«Преподавание математики в условиях реализации СПО»
Оценка 4.7

«Преподавание математики в условиях реализации СПО»

Оценка 4.7
docx
математика
28.04.2020
«Преподавание математики в условиях реализации СПО»
текст.docx

«Преподавание математики в условиях реализации СПО»
Лазарева Ю.В.

Важными должны стать не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала студента.

Главной целью математического образования в организациях среднего профессионального образования является развитие умственных способностей студентов. Нужен переход от информационно-объяснительной технологии к деятельно-развивающей, направленной на развитие личностных качеств каждого студента.

Большинство студентов свои приобретенные знания по математике вряд ли будут использовать в повседневной жизни. Человек быстро забывает те знания, которыми постоянно не пользуется, но с ним навсегда остается его логическое мышление. Поэтому нельзя говорить о низком коэффициенте полезного действия изучения естественных наук, поскольку изучение их повышает умственный уровень обучающихся.

Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у обучающихся инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения. Уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы.

 

Вместе со студентами, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. Компетентоностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание решения задач, а за умение работать с анализом, логическим мышлением, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

Предполагается, что кроме выполнения обязательной программы самообразования, каждый преподаватель должен проявить интерес к творческой работе по методике математике. Более того, работа по программе самообразования и особенно изучение её собственно математических разделов создадут благоприятные условия для творческого поиска.

Хочу представить структуру типового блока уроков, состоящую из 10 комбинаций.

 

Вводное повторение.Это первичная, системная актуализация знаний – пробуждение знаний, умений, усвоенных на прошлых уроках и необходимых для усвоения нового, диагностика готовности к изучению нового.
Основные действия преподавателя: помощь студентам при включении в работу через создание положительной мотивации, проблемных ситуаций (практическое использование изучаемого материала в повседневной жизни). Преподавателю необходимо использовать в работе только позитивные высказывания: хвалить обучающегося, уточнять его ответы, направлять, ненавязчиво напоминать забытое. С целью создания проблемной ситуации на этом этапе можно предложить студентам несложное упражнение по новой теме, что позволит перейти ко второму этапу.

Презентация нового материала – предъявление укрупненного блока, включающего в себя базовые знания (несократимый минимум). Лучше представить его в виде схемы. Можно и просто выделить основные формулы, правила, алгоритмы. Обоснования к ним должны быть минимальны и основываться на интуитивном подходе. При этом использование цифровых образовательных ресурсов поможет и преподавателю, и студенту.
Основные действия преподавателя: выделение основного материала для изучения темы, придание ему формы, позволяющей легко понять и запомнить его на уроке. Преподавателю необходимо привести 1 – 2 примера на применение данного материала и предложить придумать такие примеры учащимся. Они сделают это с удовольствием.

Практика под руководством преподавателя. Организация первичного закрепления материала, в ходе которого умение решать базовые задания доводится до автоматизма. При этом необходимо своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.
Основные действия преподавателя: отвечать на вопросы одних, показывать решения другим, комментировать решения третьих. Студентам разрешено помогать и объяснять друг другу, сравнивать решения. Этот этап завершается проверочной работой по решению задач базового уровня сложности. Оценка за нее выставляется только по желанию студента.

 

Изучение нового материала (дополнительный объем). Особенность этого этапа в том, что студенты по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале.

Основные действия преподавателя: организация работы в группах по изучаемой теме. Вначале, как правило. Выделяется одна – две группы студентов, проявляющих желание и способных самостоятельно углубить базовые знания. Им предлагаются листы с индивидуальной траекторией продвижения по теме, в которых содержится необходимый инструктаж: прочитай, вспомни, посмотри, попробуй применить, проверь и т. п. Остальные студенты, не прошедшие тест базового уровня, продолжают выполнять типовые упражнения и получают соответствующее домашнее задание. По мере того, как студент почувствовал, что может выполнять задания сложнее, и, пройдя необходимый тест, он продвигается дальше. При этом преподаватель постоянно перемещается от одной группы студентов к другой и выступает посредником в обмене мнениями.

 

 

Промежуточный контроль, оценка, определение «западающего звена».

