«Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе. Из опыта работы»
Оценка 4.8

«Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе. Из опыта работы»

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
преподавание
1 кл
02.02.2020
«Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе.  Из опыта работы»
Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими интерактивными средствами. Это самостоятельное обучение, ведущим средством которого являются информационные технологии. Современное дистанционное обучение строится на использовании двух основных элементов: - среда передачи информации; - методы, которые на прямую зависят от среды передачи информации. В сфере образования XXI века перспективным является взаимодействие учителя и учащихся средствами, которые предусматривают интерактивность посредством информационно-коммуникационных сетей.
Черникова Елизавета Алексеевна педконкурс знанио.doc

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами»,

г. Энгельс Саратовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Преимущества и недостатки дистанционного обучения в начальной школе.

Из опыта работы»

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. участника: Черникова Елизавета Алексеевна.

Должность: учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими интерактивными средствами. Это самостоятельное обучение, ведущим средством которого являются информационные технологии.

Современное дистанционное обучение строится на использовании двух основных элементов:

- среда передачи информации;

- методы, которые на прямую зависят от среды передачи информации.

В сфере образования XXI века перспективным является взаимодействие учителя и учащихся средствами, которые предусматривают интерактивность посредством информационно-коммуникационных сетей.

Преимущества дистанционного обучения:

- минимальные затраты на проведение обучения (не требует затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы);

- сокращает время на обучение (сбор, время в пути);

- участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;

- позволяет проводить обучение большого количества человек;

- повышает качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.;

- создаёт единую образовательную среду.

2. Образовательное взаимодействие в начальной школе средствами дистанционного обучения.

Образовательный процесс в начальной школе – это взаимодействие, многоплановое сотрудничество всех сторон: учителя – детей – родителей, как субъектов образования. Данное взаимодействие будет более продуктивным если все участники образовательного процесса будут проявлять активность, осознанность, целенаправленность и согласованность взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, при этом у них должны быть общие задачи, интересы, а совместная деятельность и взаимо ориентированные реакции только помогать в достижении образовательных результатов.

Именно поэтому, считаю, что дистанционное обучение будет более успешным при тесном взаимодействии всех субъектов.

2.1. Дистанционная оболочка MOODLE.

В Саратовской области существует региональный портал дистанционного обучения обучающихся области. Дистанционная оболочка системы дистанционного обучения MOODLE создана государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования (СОИРО)». Данный ресурс помогает создавать учебные материалы, что позволит оптимизировать процесс получения знаний.

MOODLE – это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которая помогает организовать процесс обучения. Здесь создаются интерактивные учебные материалы для различных образовательных курсов. С их помощью участники образовательного процесса могут активно взаимодействовать друг с другом, изучать как новый материал, так и закреплять пройденное, осуществлять самопроверку, а также участвовать в форумах, опросах, обсуждениях. Учебным материалом можно воспользоваться в любое удобное время, что позволяет сделать наиболее эффективным и удобным. В среде MOODLE существует 5 типов пользователей: администраторы, создатели курсов, преподаватели без права редактирования, обучающиеся, гости. У каждого своего права на доступ к курсам.

Преподаватель проводит обучение, выполняет проверку работ обучающихся.

Обучающиеся просматривают материалы курсов и выполняют задания к ним, принимает участие в обсуждениях на форумах, отправляет персональные сообщения другим участникам курса, который проходит.

Гость имеет право только на чтение некоторых материалов.

Для каждого участника курса регистрация на сайте обязательна. Для этого необходимо загрузить любой удобный для пользователя браузер, в адресной строке ввести адрес портала https://edusar.soiro.ru/. Но не все браузеры позволяют воспользоваться всеми возможностями работы с MOODLE. Рекомендуется браузер Яндекс (см. Рисунок 1).

На странице сайта можно найти подробную инструкцию по регистрации на сайте и по работе на курсе.

Данный ресурс в своей работе я использую крайне редко. Мне он показался не очень удобным.

2.2. Российская интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру.

В своей педагогической деятельности я стала использовать российскую интерактивную образовательную онлайн-платформу Учи.ру с 2015-го года. Сначала зарегистрировалась для того, чтобы мои учащиеся имели возможность участвовать в бесплатных олимпиадах всероссийского уровня. Мне порекомендовали именно эту платформу. Здесь учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы полностью соответствуют ФГОС и ПООП.

Чем мне понравилась эта платформа? На платформе очень много разнообразных заданий. Причём разработаны профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Не надо тратить личное время на создание новых интересных заданий.

2.2.1 Преимущества платформы Учи.ру.

- Индивидуальная образовательная траектория. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

- Учи.ру раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Школьнику достаточно от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте uchi. ru, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс.

- Учащиеся могут здесь заниматься в любое удобное для них время, дистанционно, без участия учителя. Учитель выполняет роль координатора. Все интерактивные задания доступны ученикам как в школе, так и дома — для самостоятельного выполнения в собственном комфортном темпе.

- Как всем известно, что домашнее задание в 1 классе не задаётся. Поэтому этот портал служит помощником. Я предлагаю детям прорешать учебные карточки Учи.ру, и наблюдаю, как их увлекает процесс игры, через который проходит проверка и коррекция знаний.

