Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Оценка 5
Мероприятия
docx
классное руководство +2
Взрослым
13.12.2018
Мероприятие было реализовано с важнейшей целью современного дополнительного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель была достигнута. Активно велась пропаганда на выработку понимания жизненной важности морали, нравственного самосознания, моральной стойкости, милосердия и любовь к людям.
Воспитание нравственности .docx
Прессконференции «Воспитание нравственности как залог успеха
Анализ
межличностных отношений между детьми»
Место проведения: МБУ ДО ДДТ Первомайского района, г. Ростова –на Дону,
корпус №3 «ПОИСК»
Дата проведения: 08.04.2017 г. в 14.30 час.
Тема мероприятия: «Воспитание нравственности как залог успеха
межличностных отношений между детьми»
Цель:
1. Возрождение духовнонравственных ценностей.
2. Расширение кругозора, формирование культуры этического мышления.
Способности морального суждения, обучение самостоятельному принятию
решений в ситуациях нравственного выбора.
Задачи:
1.Формирование единства воспитательных и жизненнопрактических задач,
формирование персонального отношения к жизни.
2. Формирование гуманизма к миру который окружает человека.
Количество участвующих:
хореографический коллектив «Огонек»15 чел. ,возраст 716 лет.
хореографический коллектив «Щелкунчик» 11 чел, возраст 811 лет.
детское объединение «Флористика» 4 чел, возраст 1316 лет.
Количество присутствующих на мероприятии 50 человек.
Важнейшей целью современного дополнительного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс
образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно
нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В целом запланированное мероприятие прошло успешно.
В ходе мероприятия были выполнены поставленные задачи:
у учащихся повысился интерес к проведению совместных мероприятий.
были созданы условия для творческого развития и коллективного выступления
детей.
всем была предоставлена возможность раскрыть свои способности.
Цель была достигнута. Активно велась пропаганда на выработку понимания
жизненной важности морали, нравственного самосознания, моральной стойкости,
милосердия и любовь к людям. СЦЕНАРИЙ
Прессконференции
"Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений
между детьми"
Составил: Гунько А.И. Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты
думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай
человека». Воспитание достойного человека – процесс очень сложный и длительный, не под
силу многим семьям в наше время. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где
отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к
самореализации, достигают больших успехов в карьере. Изменились жизненные ценности:
увеличилась роль материального благополучия, которое стало мерилом общественного
статуса, благополучия человека, его успеха в обществе. Наркомания, ранние половые
связи, аборты, жестокость, алчность – попутчики нашего времени. Мы сегодня все меньше
занимаемся воспитанием, духовнонравственным воспитанием, которое предполагает
формирование у человека ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и
гармоничное развитие личности. Духовнонравственное воспитание подразумевает
удовлетворение и развитие потребности познания смысла жизни и социальной потребности
жить для других. Поэтому в процессе духовнонравственного воспитания осуществляется
воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности,
милосердия.
КоллективДома детского творчества давно уделяет пристальное внимание духовно
нравственному воспитанию подрастающего поколения. За времяработы отслежены цели,
задачи, формы, методы и результативность. В рамках учреждения было создано единое
культурное и образовательное пространство, особая атмосфера совместного творческого
поиска. Через занятия творческих объединений, беседы, конкурсы, викторины, праздники,
встречи, через работу с семьей создавались условия не только для выявления и развития
потенциала личности, но и формировалось позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, к самому себе, воспитывалась ответственность за свои дела и поступки.
Работа по духовнонравственному направлению продолжается и сейчас, ведь оно является
приоритетным в воспитании и развитии. Образовательные программы дополнительного
образования детей Дома детского творчества несут в себе функцию формирования
творческого потенциала детей и воспитание духовнонравственной личности через весь
комплекс знаний, умений, навыков и, прежде всего, через организацию творческой
деятельности.
С раннего детства ребенок начинает понимать, что он частица большого коллектива.
Чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих
делах, упражнять в нравственных поступках. Подготовка детей путем отбора содержания
обучения, формирования детской активности, творческих способностей ребенка, его
коммуникативности и других личностных качеств идет по разным направлениям, в т.ч.
осуществляется предметная подготовка, а также большое внимание уделяется духовно
нравственному воспитанию и развитию ребенка. Большую роль в воспитании играют
досуговые мероприятия.
В творческих объединениях дети знакомятся с истоками народного творчества,
творят прекрасное, а красота воспитывает нравственную чистоту, человечность,
духовность. Считаю, что духовнонравственное воспитание ребенка начинается с рождения.
Русская поговорка утверждает: «Что птенец увидит в гнезде, то и возьмет с собой в
полет». Те ценности, что в ребенка вложены семьей, то, что впитано с молоком матери, то
и останется жизненным стержнем у человека на всю жизнь. Поэтому особую роль в
учреждении отводим работе с семьей, родительским собраниям, где пытаемся донести до
родителей, что семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ
мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения
общечеловеческой морали и правил поведения. Воспитывает в семье очень многое: и
отношения родителей друг с другом (доброжелательные или, наоборот, часто агрессивные),
и семейные традиции, и прием гостей, и утренняя зарядка, и семейный завтрак или ужин
все, поэтому в основе воспитания должна лежать любовь. Сложно донести сегодня это до
родителей, особенно до молодых мам и пап, но возможно.
Современные тенденции гражданскопатриотического
Воспитания
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с
традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя,
пожертвовать всем ради страны. Гражданский патриотизм был распространен очень
широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего
ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. Но условия, в
которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для
формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания,
ориентированного на высокие гражданские идеалы, так как самореализация личности в
период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация
на рынке труда являются важнейшей задачей. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться,
работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Изменения,
происходящие в обществе, определяют новые приоритеты в отечественной системе
образования:
воспитание высоких духовнонравственных принципов,
гражданской
ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
формирование патриотических чувств на основе культурнопатриотических
ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;
формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
Не случайно природа страдает —
У дорог догорают кусты.
О, земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.
Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты…
О, душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!
Иеромонах Роман
1 сентября 2002 г. скит Ветрово
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься
не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития
личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовнонравственного
просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига
помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного
выбора, помогают подросткам формировать в себе нравственные категории: доброту,
любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Если подросток
поймет, что он сам в ответе за свою жизнь, что от его характера зависит судьба, то это
значит, что наша работа проводится не зря.
Воспитание нравственности или воспитание нравов…Наши дети – наследники
богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи
лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику
почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость
отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в
самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, такие качества: как
1. Уважение и сострадание,
2. Гордость и доброжелательность,
3. Милосердие и патриотизм,
4. Любовь к окружающему и ближнему.
И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их
умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовнонравственной
культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе на своих
уроках и внеклассных занятиях мы должны заботливо и целенаправленно ухаживать за
ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся
прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.
Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное
формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и
привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При
этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и
национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей
в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании
следующие идеи:
1. Планета Земля общий дом человечества;
2. Родина уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
3. Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие
существования каждого человека и человечества в целом.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности
осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого
отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его
образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали
нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог
Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал : «Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться
последней».Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил
нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагогдемократ Песталоцци.
Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , через
ощущение
окружающего
только оно формирует добродетельный характер , стойкость в жизненных невзгодах и
сочувственное отношение к людям.
Духовнонравственное воспитание на основе православных
традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие,
мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную
ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и
психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время,
когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и
государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно
нравственные компоненты в содержании образования.
Сегодня школа нуждается в человеке, который знает мир и в то же время глубоко опытен в
нравственных понятиях. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение
жизни,
мира.
Особенность нашей учительской профессии не только в том, что ежедневно и ежечасно мы
несем знания ученикам. За партой начинаются надежды, радость и тревоги учеников. Дети
инстинктивно тянутся к добру, к чистоте. Они понесут в жизнь и все то, чему научила их
школа и то, в чем она промахнулась тоже.