Организация диагностики усвоения изучаемого материала проходит в виде коротких проверочных работ или тестов (для каждой группы свои). Так как время изучения темы ограничено программными рамками, то на определенных этапах проверочные работы проводятся для всех одновременно. Задания для этих работ необходимо подбирать с учетом уровневой дифференциации студентов. Если, по замыслу преподавателя, отметки необходимо выставить в журнал, а обучающийся выполнил работу неудачно, то с ним нужно согласовать реальный срок «пересдачи», используя рабочие тетради, индивидуальные карточки и т. п.

 

 

Итог занятия. Фиксация пути, пройденного студентом по теме; определение соответствия замысла преподавателя с полученными результатами в соответствии с целями, поставленными на определенных этапах обучения. На этом этапе проводится анализ проверочной работы. Выполнившие ее успешно, продвигаются по теме дальше, выполняют творческие задания или, по желанию, помогают другим понять причины ошибок.

 

Информация о домашнем задании. Домашнее задание предлагается на каждом уроке. Вначале оно одинаково для всех. Но на последующих уроках носит вариативный характер, включает задание по выбору, в том числе и творческие.
Обобщающее повторение позволяет увидеть студентами всю тему целиком. Главная задача этого этапа – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, выделение основных идей. Задания для этого этапа подбираются с учетом уровневой дифференциации студентов.
Итоговый контроль – контрольная работа, которая строится по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. В случае неудачи студент может ее «пересдать».
Коррекция – поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так и в группах. Студенты, получившие высший балл, могут выполнять нестандартные, творческие задания или помогать другим в поиске и коррекции ошибок.

Развитие творческих способностей обучающихся по математике

Особенность обучения математике в современных заключения в том, что основной упор делается на изучение готовых, сложившихся приёмов решения задач, а на развитие творческих способностей обучающихся, что является основой для сознательного изучения, как в колледже, так и при продолжении образования.

Предусмотреть все приёмы решения задач, которые понадобятся человеку в практической деятельности, не представляет возможным. Но даже если бы все эти приёмы и удалось выделить, то обучить всем им учащихся оказалось бы невозможным из-за ограниченности времени обучения. Поэтому возникает задача так организовать обучение, чтобы в процессе приобретения новых знаний обучающийся приобретал бы и способности их творческого применения.

 

Развитие навыков самостоятельной работы

Содержание материала и система заданий (по курсам, по предметам, в классной и домашней работе, на разных этапах урока), оптимально способствующие развитию навыков самостоятельной работы.

Влияние на то развитие вариативности содержания и времени, продолжительности, периодичности заданий.

Перерастание навыков самостоятельной работы в самообразование обучающихся.

Меры по поддержанию навыков самостоятельной работы: оценка, дополнительные задания в колледже и дома.

Система работы потребителя по привитию специальных умений - планирование работы, конспектирование материала, организация режима дня, программированными пособиями, техническими средствами.

Специальная работа по составлению и использованию памяток по организации труда (Как решить задачу? Как доказать теорему? Как оформить письменную работу? Учись сравнить. Учись моделировать и т. п.)

 

Содержание и методика устных упражнений

Ранее назначение устных упражнений сводилось в основном к тренировке учащихся в устном счете, к закреплению приёмов устных вычислений. В связи с изменением содержания традиционного курса математики и переходом на новые программы целесообразнее пойти по другому пути: дать систему устных упражнений, так, чтобы эта система не только предусматривала формирование навыков устного счёта, но и способствовала общему развитию обучающихся.

Предоставляет интерес выяснение об оценке работ обучающихся во время устных выражений.

 

Система контрольных работ

В связи с перестройкой содержания и методов обучения математики необходимо пересмотреть систему работ, предназначенных для проверки знаний обучающихся. При этом важно осветить приёмы отбора содержания контрольных работ.

В этой связи представляет интерес разработка основных требований к знаниям учащихся. При этом необходимо учесть, что, во-первых, знания должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного обучения обучающихся; во-вторых, способствовать сознательной ориентации обучающихся в современной деятельности.

Важно также, чтобы контрольные работы включали задачи с познавательными и развивающими функциями. В настоящее время осуществления этого подхода нашло своё воплощение в составлении контрольных работ, состоящих из двух частей. В первую часть включаются, направленные на проверку усвоения программы материала. Во вторую – вопросы, направленные на определение уровня развития учащегося, умения логично мыслить. Методику составления контрольной работы из нескольких частей можно применить при проверке любого раздела или темы курса методики. При этом представляет интерес исследование следующих вопросов: Разработка системы самостоятельных работ, решение которых подготовит обучающихся к успешному выполнению первой части контрольной работы и требований к содержанию и направленности за данный второй части работы.

