Цели: продолжить формирование умения выполнять деление рациональных дробей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
– Вычислите:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
е) ; ж) ; з) ; и) ; к) .
III. Формирование умений и навыков.
На этом уроке учащиеся выполняют деление дробей, у которых числитель и (или) знаменатель являются многочленами, то есть им пригодится умение раскладывать многочлен на множители и сокращать дробь.
1. № 137 (а, в, д, ж), № 138.
2. № 139.
Р е ш е н и е
б) .
г) .
3. Выполните деление:
а) ; в) ;
б) ; г) .
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДРОБНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ,
СОДЕРЖАЩИХ ДЕЙСТВИЕ ДЕЛЕНИЯ
Цели:
продолжить формирование умения выполнять
деление рациональных дробей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
– Вычислите:
2
3
: 5
; в)
4 :
1
7 ; г)
а)
:
1 1
5 2 ; б)
4
9
: 2
24
7
;
; д)
32
5
1 3
2 8 ; к)
:
:
:
; ж)
2 1
5 2 ; з)
4 8
е)
11 9 ; и)
III. Формирование умений и навыков.
На этом уроке учащиеся выполняют деление дробей, у
которых числитель и
знаменатель являются
многочленами, то есть им пригодится умение раскладывать
многочлен на множители и сокращать дробь.
(или)
15
16
: 5
.
1. № 137 (а, в, д, ж), № 138.
2. № 139.
2
3
2
a b
a
2
36
b
:
2
a b
3
9
b
б)
2
Р е ш е н и е
2
a
a b
a b
2
4
36 ∙ (2
) ∙ 9
b
)
a b
(2
b
3
.
:
p
(3
1
2
q
29
p
pq
1 3
3
p
1)(3
1) ∙ 3(
p
p
(
2)(1 3 )
q p
p
г)
3. Выполните деление:
p
6
2)
3(3
1)
p
q
.
2
a
4
a
2
2
a
4 3
a
2
a
:
6
;
a
а)
z
2
z
(2
2
y
2 )
y
3
:
(2
(2
y
y
3
2
2 )
z
2 )
z
;
в)
3
x
2
y
3
2
x
1
б)
3
x
2
y
3
2
x
1
б)
г)
:
:
1
x
2
4
y
2
2
x
1
;
(
x
x
(
2
2)
2
1)
:
г)
3
(4 2 )
x
2
(3 3 )
x
.
Р е ш е н и е
y
1) ∙ (
x
) ∙ (2
x
(2
y
1)(2
1)
3 (1
x
x
2
4
y
2
2
x
1
1
1)
y
2
1)
3 (2
y
x
1
x
.
x
(
(
x
2
2)
2
1)
:
3
(4 2 )
x
2
(3 3 )
x
(
(
x
x
2
2) ∙ (3 3 )
x
1) ∙ (4 2 )
x
2
2
3
(
(
x
x
2
2) ∙ 9(1
1) ∙ 8(2
2
2
3
x
x
)
)
2
9(2
) (
x
x
2
1) ∙ (2
8(
x
4. № 142.
2
1)
)
x
3
9
8(2
x
)
.
9
a
8
:
3
p
p
2
4
(
p
Р е ш е н и е
2)
a p
p
(
4) ∙ (
p
2)(
p
9) ∙ 2(
2
2
p
2
3)
2
3
ap
p
б)
(
3)
p
p
3)
3)(
p
4)(
a p
2 (
2
p
2
a p
2 (
2
p
2
p
5. И г р а «Дешифровщик».
Учитель. Когда астрономы начали исследование Вселенной с помощью
радиотелескопов, они обнаружили, что многие звёзды меняют интенсивность и
частоту излучаемых ими волн.
3)
.
4
Однако некоторые из звёзд испускают постоянный поток волн, который
меняется только в зависимости от времени. Долгое время ученые не могли
объяснить природу этого явления.
Говорили, например, что это – радиостанции, с помощью которых
неизвестные нам разумные существа ищут во Вселенной собратьев по
разуму.
Но исследования, проведенные с помощью искусственных спутников Земли,
показали, что эти звёзды являются просто звёздами огромной величины и
состоят из раскаленной материи.