Учитель — это опора общества и государства. От него зависит, каким будет будущее
поколение, какие государственные устои поддержит, как будет относиться к старшему
поколению. Предотвратить пустоту души, воспитать отзывчивость сердца, научить
управлять своим внутренним миром. В воспитании личности нет, и не может быть
праздничных или обычных дней, специально предназначенных для него часов или уроков.
Каждым словом, каждым взглядом, каждым поступком, атмосферой на уроке, работой на
учебноопытном участке, системой отношений с окружающим миром воспитываются наши
ученики. Об этом важно помнить. Об этом опасно забывать.
«Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или
композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе
человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а
впрямую. Воспитывая личностью своей, своими знаниями и любовью».
Д. Лихачев.
Духовнонравственное воспитание представляет собой процесс организованного,
целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоциональносердечного
воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся
системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный,
интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно
опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и
актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовнонравственного
воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических
ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного
образования. Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В
настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно
обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
вопервых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера;
вовторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно
нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и
доброжелательности к каждому человеку.
Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы
должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и
рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания – это проблема духовного и нравственного
становления личности.
Народная пословица говорит: «К чему в молодости привык, то в старости сделал». Сама
жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще в дни своей юности вступил на путь
добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. Воспитывать в себе культуру
чувств, душу — это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как
всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления
лучших, высоких, душевных качеств.
Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи еще рабочим
типографии, составил для себя «тринадцать принципов мелкой повседневной
добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность,
деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие,
целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти
качества. Путем самообразования он стал одним из самых просвещенных людей своего
времени, а путем самосовершенствования — гуманистом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самое хорошее поведение то, которое определяется
не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость
— она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно, не думая,
не размышляя долго. Безотчётная, душевная потребность — поступать хорошо, делать
людям добро — самое ценное в человеке. Но душевная потребность не всегда присуща
человеку с рождения. Она воспитывается в основном им же самим: его решимостью жить
по правде, подоброму». Духовность и нравственность
являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется
как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по
отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где
духовность является основой нравственности во взаимодействии друг с другом и с
природой. Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего
сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может погибнуть гораздо раньше,
чем мы предполагаем. Экология конкретна. И серьезна. Надо не играть в экологию, утешая
себя иллюзией деятельности, а делом помочь одному дереву, одной заводи… Я не знаю,
какие политические или экономические системы победят, по какому пути мы пойдем, но
есть одна самая человеческая система — экологическая.
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а
бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера,
родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места — нет. Это совершенно
непонятно, если посмотреть на жизнь землян откудато со стороны.
И земля, и природа взывают к активности человека в личном жизненном пространстве
— на расстоянии взгляда, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. А личное очищенное
пространство, помноженное на миллионы, станет облагороженным пространством Земли.
Нужны новые законы. Мы не учим в школах самому главному: Воздух — отец, Вода —
мать, Земля дом, Роса — национальное богатство…
Не только взрослые детей, но и дети взрослых должны учить сегодня защищать
природу.
(И. Шкляревский) «Не природа требует дальнейшего преобразования — человечество нуждается в новых
устоях жизни».
Нам всем необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная
вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Необходимо помнить, что отношение природы
и человека — это отношение двух культур, как говорил Лихачев: «Каждая из этих культур
«социальна», общежительная, обладает своими правилами поведения».
Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку
только человек дает свой образ и смысл» М.М. Пришвин
Через познание мира живой природы мы приобретаем новое миропонимание,
мироощущение, миросозерцание и самопознание, что, безусловно, приводит к росту
внутренней культуры и как итог к гармонии с самим собой и окружающим миром. Мы
уверены, что от наших мыслей, слов, чувств зависит равновесие окружающего
пространства.
По словам Солженицына, «спасение общества в том, чтобы каждому было дело до всего».
Все тесно связано вокруг
(Примеры мы не станем множить).
