Преодоление кризиса чтения в современных условиях
Оценка 5

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
6 кл—11 кл +1
20.06.2017
Преодоление кризиса чтения в современных условиях
Материал представляет собой размышление об отсутствии интереса к чтению у современных школьников. Статья поможет учителю как в организации урока, так и внеурочной деятельности. Метапредметная модель "Оркестр" позволяет реализовать свой потенциал детям с разными способностями и общими усилиями создать мультипликационный фильм.Материал для учителей
Преодоление кризиса чтения в современных условиях.docx
«Преодоление кризиса чтения в современных условиях» Автор: учитель русского языка                                               и  литературы                                              МАОУ гимназии 16                                              «Интерес»                                              Степанова Е. А. 2017 год Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации, и ориентирован на  становление нравственности и духовности личности ученика.     Выпускник должен быть не только грамотным, он должен любить свой край, своё Отечество, уважать свой народ, его культуру, духовные традиции. Высыпать гаджеты. Способствует ли приобретению духовности всё это? А  ведь это и есть реалии сегодняшнего дня. Сегодня ребёнок вооружён любыми  источниками информации. Чего здесь нет? Бумажного кораблика по имени  «книга», с хрустящими страницами, любимыми закладками, голосом мамы…    Сегодня наблюдается катастрофическое снижение уровня читательской  культуры, отсутствие интереса к книге. Согласно опросам ВЦИОМ, 35%  россиян  не читают книг вообще. Если не вмешаться в этот процесс, то  получим не выпускника, соответствующего портрету ФГОС, а, как говорил  Станислав Говорухин, «человека с холодной душой». Выросло целое  «цифровое поколение», и все забыли, что именно в общении с книгой  формируется богатый духовный мир, нравственность ребёнка.       Передо мной встала проблема: «цифровое поколение: люди с холодной  душой?»      С одной стороны, « поколение, которое не прочитает ни Чехова, ни  Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким, циничным, расчётливым.  Такие понятия, как честь и достоинство, не будут иметь для них никакого  значения». А с другой стороны, один клик мыши – и у ваших ног любая  информация.     А может, это возможно: формировать высокую духовность ребёнка,  используя при этом цифровые ресурсы? Ведь на самом деле эпоха гусиного  пера и шариковой ручки уже прошла.     Для решения этой задачи я как руководитель школьного методического  объединения учителей словесности инициировала и разработала  метапредметную модель – «оркестр» преодоления кризиса чтения на основе  широкого использования цифровых ресурсов.     Новаторство моей идеи заключается в том, что мы создали эффективную,  работающую, и , самое главное, привлекательную для учеников модель  популяризации чтения на основе современных возможностей в области  распространения информации.     В реализации данной модели­оркестра соединены усилия всех школьных  специалистов: словесников и других предметников (информатики,  технического и обслуживающего труда изобразительного искусства,  музыки), классных руководителей и педагогов дополнительного  образования, заведующей медиатекой и руководителя школьного музея. Мы создали « оркестр», а сама я играю роль дирижёра, который  направляет действия всех музыкантов к единой цели.    Представьте образовательную ситуацию: урок литературы в 5 классе по  изучению басен И.А.Крылова.    По программе мы изучаем особенности жанра, изучаем характеры героев  басен, составляем портретные и речевые характеристики персонажей,  причём до мельчайших деталей. И вдруг мой неожиданный вопрос: «А где  нам это всё может понадобиться?» ­ ставит в тупик. «В жизни» ­ вряд ли.  «А давайте создадим по басням Крылова мультфильм», ­ предлагаю я  своим ученикам.      Чтение приобретает совсем иную мотивацию. И на проблемный вопрос  «Чему учит нас басня? В чем её мораль» ребята предлагают разные  варианты. Теперь они понимают, что их личный опыт чтение, собственное  понимание текста будут использованы при создании мультфильма. Ребята  увлекаются и выходят за рамки уроков. Им хочется работать после  уроков: возникает желание сделать героев басен своими руками, а значит,  появляется внешняя мотивация к чтению басен, именно она , а не отметка в журнале, мотивирует моих учеников. Возникает иное отношение к  предмету, а, значит, к чтению.     