Вы узнаете, как называются эти необычные звёзды, если правильно
выполните все задания и составите слово из полученных букв.Учащиеся выполняют задания по вариантам: первый вариант получает
первую, третью, пятую и седьмую буквы данного слова, а второй – вторую,
четвёртую, шестую и восьмую.
З а д а н и е: выполните действия.
В а р и а н т 1
x
2
y
y
x
2
2
3
x
y
∙
:
2
3
.
1)
1
2y ;
4x
2
y .
Н.
П.
2
9
b
2
b
.
2
a
a
2
y
4
2
x ;
2y
x ;
Д.
К.
a b
3
a
b
∙
2)
1
a b ;
3a
b
;
a b
З.
Л.
2 3
m n
2
mn n
3)
2
m
3a
b
a b
;
М.
3b a
.
a b
Р.
:
2
2
2
n
2
n mn
.
2
2m n
n m
;
С.
mn
n m
;
К.
2mn
m n ;
М.
2
2
a
4
b
4 2
a b
4)
2
2m n
m n .
Т.
2
.
:
a b
2
3
a b
3(
4(
a b
)
a b
)
9(
4(
a b
)
a b
)
;
;
Н.
Р.
a b
;
a b
a b
)
3(
4(
a b
)
Т.
Х.
.
В а р и а н т 2
m
3
n
2
m
5
n
2
4
:
3
2
.
1)
2
n
m ;
24
А.
;
n
О. 2
m
У.
1
2m ;
2
Е.
1
4m .
2
x
x
4
3
2
8
a
:
2
16
x
4
16
a
.
2)
2
ax
x ;
4
2
ax
x .
4
Ь.
Ю.
И.
У.
2
ax
x ;
4
ax
x ;
4
1
4
b
a
2
a
a
2
b
2
b
;
А.
2
b a
;
b a
2
И.
a
a
2
b
2
b
;
О.
2
b a
.
b a
2
У.
2
∙
y
x
2
x y
3
3
x y
xy
2
2
y
2
x
4)
x
y ;
x
x
И.
Т.
y
;
x
y
y
x .
С.
Ы.
.
y
;
∙ (4
b
2
4
ab a
2
)
2
.
3)
О т в е т: ПУЛЬСАРЫ.
IV. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Сформулируйте правило деления рациональных дробей.
– Что нужно сделать, чтобы сократить рациональную дробь?
– Какие существуют способы разложения многочлена на
множители?
Домашнее задание: № 137 (б, г, е, з), № 140(а), № 141(а)
В а р и а н т 1
3
:
x
2
y
y
2
x
∙
2
3
x
y
2
.
1)
1
2y ;
4x
2
y .
Н.
П.
2
9
b
2
b
.
2
a
a
2
y
4
2
x ;
2y
x ;
Д.
К.
a b
3
a
b
∙
2)
1
a b ;
3a
b
;
a b
З.
Л.
3a
b
a b
;
М.
3b a
.
a b
Р.
:
2
2
n
2
2
n mn
.
2
2m n
n m
;
С.
2
2m n
m n .
a b
;
a b
a b
)
3(
4(
a b
)
.
Т.
2
.
Т.
Х.
2 3
m n
2
mn n
3)
2
m
mn
n m
;
К.
2mn
m n ;
М.
2
2
a
4
b
4 2
a b
:
a b
2
a b
3
3(
4(
a b
)
)
a b
9(
4(
a b
)
a b
)
;
;
4)
Н.
Р.
В а р и а н т 2
3
:
2
m
3
n
4
m
2
5
n
2
.
2
n
m ;
24
1
2m ;
2
n
m ;
О. 2
1
4m .
У.
2
1)
А.
Е.
x
x
4
3
2
8
a
:
2
16
x
4
16
a
.
2)
2
ax
x ;
4
2
ax
x .
4
Ь.
Ю.
∙ (4
b
2
4
ab a
2
)
2
2
ax
x ;
4
ax
x ;
4
1
4
b
a
2
И.
У.
3)
a
a
2
b
2
b
;
А.
b a
2
;
2
b a
И.
.
;
a
a
2
b
2
b
О.
b a
2
.
2
b a
У.
2
∙
y
x
2
x y
3
3
x y
2
xy
2
y
2
x
4)
x
y ;
x
x
И.
Т.
y
;
x
y
y
x .
С.
Ы.
.
y
;