При определении видов контрольных работ, наилучшим образом выявляющих уровень интересующих вас знаний, например, тесты.

При составлении системы контрольных работ необходимо найти разумное число этих работ, позволяющих успешно контролировать знания учащихся. Интересно исследовать влияние особенностей контингента обучающихся на увеличение (уменьшение) числа работ, а также на время, которое следует отвести на проведение работы.

 

Содержание и организация индивидуальной работы с обучающимися

Проблема индивидуализации обучения - одна из важных проблем методики. Внимание к ним повышается в связи с переходом на новое содержание методического образования.

Новая программа и учебники математики уделяют большое внимание развитию учащихся, что приводит, как это убедительно показывает экспериментальная проверка пробных учебников и первый опыт работы по новым программам по методике, к сильным дифференциации знаний обучающихся в рамках одной группы.

В этих условиях неоднородности группы большое значение приобретают поиски форм содержания и методов индивидуальной работы со студентами, проявляющими интерес к математике и различные успехи в её изучении. Представляет, в частности, интерес разработки системы индивидуальных заданий для возбуждения и поддержания у обучающихся интереса к методике, углубленного изучения имеет работа по преодолению пробелов и недочётов в знаниях обучающихся.

Необходимо обобщить и развить различные формы организации индивидуальной работы на уроках и внеклассной работы (рефераты, доклады, коллективные обсуждения отдельных проблем в небольших группах и др.), их эффективность и связь с содержанием общего курса математики .

 

 


Связь с жизнью в преподавании математики.

Межпредметные связи.

 

В условиях проводимой перестройки курса математики необходимо разрабатывать новые пути осуществления связи обучения математики с жизнью. Прежде всего, это относится к формированию у обучающихся представления о математике как науке, отражающей определённые стороны материального мира, и поиски такого материала курса математики, который действительно находит применение к практике, при изучении смежных предметов. Новая программа открывает для этого благоприятные возможности.

 

Серьёзное внимание в этом аспекте должно быть уделено разработке методики изучения векторов, координатного метода, производной, интеграла, решению дифференциальных уравнений, элементам теории вероятности и математической статистики. Многие из этих вопросов можно изучать как обобщение реальных жизненных процессов с последующим приложением развитой математической теории к решению реальных жизненных задач.
Следует более точно определить роль дидактических задач, традиционно именуемых задачами с практическим содержанием и раскрывающих связь с жизнью.
Следует также выявить возможности формирования у обучающихся навыков и умении, необходимых в повседневной жизни, на производстве, при изучении смежных предметов.
В решении поставленной проблемы большую роль играет обеспечение межпредметных связей. При разработке этих вопросов следует продумать последовательность изучения программного материала, системы упражнений, создающие благоприятные условия для изучения каждого из предметов.


 

Преподавание математики в условиях реализации

Преподавание математики в условиях реализации

Преподавателю необходимо использовать в работе только позитивные высказывания: хвалить обучающегося, уточнять его ответы, направлять, ненавязчиво напоминать забытое

Преподавателю необходимо использовать в работе только позитивные высказывания: хвалить обучающегося, уточнять его ответы, направлять, ненавязчиво напоминать забытое

Задания для этих работ необходимо подбирать с учетом уровневой дифференциации студентов

Задания для этих работ необходимо подбирать с учетом уровневой дифференциации студентов

Содержание материала и система заданий (по курсам, по предметам, в классной и домашней работе, на разных этапах урока), оптимально способствующие развитию навыков самостоятельной работы

Содержание материала и система заданий (по курсам, по предметам, в классной и домашней работе, на разных этапах урока), оптимально способствующие развитию навыков самостоятельной работы

При этом представляет интерес исследование следующих вопросов:

При этом представляет интерес исследование следующих вопросов:

В условиях проводимой перестройки курса математики необходимо разрабатывать новые пути осуществления связи обучения математики с жизнью

В условиях проводимой перестройки курса математики необходимо разрабатывать новые пути осуществления связи обучения математики с жизнью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020