- Большое количество заданий носит межпредметный и прикладной характер, что позволяет развивать уровень функциональной грамотности и раскрывает прикладной характер академических знаний.  
- Умение применять знания в изменяющихся ситуациях, учиться на протяжении всей своей жизни, быть открытыми и гибкими к тому, что мир большой и турбулентный, - именно к этому современная школа должна готовить будущих выпускников.

Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Ключевыми преимуществами Учи.ру является следующее:

1) Повышение образовательных результатов.

2) Усвоение материала без пробелов.

3) Рост интереса к обучению.

4) Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.

5) Статистика в реальном времени.

2.2.2 Почему дети и родители выбирают Учи.ру?

Независимые исследования в российских школах подтверждают, что дети, занимаясь на онлайн-платформе Учи.ру, показывают лучшие образовательные результаты.

Эксперты Казанского Федерального Университета сделали заключение о положительной динамике воздействия образовательной платформы Учи.ру на учебные достижения школьников среди 655 учащихся 2-х и 3-х классов школ и гимназий Республики Татарстан.

Департамент образования и науки Кемеровской области сделал заключение об эффективности использования интерактивных технологий Учи.ру по результатам исследования среди 455 учащихся 2-х классов региона.

А департамент образования и науки Тюменской области подтвердил то, что Учи.ру  соответствует ФГОС НОО и ПООП НОО. По результатам исследования среди более 420 учащихся третьих классов платформа Учи.ру рекомендована школам Тюменской области и родителям в качестве дополнительного инструмента в обучении, способствующего повышению знаний и компетенций учащихся в дистанционном режиме.

Учи.ру — лидерский проект АСИ в сфере образования.

Разработка интерактивной платформы для школы была начата в 2011 году выпускниками МФТИ. Сейчас офисы Учи.ру есть в Москве, Ульяновске и Нижнем Новгороде, а ещё в 26 регионах России работают региональные представители. Всего в команде более 250 сотрудников — это амбициозные профессионалы, которые с помощью новых технологий меняют сферу образования к лучшему каждый день. Руководитель образовательной платформы Иван Владимирович Коломоец — член экспертного совета по образованию при правительстве Российской Федерации. Проект UCHi.RU одобрен к сопровождению экспертами Агентства стратегических инициатив

Очень лестные отзывы об интерактивной образовательной онлайн-платформе UCHI.RU высказал президент Российской Федерации. Поэтому у портала хорошая поддержка на государственном уровне.

2.2.3 Дистанционные курсы образовательной онлайн-платформы UCHI.RU

Курс «Успею всё». Портал помогает развивать критическое и аналитическое мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость, планирование деятельности. Всё это помогает учителю воспитывать эмоционально зрелых детей.для развития выше перечисленных компетенций у учащихся на портале с декабря 2019 года был создан курс для детей 7-10 лет «Успею всё», который доступен только в личных кабинетах учеников и родителей. Данная информация была донесена мною до родителей. Самые активные уже приступили к прохождению данного курса. Но есть и такие, которые считают его необязательным и придерживаются точки зрения, что всему ребёнок должен научиться в школе у учителя, причём только на уроке, без помощи дополнительных занятий. Конечно, таких в классе единицы, но и от них зависит процент качества знаний класса.

Курс «Математика» предназначен не только для учащихся 1-11 классов, но и содержит подготовку к школе. Разделы курса в 1 классе: Числа и счёт до 10. Пространственные отношения. Плоские фигуры и их свойства. Сложение и вычитание до 5. Измерение длины. Сложение и вычитание до 10. Логические задачи. Состав чисел до 10. Работа с информацией. Состав чисел. Тренировка. Простые текстовые задачи. Числа до 20. Анализ текста задач. Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание до 20. Введение. Сложение и вычитание с переходом через 10. Разные величины. Составные текстовые задачи. Таблицы.

Курс «Русский язык» предназначен учащимся 1-11 классов. Разделы курса в 1 классе: Речь. Текст и предложение. Слово и слог. Звуки и буквы. Учимся писать грамотно.

Курс «Окружающий мир» предназначен учащимся 1-11 классов. Разделы и темы курса в 1 классе: Про меня: Я иду в школу. Мой дом. Опасности. Семья. Мой класс. Родина: Что такое Родина? Наша Родина Россия. Народы России. Москва – столица России. Предметы: Компьютер. Вода в доме. Электричество. Почта. Мусор. Одежда.

2.2.4 Статистика.

По состоянию на середину третьей четверти полный курс по математике прошли 2 ученика (6,5%). Активных участников курса – 10 чел. (32,3%). Приступили к выполнению заданий – 16 чел. (51,6%). К сожалению, это только половина класса.

Задания по курсу русский язык проходят 15 чел. (48,4%). Из них проявляющих хорошую активность только 6 чел. (19,4%), из них 4 ученика (13%) прошли более 50% заданий, 1 чел. (3,2%) из них завершил прохождение курса полностью.

По окружающему миру закончили изучение курса 3 чел. (9,7%). Приступили к выполнению заданий – 12 чел. (38,7%). К сожалению, это меньше половины класса.

