программе. Вы вызываете родителя в школу»

Ведущий 2: Если Вы в свой практике столкнетесь с фактом жестокого обращения с детьми и пренебрежительного к ним отношения, мы предлагаем памятку, разработанную Центром диагностики и консультирования Советского района города Ростова-на-Дону. Данное учреждение является базой региональной экспериментальной площадки по данной проблеме.

Вручение памятки: «Информирование об алгоритме действий при выявлении жестокого обращения с ребенком» Обсуждение алгоритма

Ведущий 1: Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Что вы испытывали, выполняя упражнения?

Как вы будете использовать полученные знания в своей педагогической практике?

Ведущий 2: Организационный конец Спасибо вам большое,что пришли на наш тренинг. Надеемся,что он не пройдет бесследно: над чем-то Вы задумались, а что-то уже сейчас Вам пригодится в вашей профессиональной деятельности. До свидания!

Приложение 1

Анкета «Педагогические ситуации»

Инструкция: Перед Вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, выберите вариант реагирования на данную ситуацию такой, какой, по вашему мнению, педагогически наиболее корректен.

Ситуация 1 Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

  1. «Вот тебе и на!»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога!»
  4. «Ты что, дурачок?»
  5. «Я люблю веселых людей»
  6. «Я рад(а),что создаю у тебя веселое настроение»

Ситуация 2 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» - Какой должна быть реакция учителя?

  1. «Не хочешь - заставим!»
  2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем»
  4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
  5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
  6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав»

Ситуация 3 Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Вы думаете, я смогу когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» - Что должен на это ему ответить учитель?

  1. «Если честно сказать, - сомневаюсь»
  2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться»
  3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды»
  4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
  5. «Давай поговорим и выясним проблемы»
  6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать»

Ситуация 4 Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь(выполнить домашнее задание и т.д.)»- Как следует отреагировать учителю?

  1. «Ну вот, опять!»
  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее»
  4. «Я хотел(а) бы знать, почему?»
  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности»
  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 5 Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать вместе с ним»- Как на это должен отреагировать учитель?

  1. «Ну и что?»
  2. «Никуда не денешься, все равно придется»
  3. «Это глупо с твоей стороны»
  4. «Но он тоже не захочет после этого работать с тобой»
  5. «Почему?»
  6. «Я думаю, что ты не прав»

 

Ключ к методике «Педагогические ситуации»

 

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 5 педагогическим ситуациям, деленной на 5.

Оценка выше 4,5- педагогические особенности высокоразвитые

Оценка от 3,5 до 4,4- педагогические особенности среднеразвитые

Оценка ниже 3,4- педагогические особенности слаборазвитые