ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФОРМИРУЕМ МЕТАПРЕДМЕТЫ)
Гутарина Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
ТОГБОУ кадетская школа-интернат
«Многопрофильный кадетский корпус»,
г. Тамбов, Российская Федерация
Доводы, до
которых человек додумывается
сам, обычно убеждают
его больше, нежели
те, которые пришли в
голову другим.
Б. Паскаль.
Российская школа находится на этапе становления в новом качестве, которого требует современная образовательная ситуация. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[2,с.8].
Вообще использование
метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов
позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических
знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы,
задачи и проблемы, в том числе значимые для молодого поколения на современном
этапе. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к
заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность
должна вести к их осмыслению.
В 2009 году «Учительская газета» предложила новую модель проведения
Всероссийского конкурса «Учитель года России». Идея метапредметности прочно
вошла в содержание его. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы
начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не
«застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но
работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это
происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных
занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит
выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама
деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок
осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и
деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная
машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного
времени [4,с.197].
Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования[3,с.14].
Сегодня никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению обучающихся можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Наша задача - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя русский язык, литературу, историю и ряд других наук. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Учить нужно так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения[1,с.15].
Я преподаю русский язык и литературу в ТОГБОУ кадетской школе-интернате «Многопрофильный кадетский корпус». Миссия кадетского корпуса - обучение и воспитание граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству. Мы видим наших выпускников на военной, государственной, муниципальной службе на благо Отчизны. Это будущее требует не столько набора классических знаний, сколько открытой коммуникации, умения принять вызов, привлечь успех.
Преподавание русского языка и литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. На современном этапе школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая «правильная» литература и её анализ с разных полюсов. Пропуская через себя текст, вскрывая пласты проблемы, связанные с разными науками, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, судьба, ответственность, милосердие, дружба.
Схема метапредметного урока
Целеполагание |
Это метапредметная учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей. |
Образовательная ситуация |
Ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность. |
Личный продукт ученика |
Схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, графический конспект и т.д. |
Сопоставление с культурно-историческим аналогом |
Продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников. |
Диагностика и оценка |
Степень личного образовательного приращения ученика. |
Рефлексия |
Осознание достигнутого (нерешенного), целеполагание. |
Урок русского языка в 10 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту».
1) На первом этапе каждый ученик должен «заявить о свих желаниях»:
ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ
- формулировать проблему текста;
- определять авторскую позицию;
- формулировать собственную позицию;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- отвечать аргументированно;
- писать сочинение.
2) На втором этапе создаётся проблемная ситуация. Это может быть вопрос, непредвиденное противоречие, многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и т.д.
В качестве примера даётся распечатанный текст.
(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для
себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла.
(30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим
поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю,
человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
(42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти.
(47) На все сто процентов.
(По Л. Жуховицкому).
3) На следующем этапе учитель может задать вопрос: какая проблема поднимается автором текста (здесь происходит рассмотрение проблемы с разных полюсов с привлечением информации из различных источников)?
На данном этапе мы будем иметь дело с образовательным продуктом обучающихся, результатом их самостоятельной познавательной или творческой деятельности.
Результаты освоения учебной деятельности - это умения, сформировавшиеся в ходе выполнения этой деятельности. Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);
- эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты (мысленные, реальные),
изучение текстовых документов (источников).
В качестве поиска аргументов из читательского опыта можно обратиться к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Примером демонстрации аргументов из опыта читательского могут стать цитаты: «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают»; «Мы будем иметь ту судьбу, которую заслужим» (А.Эйнштейн) и другие.
4) Результатом работы на четвёртом этапе урока станут утверждения учащихся в правильности своего образовательного продукта (ОП). Ученик пропускает «добытую» информацию через себя, отбрасывает свой первичный продукт и берёт за основу культурный аналог, ищет связи с другими науками. Например, с историей. Пример:
- Царей много, Петр ВЕЛИКИЙ – один. После смерти императрицы Елизаветы Петровны на российский престол взошел Петр III. Он был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. В 14 лет Петр был круглым неучем, и даже Елизавету Петровну поразил своим невежеством. Правда, у будущего императора было увлечение - военная слава Фридриха II. Однако это привело Петра только к простой игре всолдатики.
- Отец Екатерины Дашковой Роман Воронцов стал очень богат, хотя и
прославился неимоверной жадностью и нахальством, получил прозвище "Роман - большой карман". Она же, образованная, начитанная стала директором Петербургской Академии наук, основала Российскую академию, её же заслуга - составление первого словаря русского языка и его грамматики
- Отец Сталина был сапожником-кустарём, мать происходила из семьи
крепостного.
- Жуков Г.К. родился в деревне в семье крестьянина.
Примеры можно привести и из биологии, географии, обществознания. В результате сопоставления можно говорить о факторах, влияющих на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, собственная деятельность.
В качестве примера можно привести материал школьного сочинения:
Читательский опыт (художественная литература):
Произведение
Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Аргумент
Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».
Собственные рассуждения
Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.
Читательский опыт (публицистическая литература):
Источник аргумента
В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академи-ком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».
Аргумент
Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наслед-ственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, напри-мер, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.
Собственные рассуждения
Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.
5) На пятом этапе основным становится ориентир для результатов обучения –
образовательные стандарты и нормативы:
чем ближе к стандартным результаты, тем
выше оценка.
6) На этапе «Рефлексия» обучающийся должен чётко уметь ответить на вопросы:
- Я знаю, ЧТО такое проблема?
- Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос?
- Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?
- Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы , примеры?
- Смогу ЛИ я выстроить аргументацию?
- Мне понятно, КАК применять полученные знания на других предметах, в жизни?
- Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?
- Я оцениваю свою работу на уроке ….
Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Литература
1. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011. – 15с.
2. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3. – 8с.
3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/. – 14с.
4. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. – 197с.
5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.