Я проанализировала статистику, сравнила её с личными результатами обучающихся на учебных занятиях в школе и сделала вывод: дистанционные занятия помогают закреплять полученные знания в школе, способствуют повышению знаний и компетенций учащихся в дистанционном режиме.

В конце каждой недели мне на электронную почту приходит уведомление о статистике по классу за неделю. Затем с ней я ознакомляю учащихся и родителей для стимулирования на дальнейшее использование дистанционных курсов. Как показала практика, не все имеют возможность выходить на данную платформу. Этим и объясняется, на мой взгляд, не очень высокая активность на портале. И, как я говорила ранее, не все считают её необходимой и важной для ребёнка. Но я надеюсь, что всё-таки удастся убедить родителей в обратном. Со своей стороны, я стараюсь помочь учащимся принимать участие в дистанционном обучение на данной образовательной платформе во внеурочное время. Учащимся предоставляется доступ к школьному компьютеру в кабинете или компьютерном классе.

2.2.5 Сплочение коллектива средствами дистанционного обучения.

Для сплочения коллектива класса средствами дистанционного обучения я использую образовательные марафоны портала Учи.ру. В осенний период мы участвовали в марафоне «Волшебная осень». Наш класс занял 1 место в школе, набрав 920 баллов из 500 необходимых. В этом марафоне приняли участие 16 учащихся. Для моих первоклашек это был первый марафон. По началу они просто выполняли карточки с заданиями по наставлению родителей для самообразования и корректировки, закрепления полученных знаний по математике, русскому языку, окружающему миру. На семейном осеннем празднике «До свидания, осень!» ребятам были вручены грамоты за лучший результат в школе, за сплочённую работу класса. Все остались довольными! Родители активно обсуждали работу на платформе, консультировали друг друга, сравнивали результаты. Наиболее азартные приобрели безлимит на задания ради победы.

В следующем предновогоднем марафоне «Эра роботов» мы заняли 2 место в школе, хоть и карточек с заданиями выполнили больше – 1191. При обсуждении с коллегами этого марафона подтвердилось, что эта работа сплачивает коллектив и не только учащихся, но и их родителей.

            В конце второй четверти в марафоне «Новогодняя сказка» наш класс занял опять 1 место. На переменах активно обсуждалась возможность победить. Дети договаривались по сколько карточек они пройдут в этот вечер, просили воспользоваться школьным компьютером, чтобы выполнить хоть немного карточек в своём профиле. Следует отметить, что в этом марафоне были новички. Они с радостью и гордостью принимали участие в марафоне. Гордились своими результатами. В результате проделанной работы класс удержал лидерство в школе, а портфолио детей пополнилось новыми грамотами.

Дети и родители активно следят за марафонами платформы и обсуждают их результаты, что помогает сплочению классного коллектива.

2.2.6 Дистанционный контроль знаний.

Образовательная платформа продолжает развиваться, разрабатывает и внедряет новые курсы и разделы. Всё это помогает учителю в работе. Совсем недавно был запущен раздел «Проверка знаний». Он помогает легко и быстро провести в классе или дома дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов, что поможет каждому ученику показать более высокие образовательные результаты в конце года. В своей практике этот раздел я ещё не использовала, но обязательно воспользуюсь в недалёком будущем.

2.2.7 Недостатки дистанционного обучения в начальной школе.

Минусом является то, что невозможно провести такую работу абсолютно со всеми учащимися класса. Причины разные: не у всех есть доступ в Интернет, не всегда родителям хватает времени, чтобы помочь ребёнку приступить к выполнению работы. Так как дети ещё маленькие, полностью самостоятельно организоваться они не могут. С детьми постарше проще. В связи с этим, надеюсь, что к классу 3-4 активность учащихся повысится.

3. Заключение

Ключевыми преимуществами Учи.ру является следующее:

1) Повышение образовательных результатов.

2) Усвоение материала без пробелов.

3) Рост интереса к обучению.

4) Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.

5) Статистика в реальном времени.

Недостатками дистанционного обучения является:

1) Существует риск «списывания». Лучшим решением любой проблемы является ее профилактика, а в данном случае – работа над повышением мотивации к самому процессу обучения.

2) Доступ в Интернет имеет ограничения.

3) Так как дети ещё маленькие, полностью самостоятельно организоваться они не могут.

Литература:

1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010.

2. Борисова, Л.Г., Дахин, А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы / Борисова Л.Г., Дахин А.Н.; Москва, 2010. - Научно-исследовательский институт школьных технологий, журнал "Педагогические технологии" №1, 2010.

3. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017

4. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000.

6. https://uchi.ru/teachers/stats/main

7. https://znanio.ru/

8. https://infourok.ru/user/chernikova-elizaveta-alekseevna

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами», г

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами», г

Что такое дистанционное обучение?

Что такое дистанционное обучение?

У каждого своего права на доступ к курсам

У каждого своего права на доступ к курсам

Учи.ру строит диалог с учеником

Учи.ру строит диалог с учеником

Работа с информацией. Состав чисел

Работа с информацией. Состав чисел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020