МБДОУ
детский сад №39 «Пчелка» г. Химки
Рождество Христово
Воспитатель:
Ловга Ирина Андреевна
В этот день святого Рождества
Каждый ждёт от жизни волшебства:
Чтоб больной здоровье вмиг обрёл,
Чтобы странник до огня добрёл,
Чтоб добро царило, а не зло,
Чтобы всем, кто верит, повезло!
Поют «Христос рождается!..».
Им род спасён людской,
И сердце загорается
Любовью неземной...
То, освящён торжественно
Сегодня сельский храм:
За службою божественной
Встречают праздник там!
Актуальность проекта.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, хочется построить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, предлагаю свои методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатываю новые приёмы обучения исполнению русских народных песен и танцев, которые применяю в разновозрастных группах ДОУ.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Проект «Рождественская елочка» направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор и музыка для детей. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Новый год за собой рождество ведет», «Рождество Христово», «Святки» - эти исконно русские праздники в этом году решили объединить в проект «Рождественская елочка». Эти праздники полностью пропитаны русскими песнями, танцами. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем уже с раннего возраста; показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.
Аннотация проекта:
· тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
· доминирующая в проекте деятельность: воспитательно-образовательная, художественно-эстетическая;
· участники проекта:.
Воспитателб первой младшей группы «Капелька» дети 3-4 лет, родители,
музыкальный руководитель .
· сроки проведения: декабрь 2019 – январь 2020 г;
· характер контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта
Приобщение дошкольников к народным традициям России.
Воспитатель совместно с музыкальным руководителем в рамках проекта помогают детям войти в мир ознакомления с народными традициями, понять его законы, приобщиться к таинствам празднования Рождества Христова.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с традициями русского народа, с празднованием Рождества на Руси;
• Развивать эмоциональную сферу ребенка.
• Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству;
• Приобщать к музыкальной народной культуре.
• Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
• Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
• Развитие познавательных и творческих способностей.
• Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования;
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
• Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
• Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
• Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
• Учить осваивать различные формы приобретения опыта.
• развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.
Предварительная работа.
Чтение библии, сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к детской библии; рассматривание икон с изображением Иисуса Христа; слушание русской народной музыки, песнопений. Домашние чтения и разговоры с родителями о Рождестве, о колядках, о крещении. Сюрпризные моменты. Игры-драматизации.
Содержание проекта
Декабрь - январь 1-й блок.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту Рождения Иисуса. Какие цвета были использованы художником. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
|
Вводная беседа с детьми на тему «Новый год за собой Рождество ведет». Рассматривание иллюстраций в детской библии, посвященные Рождеству. |
2-й блок. Цель: познакомить с разнообразием написанных произведений о празднике Рождества. Побуждать в детях способность наслаждаться многообразием слов, красок, переданных поэтами с стихотворениях. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии. Обогащать и расширять словарь воспитанников. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа |
Заучивание наизусть стихотворений о Рождестве.
|
3-й блок.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность. Учить осваивать различные формы приобретения опыта, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников. |
Чтение детской библии, художественной литературы, сказок, загадок, примет. Чтение рассказа «Светлый праздник – Рождество Христово» Веретенниковой А. Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такая красивая елочка – опиши ее” |
4-й блок. |
Прослушивание аудиозаписи русских народных песен, колядок, заучивание их. Дидактические игры: “Узнай песню по словам”, “Узнай песню по мелодии” |
5-й блок. Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования снежинок . – “ Скоро Новый год”. Цель: развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста, учить рисовать фигуры Деда Мороза и Снегурочки. – “Рождественская звезда ”
|
Занятия по теме “Новый год за собой Рождество ведет”. – “Волшебные краски зимы”. Цель: учить рисовать по представлению, развивать воображение, творчество. Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования.
|
6-й блок. Цель: закрепить знания о Рождестве, о изменениях, происходящих в природе ; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
|
Экскурсия в храм с родителями. «Скоро Рождество».
|
7-й блок. Цель: Развивать эмоциональную сферу ребенка. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству. Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы Развивать познавательные и творческие способности детей воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть необычное в обычном. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии. Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе. Развивать желание пользоваться специальной терминологией. Учить осваивать различные формы приобретения опыта.
|
Музыкальное развлечение «Рождество Христово ». |
8-й блок. |
Музыкальное развлечение «Святки».
|
Цель: учить детей коммуникативным особенностям, правильному соблюдению традиций на Святках, вставлять нужные колядки при разговоре на Святочной неделе.
|
|
Взаимодействие с семьей:
1. Беседа с родителями по оказании помощи в изготовлении костюмов к развлечению.
2. Помощь в организации и проведении экскурсии в православную церковь.
Основные направления работы с детьми.
1. Организованные формы обучения на занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсии в православную церковь города.
5. Развитие речи.
6. Художественная литература.
7. Изобразительная деятельность.
8. Игра.
9. Музыкальные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
2. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, бубны, духовые, шумовые.
3. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, детская библия, иконы, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД – диски.
4. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.
Методическое сопровождение проекта.
• Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
• Консультативный материал для родителей.
• Картотека русских народных игр.
• Подборка музыкального материала по теме проекта.
• Подборка стихотворений по теме проекта.
• Рисунки детей.
Ожидаемые результаты.
3. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о празднике Рождества.
4. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям русской народной музыки.
5. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
6. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
7. Сформировать у детей представление о разнообразии народных традиций.
8. Способствовать развитию личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:
• тематические выставки детских работ: “Волшебница-зима”, “Новый год за собой Рождество ведет»”
• экспозиция детских работ в картинной галерее на тему “Волшебные пальчики”;
• изготовление альбома с детскими рисунками “Колокольный звон”;
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
· О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
· О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
· С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). · А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
· Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
· Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
2. Материально-техническое.
· Декорации, атрибуты;
· Диски с музыкальными сказками;
· Музыкальный центр;
· Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры»;
·О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
· Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах.
3.Дидактическое.
Творческие задания, направленные на:
· формирование музыкального и импровизационного творчества.
· восприятие музыкального образа через синтез искусств.
Итог:
Наиболее благоприятного периода для духовного развития чем, детство просто нет, поэтому именно в это время хочется заложить самое доброе, мудрое, светлое в души наших воспитанников.
Список литературы:
1. Багрова Л. А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
2. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
3. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи о временах года. М., 2004.
5. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
6. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
7. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
8. Щербина Ю. В. «Православные праздники» (сценарии спектаклей к православным праздникам», «Ковчег», Москва, 2007г
10.О.П. Радынова, «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
11. А.И. Буренина, «Ритмическая мозаика». 12. Н.А. Сорокина, «Театр, творчество, дети». 13. «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.