Преемственность в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНП
Формирование нравственной, духовно богатой личности, обладающей целостным представлением о мире, об истории и традициях Отечества, является сегодня важной задачей образования. И данную задачу, безусловно, помогают решить предметы культурологического цикла.
В этой связи актуальным становится изучение культурологических курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья» (ОДНКНП) в 5-7 классах, имеющих комплексный характер, знакомящих учащихся с основами различных мировоззрений и опирающихся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции
Наша гимназия входила в эксперимент по введению в начальной школе курса ОРКСЭ.
В гимназии курс «ОРКСЭ» реализуется в 4 классе по двум модулям «Основы православной культуры» и «Основы светской этики», что в течение 5 лет является результатом выбора содержания курса родителями обучающихся. Этому выбору способствует информационно -просветительская работа с родителями – родительские собрания в 3 и 4 классах, на которых родители могут задать интересующий вопрос администрации школы, познакомиться с содержанием всех модулей, обсудить результаты изучения курса. У нас разработано данное родительское собрание и в результате такой просветительской работы родители делают выбор, и классы делятся на две группы практически поровну для изучения одного из модулей. ОДНКНП - логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана школы на уровне основного общего образования.
Наш опыт работы убеждает нас в том, что преемственность на ступени начального и основного общего образования при изучении учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивается содержанием работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в многообразии форм и методов взаимодействия ребенка и учителя, обучающихся между собой, школы и родителей.
В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНП осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу народа Приднестровья. ОРКСЭ и ОДНКНП являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы. Все их модули и разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых должен обеспечить образовательный процесс.
Планируемые результаты освоения предметной области
ОРКСЭ: Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе. Первоначальные представления о светской этике, православной религии, их роли в культуре и истории. Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.
ОДНКНП: Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам. Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов Приднестровья. Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества. Роль религий в становлении государства.
В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.
Для повышения эффективности учебного процесса на уроках ОРКСЭ и ОДНКНП учителями гимназии используются в педагогической практике технологии интегрированного обучения, игровые технологии, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии. Исследовательский, игровой, имитационно-ролевой методы, метод образного видения обеспечивают высокую активность учащихся. Мотивации учебного процесса способствуют и такие нетрадиционные формы уроков, как урок – путешествие, урок – экскурсия, урок – КВН, урок – брейн – ринг, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений – миниатюр.
Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления старого материала, формирования общеучебных умений на уроках ОРКСЭ и ОДНКНП используются различные виды деловой игры, которая даёт возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. На таком занятии активно используются различные виды заданий: логические ряды, «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. Технология интеллект-карт позволяют организовать активную интересную работу в группах по систематизации и обобщению знаний.
Учителя используют выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, репродукции, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины, словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Словарик», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Назови современника», «Город слов», «Да-нет», «Найди соответствия»). Речевые игры - «Назови синонимы, антонимы к словам», «Подбери определение к слову».
Творческие игры применяются на любом этапе урока. При создании проблемной ситуации игру «Расшифруй слово», игру «Ассоциации» - при объяснении нового материала , закреплении и рефлексии. Кроссворды, пословицы, поговорки можно применять на разных этапах урока. Итог урока можно подвести, используя игровые приемы «Древо Впечатлений», «Синквейн», «Кластер», «Снежный ком», « Из уст в уста», «Найди ошибки», и другие.
Особый интерес у детей вызывает такая форма работы, как интервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у учителей и детей гимназии.
На уроках дети часто читают притчи. По объему они очень короткие и на уроке можно обсудить, сравнить 2-3 притчи. Притча близка к басне. Именно притча является наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Использую учителя их на этапе объяснения нового материала, закрепления, на этапе рефлексии.
Используя короткометражные мультфильмы, дети в игровой форме изучают достаточно сложный материал. Например, тема «Этикет». Дети смотрят мультфильм по произведению К.Чуковского «Телефон». Тема «Дружба» - мультфильм «Пузырь, соломинки и лапоть» или «Крылатый, мохнатый да масляный». Тема «Твои права» - мультфильм «История одного преступления». Тема «Жить во благо себе и другим» мультфильм «Чуня» Тема «Добрым жить на свете веселей» - мультфильм «Просто так»
Краеведческий элемент способствует решению еще одной задачи - воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию. Можно совершить реальные или заочные видео-экскурсии .
Последние три-четыре урока посвящаются защите проектных работ,
которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все
итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса.
Вот некоторые темы проектов:
· Что такое совесть?
· Милосердие и сострадание
· Как отличить добро от зла?
· Наши имена
· 10 заповедей
· Мой друг
· Рассказ о добром человеке
· С чего начинается Родина …
· Спасибо прадеду за Победу!
· Моя семья
· Достопримечательности моего города
· Моя родословная
· Праздники в моей семье
· Традиции моей семьи
· Мы в ответе за тех кого приручили
· Мой ангел-хранитель - небесный покровитель
· Духовная аптека
Во внеурочное время среди учащихся 4-ых классов гимназии ежегодно проводиться конкурс рисунков на пасхальную тему, «Пасхальное яйцо» классные часы «Праздники в нашем доме», «Традиции семейной трапезы», «Ангел над городом».
Праздник Славянской письменности и культуры, «Масленица» проводится в среднем звене.
Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся, дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНП, направлены на освоение учащимися личностных результатов.
Результатом работы стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе - коллективной.
Преподавание курсов ОРКСЭ безотметочное, а по ОДНКНП в 5-7 классах выставляются отметки, и для отслеживания результатов работы учителя используют следующие формы контроля:
- лист самооценки;
- наблюдение;
- анкетирование
- участие в проектах;
- портфолио работ;
- участие в благотворительных акциях;
- тестовые задания.
Таким образом, формирование личности человека нового времени, воспринимающего мир как единую систему духовно-нравственных и культурных ценностей, невозможно сегодня без совершенствования образовательной среды. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНП обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры, восприятию себя как части «одного бесконечного живого целого».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.