Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Оценка 5
Научные работы
doc
математика
10 кл
12.05.2017
Статья о проблемных вопросах при использовании ИКТ на уроках математики. Описываются преимущества и недостатки, которые можно выявить, используя информационно-коммуникационные технологии на уроках, затрагивается вопрос здоровьесбережения. Начинающие педагоги смогут взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения, сделав для себя соответствующие выводы.
ИКТ на уроках.doc
Ермакова Татьяна Леонидовна
учитель математики, МАОУ СОШ № 16, Россия, г. Екатеринбург
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Аннотация. В данной статье описываются преимущества и недостатки, которые
можно выявить, используя информационнокоммуниационные технологии на
уроках.
Ключевые слова:
коммуникационные технологии, компьютерный зрительный синдром.
Любая педагогическая технология это информационная технология, так как
педагогическая технология,
информационно
основу технологического процесса обучения составляет получение и
преобразование информации [1, с.57]. Образовательные технологии с
применением компьютерных технологий принято называть информационно
коммуникационными технологиями (ИКТ).
На сегодняшний день нам уже невозможно представить урок без применения
ИКТ, целесообразность применения компьютеров в учебном процессе и
внеурочной деятельности по предмету не подвергается сомнению.
Говоря об уроках математики, можно выделить различные виды уроков с
применением информационных технологий: уроклекция; урок решения задачи;
урок изучения нового материала; урокизачеты и т.д. Наиболее эффективно
информационные технологии применяют при изучении нового понятия,
свойства; при решении геометрических задач; при изучении функций; при
отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.
При изучении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно
энциклопедические программы; технологии Power Point);
Закрепление изложенного материала (тренинг, практикум — разнообразные
обучающие программы);
Контроль и проверка (тестирование с оцениванием, контролирующие
программы) применение на уроке компьютерных тестов дает возможность
преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его
скорректировать;
Проведение интегрированных уроков, конструирование, моделирование;
При рассмотрении задач из курса стереометрии – визуализация изучаемого
материала; развитие пространственного мышления.
Не составит труда найти преимущества использования ИКТ и с точки зрения
методики преподавания. Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ
использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит
следующее:
Информационные технологии значительно расширяют возможности
предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех
современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную
обстановку деятельности;
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к
обучению;
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее
активизации умственной
широкому раскрытию их способностей,
деятельности;
Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности
постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры
позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций,
явлений;
ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся,
обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая
программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат
своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана
ошибка, и исправить ее [2, с.1214].
Но наряду с преимуществами, стоит отметить и недостатки использования
ИКТ в образовании. Время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не
во всех школах;
У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором
используются компьютеры;
Недостаточная компьютерная грамотность учителя;
Сложность интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий;
При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры,
музыку, проверку характеристик ПК и т.п.;
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках,
учитель перейдет от развивающего обучения к наглядноиллюстративным
методам. Педагог должен ответить на вопрос: чем эффективнее будет
использование этой технологии в сравнении с традиционным, опробованным
подходом, без использования ИКТ;
В кабинетах находится только один компьютер, что не даёт возможности
максимально индивидуализировать процесс обучения.
Отдельно хочется сказать о КЗС (компьютерный зрительный синдром). Если
это─
рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ
замечательно. Но когда это распространится на все уроки, то зрительная
нагрузка существенно возрастает. Компьютерный зрительный синдром КЗС
делится на две группы: оптическая – физическая. Оптическая группа:
затуманивание
замедленная
(снижение остроты
зрения
зрения);
перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение
аккомодации); двоение предметов; быстрое утомление при чтении. Физическая
группа: жжение в глазах; чувство "песка" под веками; боли в области глазниц и
лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок. Эти явления обычно
объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы
зрения). Никаких органических заболеваний глаз длительная работа с
компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может
происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или
прогрессирование уже имеющейся) близорукости. Следует помнить, что, согласно опубликованным в литературе данным, максимальная частота и
длительность применения данных средств в учебном процессе определяется
возрастом учащихся, характером учебного предмета и не должна длиться на
уроке подряд более 20 минут. Так как при монотонном использовании одного
средства обучения уже к 30й минуте возникает торможение восприятия
материала [3,с.122123]. Поэтому необходимо серьезно задуматься о разумной
дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно
насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному
процессу.
Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом.
Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю
необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и
технологий. Применяя ИКТ, учитель не только даёт знания, но еще и показывает
их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам
деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных
решений, на самообразование. Тем острее в настоящее время звучат слова Л.Н.
Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем
труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет
следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем
легче будет учиться ученику».
Список использованной литературы:
1. Антонова Т. С. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ
век», 1998. – № 4. – 61с.
2. Машбиц Е.И.
Психологопедагогические проблемы компьютеризации
обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 193с.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно
коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г. –
208с.
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.