«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Оценка 4.9

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература +1
Детсад—5 кл
01.11.2018
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Статья по русскому языку и литературе на тему «Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах», 5 класс ФГОС Период адаптации в 5 классе – один из труднейших периодов школьного обучения, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо.
Преемственность в обучении в 5 классе.docx
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах» Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и  сегодня. Особенно в условиях введения ФГОС.   В основе ФГОС лежит принцип:  единство  преемственности основных  образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно­ нравственного развития и воспитания учащихся. Что такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в  процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет  в себе некоторые его элементы. Преемственность в образовании ­ это система связей,  обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и  воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на  смежных этапах развития ребенка. Основанием преемственности  разных ступеней  образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет  непрерывного образования — формирование умения учиться. Период   адаптации   в   5­м   классе   –   один   из   труднейших   периодов   школьного обучения,   порождающий   серьёзные   педагогические   проблемы.   Оснований   для   такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической     точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.   Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного   процесса:   учащихся,   педагогах,   родителях.   Трудности   этого   периода обусловлены: ­        сменой социальной обстановки; ­        изменением роли учащегося; ­        увеличением учебной нагрузки; ­        изменением режима дня; ­        разностью систем и форм обучения; ­        нестыковкой программ начальной и основной школы; ­        различием требований со стороны учителей­предметников; ­        изменением стиля общения учителей с детьми. При   переходе   из   начальной   школы   в   среднюю   школу     необходимо   учитывать возрастные   особенности   подростков,   создавать   ситуации   успеха,   чтобы   под   натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Наиболее   сложным   для   ребят   является   переход   от   одного   учителя   к взаимодействию с несколькими различными учителями ­ предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.   И   одной   из   наиболее   часто   встречающихся   проблем   является   адаптация   к новым   учителям,   что   сопровождается   часто   конфликтами,   взаимным   недовольством учителей и учеников друг другом.  На   мой   взгляд,   преемственность   в   обучении   школьников   между   начальной   и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение Успешность   адаптации   младшего   подростка   зависит   не   только   от   интеллектуальной готовности,   но   и   от   того,   насколько   он   умеет   налаживать   отношения   и   общаться   с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие: ­  возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем; ­  возросший объем работ как на уроке, так и дома; ­  новые требования к урокам и новые учителя; ­  необходимость много работать самостоятельно и т.д. При   переходе   детей   из   начальной   школы   в   среднюю   начинаются   проблемы   с поведением и успеваемостью. Важнейшей   причиной   трудностей,   обусловливающих   переход   в   среднюю   школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны   ситуации   обучения   в   данном   случае   добавляется   ещё   так   называемый субъективный   фактор:   отсутствие   единых   требований   по   многим   вопросам   учебной деятельности   между  ФГОС   НОО   и   ФГОС   ООО  (начальной   и   средней   школой)   по следующим аспектам: В содержании и ведущем виде деятельности: ­ в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность); ­ в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).  преемственность   форм   и   методов   обучения:   темпа,   объёма   и   уровня   изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.  единство подхода к критериально ­ оценочной деятельности в начальных и средних классах.   Многие   «хорошисты»   и   «отличники»   начальной   школы   при   переходе   в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей   деятельности,   повышением   уровня   тревожности.   Практика   выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда   снижением   учебной   результативности.   Это   психологическая   сторона   проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким   снижением   числа   здоровых   детей,   увеличением   количества   детей,   имеющих хронические заболевания, неврозы из­за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа   преемственности   необходимо.   К   условиям   соблюдения   принципа преемственности в обучении русскому языку относят: ­ изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.; ­ понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; ­ согласование программ и учебников смежных классов; ­ разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой; ­ пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах; ­ согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения. Анализ сформированности основных учебных умений учащихся 5 классов В   школьных   программах   по   русскому   языку   как   в   начальных,   так   и   в   средних классах   уделяется   особое   внимание   систематической   работе   над   формированием орфографической   грамотности   учащихся.   Необходимость   поиска   путей   и   условий повышения   качества   обучения   русскому   языку   в   целом,   и   особенно   орфографии   как наиболее   сложного   его   раздела,   возникает   у   каждого   учителя.   Успешная   адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи.   Его   главная   задача   –   обобщить,   систематизировать   и   дополнить   представления младших   школьников   об   устройстве   русского   языка,   о   его   использовании   в   процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Литературное   чтение   в   начальной   школе   –   первое   звено   в   системе   единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных   условиях   обострению   проблемы   преемственности   в   содержании литературного   образования   между   начальной   и   средней   школой   способствует   переход начальной   школы   с   предмета   «Литературное   чтение»   на   предмет   «Литература»,   когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству   слова.   Программа   и   учебники   по   литературе   привлекают   для   этой   цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико ­ литературных понятий. Это даёт позитивный   эффект   –   позволяет   уже   в   младшем   школьном   возрасте   почувствовать разнообразие   отечественной   и   мировой   литературы.   В   5   классе   актуальными   являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Преподавание   русского   языка   в   5   «А»   и   5   «Б»   классе   ведётся   по   учебнику Ладыженской Таисии Алексеевны, что позволяет осуществить коммуникативный подход к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. В 5 «Б» классе 76 % , 5 «А» класс 70% учащихся обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё. Наряду с этим нужно обратить внимание на учащихся (5 «Б» класс –24%,   5 «А» класс – 30%),  которые пассивны на уроках, часто просто отсиживаются, у них низкая познавательная   активность.   Хотя   эти   учащихся   неплохо   работают   в   тетрадях,   обладая навыками   списывания,   схематично   распознавая   орфограммы.   В   силу   личностных особенностей, с увеличением объёма нового материала появились трудности.   Но общий настой классов ­ позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую неорганизованность,   высокий   уровень   шума   и   нежелание   сразу   включиться   в   учебный процесс   в   начале   урока   в   5   «А»   классе.   Ребята   подвижные,   требующие   постоянного внимания со стороны педагога. (В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки)  В   тетрадях   5   «Б»,   «А»   класса   прослеживается   соблюдение   единого орфографического  режима,   но  в каждом  классе  проверка  тетрадей  усложняется  из­за неразборчивого почерка (Черночуб И, ШомирсаидовИ, Горбунов А).  Рекомендации учителям­предметникам и учителям начальных классов  Очень   важно   в   период   адаптации   набраться   терпения   и   постараться   снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень  важно в  этот  период  провести   профилактическую  работу  с детьми,  выработать четкие,   последовательные   и   устойчивые   требования,   объяснить   ребятам,   почему   они необходимы, согласовать требования между всеми учителями­предметниками. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой  его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности   ребенка   в   себе   и   своих   силах,   выработку   собственных   критериев   успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха. Таким образом, учителям­предметникам необходимо: 1.Соблюдать  единый  подход  в соответствии с возрастными особенностями школьников. 2.Создать  условия для формирования положительной мотивации обучающихся: ­ постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников; ­ наличие  «ситуации успеха»; 3.Соблюдать   в   соответствии   с   СаНПиН   объем   домашних   заданий,   проводить физкультминутки. По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4­5 классов. Будущие учителя  –  предметники  в  течение  года   достаточно  хорошо  узнают  каждого   ученика,  а учитель   начальных   классов   познакомится   с   методикой   проведения   уроков   учителем среднего   звена.   Было   бы   хорошо,   если   бы   учителя   средней   школы   провели   несколько уроков русского языка и литературы в классе, где им предстоит работать ­ нет лучшего способа познакомиться с учениками Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»

«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018