Ребята сами выбирают себе партию в оркестре: сценарист, кукольник,  кукловод, осветитель, звукорежиссёр, оператор, музыкальный редактор,  художник. Каждый занимается тем, что ему интересно.    Я – учитель литературы – пишу с ребятами сценарий мультфильма,  читаем много­много басен, распределяем роли героев, учим наизусть,  выразительно читаем текст.    В это время педагог дополнительного образования с учениками­ кукольниками изготовляет фигурки персонажей из пластилина, ткани,  бумаги или других материалов. Они опять тщательно изучают текст, ведь  им надо понять, как будет выглядеть герой, во что одет.Это и есть личный  опыт ученика, который позволит ему в дальнейшем заниматься разными  направлениями деятельности.    Когда готов сценарий, куклы, фон, действия, мы с учениками­ кукловодами учим двигать героев. А для этого опять обращаемся к тексту: нас интересует выражение лица (или мордочек) персонажей, их движения.    И, наконец, дети «цифрового века» в компьютерной программе  «Киностудия windows live”будут снимать мультфильм, двигать героев,  озвучивать его (для этого мы учили наизусть и выразительно, по ролям  читали сценарий), накладывать музыкальное сопровождение ( это будет  партия музыкальных редакторов во главе с учителем музыки в роли  консультанта), делать титры. В этом мне помогает учитель информатики, у которого роль в оркестре – научить детей пользоваться компьютерной  программой «Киностудия windows live”.    Даже родители подключаются к работе над мультфильмом. Мультфильм, который мы создали с моими пятиклассниками сегодня,  завтра они разместят в школьных видеоновостях или в онлайн­газете и  обязательно зафиксируем в портфолио каждого ученика.    Какой результат мы получили? Ребята досконально изучили тексты басен Крылова, получили интерес к чтению и социальный опыт.      Я рассказала об опыте изучения одной темы «Басни Крылова» в 5  классе. Однако при помощи моей метапредметной модели можно изучать и другие произведения, ведь в моём «оркестре» имеются разные цифровые  ресурсы: фото­ и видеостудия, интернет­конференция, мультстудия, он­ лайн газета, интерактивный музей и др.       Я предполагаю, что в результате работы данной модели наши ученики, во­первых, уже сейчас преодолевают критический предел пренебрежения  чтением; во­вторых, повышают свою читательскую активность, потому что  чтение для них станет, действительно, интересным; в­третьих, расширят  свою образовательную среду, т.к. мы создаём условия для  востребованности их читательского опыта; в­ четвёртых, расширят свою  социальную и гражданскую активность.    Я смогла решить проблему преодоления кризиса чтения, изменив  отношение к этой проблеме. Я использовала преимущества гаджетов для  решения своей задачи популяризации чтения. Ведь с помощью гаджетов мы можем строить видеоряд, видеофильм, мультфильм. В этом смысле  гаджеты помогают нам дополнить мир книги активными возможностями.     Я пытаюсь использовать электронные ресурсы для создания новой  реальности, созданной самим ребёнком или с его участием. При этом  главным становится деятельностный подход. Когда ребёнок начинает  творить, он перестаёт разрушать. Человек не может не любить то, что он  создал. Так я учу ребёнка воображению, пониманию текста,  взаимодействию с коллективом.    Когда мы цифровые ресурсы не противопоставили духовности, а  использовали их для сотворения маленького живого мира литературного  произведения, мы легко смогли ответить на вопрос: «Цифровое поколение: люди с холодной душой?» Нет, не с холодной, они умеют сострадать,  сочувствовать, сопереживать, соизмерять свои поступки, сотрудничать,  осознавать свою ответственность в обществе. Всему этому учит их  литература. И, смею надеяться, мы – учителя моего «оркестра».      Кстати, сегодня у нас в классе целые стеллажи заняты куклами к  фильмам – пластилиновыми и тряпочными. А ещё мы с пятиклассниками  готовим материал для он­лайн­газеты «Здесь русский дух, здесь Русью  пахнет». Вы, конечно, понимаете по какому произведению.

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях

Преодоление кризиса чтения в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017