«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература +1
Детсад—5 кл
01.11.2018
Статья по русскому языку и литературе на тему «Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах», 5 класс ФГОС
Период адаптации в 5 классе – один из труднейших периодов школьного обучения, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо.
Преемственность в обучении в 5 классе.docx
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и
сегодня. Особенно в условиях введения ФГОС.
В основе ФГОС лежит принцип: единство преемственности основных
образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно
нравственного развития и воспитания учащихся.
Что такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в
процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет
в себе некоторые его элементы. Преемственность в образовании это система связей,
обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и
воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на
смежных этапах развития ребенка. Основанием преемственности разных ступеней
образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет
непрерывного образования — формирование умения учиться.
Период адаптации в 5м классе – один из труднейших периодов школьного
обучения, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого
утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической
точки
зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением
интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким
уровнем ситуативной тревожности.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках
образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях. Трудности этого периода
обусловлены:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителейпредметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
При переходе из начальной школы в среднюю школу необходимо учитывать
возрастные особенности подростков, создавать ситуации успеха, чтобы под натиском
новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения
начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к
взаимодействию с несколькими различными учителями предметниками. У них ломаются
привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а
несколько. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к
новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством
учителей и учеников друг другом.
На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и
средней школой имеет в настоящее время актуальное значение
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с
одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой
ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за
учителем; возросший объем работ как на уроке, так и дома;
новые требования к урокам и новые учителя;
необходимость много работать самостоятельно и т.д.
При переходе детей из начальной школы в среднюю начинаются проблемы с
поведением и успеваемостью.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу,
является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной
новизны ситуации обучения в данном случае добавляется ещё так называемый
субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной
деятельности между ФГОС НОО и ФГОС ООО (начальной и средней школой) по
следующим аспектам:
В содержании и ведущем виде деятельности:
в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность,
учебная самостоятельность);
в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система
проб, проектная деятельность).
преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения
предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
единство подхода к критериально оценочной деятельности в начальных и средних
классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в
среднюю меняют свой «статус» на более низкий.
Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход
совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой
ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет
утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим
отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы.
Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и
внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с
резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих
хронические заболевания, неврозы изза гиподинамии, нарушения состояния экологической
и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в
курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики –
принципа преемственности необходимо.
К условиям соблюдения принципа
преемственности в обучении русскому языку относят:
изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до
старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;
понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом
(последующем) этапе обучения;
согласование программ и учебников смежных классов;
разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;
пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих
классах;
согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области
языка на разных этапах обучения.
Анализ сформированности основных учебных умений учащихся 5 классов
В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних
классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием
орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий
повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация
пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и
средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и
речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления
младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе
общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и
правилах, регулирующих грамотное письмо.
Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого
непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В
современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании
литературного образования между начальной и средней школой способствует переход
начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда
обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к
искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели
высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят
младших школьников с определённым кругом теоретико литературных понятий. Это даёт
позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать
разнообразие отечественной и мировой литературы. В 5 классе актуальными являются
такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите
символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите
решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо
традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Преподавание русского языка в 5 «А» и 5 «Б» классе ведётся по учебнику
Ладыженской Таисии Алексеевны, что позволяет осуществить коммуникативный подход к
изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов
речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
В 5 «Б» классе 76 % , 5 «А» класс 70% учащихся обладают высокой мотивацией к
овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё.
Наряду с этим нужно обратить внимание на учащихся (5 «Б» класс –24%, 5 «А»
класс – 30%), которые пассивны на уроках, часто просто отсиживаются, у них низкая
познавательная активность. Хотя эти учащихся неплохо работают в тетрадях, обладая
навыками списывания, схематично распознавая орфограммы. В силу личностных
особенностей, с увеличением объёма нового материала появились трудности.
Но общий настой классов позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую
неорганизованность, высокий уровень шума и нежелание сразу включиться в учебный
процесс в начале урока в 5 «А» классе. Ребята подвижные, требующие постоянного
внимания со стороны педагога. (В таких случаях полезно переключать деятельность
учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки)
В тетрадях 5 «Б», «А» класса прослеживается соблюдение единого
орфографического режима, но в каждом классе проверка тетрадей усложняется изза
неразборчивого почерка (Черночуб И, ШомирсаидовИ, Горбунов А).
Рекомендации учителямпредметникам и учителям начальных классов
Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить
уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный
объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером.
Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать
четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они
необходимы, согласовать требования между всеми учителямипредметниками. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам,
критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его
поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление
уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха,
умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Таким образом, учителямпредметникам необходимо:
1.Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2.Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
наличие «ситуации успеха»;
3.Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить
физкультминутки.
По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 45 классов. Будущие
учителя – предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика, а
учитель начальных классов познакомится с методикой проведения уроков учителем
среднего звена. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько
уроков русского языка и литературы в классе, где им предстоит работать нет лучшего
способа познакомиться с учениками Активно использовать в своей работе ИКТ и метод
проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
«Преемственность в обучении русскому языку и литературе в 5 классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.