Пренебрегающий стиль воспитания детей как одна из причин возникновения компенсации и гиперкомпенсации
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
16.02.2018
Тема воспитания детей и его влияния на формирование личности ребёнка является актуальной на протяжении многих веков, ведь человек как личность начинает формироваться ещё в раннем детстве. Поэтому очень важно понять каковы главные ошибки при воспитании новой ячейки общества. Разберёмся, что же такое гиперкомпенсация и каковы причины её появления.
Пренебрегающий стиль воспитания одна из причин возникновения компенсации .docx
Пренебрегающий стиль воспитания одна из причин возникновения
компенсации
Тема воспитания детей и его влияния на формирование личности
ребёнка является актуальной на протяжении многих веков, ведь человек как
личность начинает формироваться ещё в раннем детстве. В жизни каждого
человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку
первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он
подражает во всех своих действиях [8]. Взаимодействуя с родителями,
братьями, сёстрами, дедушками и бабушками ребёнок строит для себя первую
модель поведения со сверстниками, старшим поколением, противоположным
полом, а также формирует некоторые жизненные ценности. Поэтому очень
важно понять каковы главные ошибки при воспитании новой ячейки общества.
Разберёмся, что же такое гиперкомпенсация и каковы причины её появления.
Данная работа опирается на положения семейной психологии, возрастной
психологии, психологии индивидуальных различий и направлениях
психоаналитической психологии [2]. Также в данной работе были
использованы работы, основанные на работе с защитными механизмами
личности и основами семейного консультирования [5, 6]. Кроме того, были
использованы работы, основанные на положениях, выдвинутых З.Фрейдом,
[8]; Л.Р.Гребенниковым [1], К.Роджерсом, Ф.Е.Василюком, Г.Блюмом,
В.Ф.Бассиным,
В.П.Соломиным,
О.В.Шатровой [3], И.Э.Назаровой [4], В.М.Целуйко, Э.Г.Эйдемиллером,
В.В.Юстицкисом [7], К.Г. Юнгом.
Л.А.Михайловым,
Т.В.Маликовой,
Термин «гиперкомпенсация» был введён А.Адлером в 1912 г., и
означает подчёркнутую защитную компенсацию, имеющейся или мнимой
физической или психической неполноценности человека, при которой человек
пытается преодолеть её, прикладывая для этого значительно б льшие усилия,
чем требуется. Он считал, что большинству детей присуще ощущение
собственной неполноценности по сравнению с «всемогущими взрослыми», что
ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Феномен
гиперкомпенсации чаще всего распространен среди людей, имеющих реальные
физические недостатки. Ниже приведены одни из выдающихся личностей с
данным феноменом:
оо
Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), величайший композитор,
который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнутым,
угрюмым, однако в этот период он раскрывает свой талант и пишет свои
лучшие произведения, включая единственную оперу.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет
переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученымсамоучкой,
космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.
основоположником
теоретической
Ник Вуйчич (1982)наш современник, родился с синдромом
тетраамелии, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы стал
первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха», ведь
он научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, окончил
университет, создал семью.
Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и
самореализации человека, но это скорее уникальные случаи. Намного чаще в
жизни, а соответственно и в психологии, гиперкомпенсация приводит к
негативным последствиям, которые выражаются в ненавистном отношении к
обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция
гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою
полноценность становится самоцелью – только унижая других, человек может
чувствовать свою значимость.
Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной
гиперкомпенсации в раннем детстве:
1. Физические недостатки. При неверных установках родителей или
общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как
препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может
продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что
общество считает его неполноценным.
2. Излишняя опека со стороны родителей. Проявление излишней
заботы со стороны родителей порой приводит к развитию завышенной
самооценки у детей. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным
миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает
ему сверхвнимания и почета. Ему трудно адаптироваться в «большом мире»,
ведь он не знает, как отстаивать свою точку зрения, решения за него всегда
принимали родители, поэтому дети стараются с головой уйти в учёбу, чтобы
не ощущать общего дискомфорта, или наоборот поднять дома бунт, выразить
некий протест. Протесты могут быть разными и обнаруживаться поразному.
Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще,
сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над
окружающими и в достижениях.
В патологических случаях на 1ом месте из проявлений стоят такие
нарушения, как:
уклонение от учебы и труда;
мелкое хулиганство и мелкое воровство;
пренебрежение правилами поведения в общественных местах;
вызывающая манера вести себя;
драки и другие поступки – все это последнее время получило
название делинквентое поведение.
Причинами подростковой делинквентности являются недостатки
воспитания. Так 3050 % делинквентных подростков вырастают без отца,
матери. Делинквентность в 90% сочетается с злоупотреблением алкоголем.
Близко к делинквентности примыкают побеги из дома, интернатов,
бродяжничество, за ними следует алкоголизация и знакомство с наркотиками.
Самой крайней формой выявления специфически подростковых реакций
занимает суицидное поведение (мысли, намерения, высказывания, угрозы,
пытки, покушения). В последние годы суицидальное поведение подростков
стало весьма актуальной проблемой, и довольно частой причиной смерти,
опережая туберкулёз, пневмонию и полиомиелит.
3.
Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к
развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех
видит врагов и брезгливо относится к людям. При данном типе воспитания
ребенок, как правило, заточен в «жесткие рамки», следовательно, изза
неспособности справиться с трудностями создается проекция для
сдерживания чувства неприятия себя. Ребенок обычно приписывает
источнику трудностей различные негативные качества как рациональную
основу для своего неприятия и самопринятия на этом фоне. Что касается
подавления, то здесь ребенок вынужден подчиняться родителям и следовать
их правилам. Как правило, ребенок при данном типе воспитания боится своих
родителей, и, как следствие, подавление развивается для сдерживания страха,
проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят
попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется
посредством забывания его источника или вытеснения, а также обстоятельств,
ассоциативно связанных с ним. Таким образом, сочетая в себе все эти защиты,
ребенок пытается избавиться от чувства неполноценности, и, вырастая,
пытается «возвысится» над другими членами общества [6].
В настоящее время проблеме гиперкомпенсации в психологии
уделяется немалое внимание, так как многие люди хотят узнать, как же
избавиться от её негативных последствий. Психологи в своей работе
используют следующую схему:
Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных
суждений о мире и себе (фикции). Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
Определение новых, позитивных жизненных целей.
Пренебрегающий стиль воспитания детей как одна из причин возникновения компенсации и гиперкомпенсации
Пренебрегающий стиль воспитания детей как одна из причин возникновения компенсации и гиперкомпенсации
Пренебрегающий стиль воспитания детей как одна из причин возникновения компенсации и гиперкомпенсации
Пренебрегающий стиль воспитания детей как одна из причин возникновения компенсации и гиперкомпенсации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.