Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП
Оценка 4.8

Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП

Оценка 4.8
Семинары
docx
СCУЗ, ВУЗ
04.09.2023
Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП
Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП.docx

Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП

 

Формирование нравственной, духовно богатой личности, обладающей целостным представлением о мире, об истории и традициях Отечества, является сегодня важной задачей образования. И данную задачу, безусловно, помогают решить предметы культурологического цикла.

 В этой связи актуальным становится изучение культурологических курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья» (ОДНКНП) в 5-7 классах, имеющих комплексный характер, знакомящих учащихся с основами различных мировоззрений и опирающихся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции

 Наша гимназия  входила в эксперимент по введению в начальной школе курса ОРКСЭ.

     В гимназии  курс «ОРКСЭ» реализуется в 4 классе по двум модулям  «Основы православной культуры» и «Основы светской этики», что в течение 5 лет является результатом выбора содержания курса родителями обучающихся. Этому выбору способствует информационно -просветительская работа с родителями – родительские собрания в 3 и 4 классах, на которых родители могут задать интересующий вопрос администрации  школы, познакомиться с содержанием всех модулей, обсудить результаты изучения курса.  У нас  разработано данное  родительское собрание и  в результате такой просветительской работы родители делают выбор, и классы делятся на две группы практически поровну для изучения одного из модулей. ОДНКНП -  логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана школы на уровне основного общего образования.

Наш опыт работы убеждает нас в том, что преемственность на ступени начального и основного общего образования при изучении учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивается содержанием работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в многообразии форм и методов взаимодействия ребенка и учителя, обучающихся между собой, школы и родителей.

           В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНП осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу народа Приднестровья. ОРКСЭ и ОДНКНП являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы. Все их модули и разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых должен обеспечить образовательный процесс.

Планируемые результаты освоения предметной области

ОРКСЭ: Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе. Первоначальные представления о светской этике,  православной религии, их роли в культуре и истории. Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.

ОДНКНП: Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам. Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов Приднестровья. Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества. Роль религий в становлении государства.

         В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

Для повышения эффективности учебного процесса на уроках ОРКСЭ и ОДНКНП учителями гимназии используются в педагогической практике  технологии интегрированного обучения, игровые технологии, технологии развития критического мышления,  информационно-коммуникационные технологии. Исследовательский, игровой, имитационно-ролевой методы, метод образного видения обеспечивают высокую активность учащихся. Мотивации учебного процесса способствуют и такие нетрадиционные формы уроков, как урок – путешествие, урок – экскурсия, урок – КВН, урок – брейн – ринг, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений – миниатюр.

          Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления старого материала, формирования общеучебных умений на уроках ОРКСЭ и ОДНКНП используются  различные виды деловой игры, которая даёт возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. На таком занятии активно используются различные виды заданий: логические ряды, «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. Технология интеллект-карт позволяют организовать активную интересную работу в группах по систематизации и обобщению знаний.

Учителя  используют выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, репродукции, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины, словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Словарик», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Назови современника», «Город слов», «Да-нет», «Найди соответствия»). Речевые игры - «Назови синонимы, антонимы к словам», «Подбери определение к слову».  

      Творческие игры применяются на любом этапе урока. При создании проблемной ситуации игру  «Расшифруй слово»,  игру «Ассоциации» - при объяснении нового материала , закреплении и рефлексии. Кроссворды, пословицы, поговорки можно применять на разных этапах урока. Итог урока можно подвести, используя игровые приемы «Древо Впечатлений», «Синквейн», «Кластер», «Снежный ком», « Из уст в уста», «Найди ошибки», и другие.

 Особый интерес у детей вызывает такая форма работы, как интервью. Ребята составляют  вопросы и берут  интервью у учителей и детей гимназии.

           На уроках дети часто читают притчи. По объему они очень короткие и на уроке можно обсудить, сравнить 2-3 притчи. Притча близка к басне. Именно притча является наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Использую учителя их  на этапе объяснения нового материала, закрепления, на этапе рефлексии.

            Используя  короткометражные мультфильмы, дети в игровой форме изучают достаточно сложный материал. Например, тема «Этикет».  Дети смотрят мультфильм по произведению К.Чуковского «Телефон». Тема «Дружба» - мультфильм «Пузырь, соломинки и лапоть» или «Крылатый, мохнатый  да масляный». Тема «Твои права» - мультфильм «История одного преступления». Тема  «Жить во благо себе и другим» мультфильм «Чуня»  Тема «Добрым жить на свете веселей» - мультфильм «Просто так»

       Краеведческий элемент способствует решению еще одной задачи - воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию. Можно совершить реальные   или заочные видео-экскурсии .

 Последние три-четыре урока посвящаются  защите проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса.
Вот некоторые темы проектов:

·        Что такое совесть?

·        Милосердие и сострадание

·        Как отличить добро от зла?

·        Наши имена

·        10 заповедей

·        Мой друг

·        Рассказ о добром человеке

·        С чего начинается Родина …

·        Спасибо прадеду за Победу!

·        Моя семья

·        Достопримечательности моего города

·        Моя родословная

·        Праздники в моей семье

·        Традиции моей семьи

·        Мы в ответе за тех кого приручили

·        Мой ангел-хранитель  - небесный покровитель

·        Духовная аптека

   Во внеурочное время  среди учащихся 4-ых классов гимназии ежегодно проводиться конкурс  рисунков на  пасхальную тему, «Пасхальное яйцо» классные часы  «Праздники в нашем доме», «Традиции семейной трапезы», «Ангел над городом».

     Праздник Славянской письменности и культуры, «Масленица» проводится в среднем звене.

  Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся, дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНП, направлены на освоение учащимися личностных результатов.

Результатом работы стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе - коллективной.

Преподавание курсов ОРКСЭ безотметочное, а по ОДНКНП в 5-7 классах  выставляются отметки,  и для отслеживания результатов работы  учителя используют следующие формы контроля:

- лист самооценки;

- наблюдение;

- анкетирование

- участие в проектах;

- портфолио работ;

- участие в благотворительных акциях;

- тестовые задания.

                Таким образом, формирование личности человека нового времени, воспринимающего мир как единую систему духовно-нравственных и культурных ценностей, невозможно сегодня без совершенствования образовательной среды. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры, восприятию себя как части «одного бесконечного живого целого».


 

Преемственность в преподавании курсов

Преемственность в преподавании курсов

Приднестровья. ОРКСЭ и ОДНКНП являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы

Приднестровья. ОРКСЭ и ОДНКНП являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы

Технология интеллект-карт позволяют организовать активную интересную работу в группах по систематизации и обобщению знаний

Технология интеллект-карт позволяют организовать активную интересную работу в группах по систематизации и обобщению знаний

Последние три-четыре урока посвящаются защите проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах

Последние три-четыре урока посвящаются защите проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения…

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2023