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Дж Томсон
Экзюпери :
«Если же у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с
природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы,
пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью
«Каждый хотел лучшего для себя».» Раннее начало нравственного воспитания – залог формирования полноценного
гражданина своей страны».
(по материалам статьи Л.А. Парамоновой)
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно
связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный
возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования
основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства
воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные
и этические качества.
Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие «гражданство» и
«патриотизм»:
Гражданство – принадлежность человека к постоянному населению государства,
которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по
отношению к государству.
Патриотизм – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он
родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее
интересам.
К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает
сущностная характеристика гражданскопатриотической позиции человека, которая с
давних времен является общечеловеческой культурной нормой. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.
В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при
социализме, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А.И. Герцен). Отсюда
утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность,
обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. Это привело к идеям
космополитизма (я – дитя не какойто страны, а земликосмоса, где живу сейчас – там и
Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет
ничего общего с гражданскопатриотической позицией и не способствует ее развитию.
Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей
(2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение
государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам
страны, желание сделать чтото полезное (оживление пионерии, появление молодежной
организации «Наши», других общественных институтов). Создавшаяся в обществе
ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию
гражданскопатриотической позиции.
Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ
на вопрос ребенка «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к
нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации, связанный с
объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления
эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных.
Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя
как гражданина своего отечества, – очень сложный и глубокий процесс, который в полной
мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.
Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему
дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей
национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы
на эмоциональнопознавательных основаниях можем грамотно выстроить систему
формирования начал (предпосылок) гражданскопатриотических позиций. Она будет
органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего
содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра,
конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость
имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо
относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные
способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.
В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки
и направления работы:
Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье,
безопасности, эмоциях).
Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества,
социальные отношения, эмпатия, толерантность, сотрудничество).
Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы,
поисковоисследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к
природной среде, к здоровью).
Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу,
государству).
Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям,
самовыражение в различных видах творчества). Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание
предпосылок подлинно гражданскопатриотических позиций, которые затем лягут в основу
личности взрослого человека – полноценного гражданина своей страны.
Формирование нравственных ценностных ориентаций.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему
формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами,
предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к
системе нравственных ценностей.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен
вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и
люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей
жизненной позиции.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему
современная психология и педагогика считают ценностные ориентации. Термин этот
понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы
устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность.
Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором
отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации
предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу
необходимости, а в силу своего понимания этой необходимости. Именно свобода выбора
является основанием нравственных ценностных ориентаций. Именно ценностные
ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за
ним никто не следит. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием,
формируются в ходе обретения личного опыта.
Ведущие психологи XIXXX столетий различных научных школ особое значение в
становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают
дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы
убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и
неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так
важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего
детства.
Исходя из того, что высшая человеческая ценность – личность человека, его
неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей мы ориентируем на
благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир,
свободу, истину, совесть, семью, труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными
качествами: доброжелательность, стремление
добрые
поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить
прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло;
человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих,
ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность
видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость
к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого,
совершать желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность
слушать «голос совести».
Решать эту воспитательную проблему следует соответственно с представленными
выше ценностями при создании ряда педагогических условий:
1. Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно
ориентированной модели его организации.
2. Предлагаемое содержание должно заключать в себе достаточные трудности,
позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий.
3. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и
эмоционально насыщенной.
4. Руководя деятельностью детей, педагог использует оценку: оценивает
результат, отношение к деятельности, к сверстникам. Положительная оценка
радует, побуждает к продолжению деятельности.
5. Организация коллективной деятельности – здесь присутствует общая цель,
распределение обязанностей, общий результат.
6. В различных видах детской деятельности педагог ориентирует воспитанников
на базовые ценности (сюжеты игр, поступки героев книг и мультфильмов).
7. Подключение родителей – выработка согласованных воспитательных задач и
методов педагогического воздействия, раскрывать особенности формирования
нравственных ценностных ориентаций.
Все эти условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств
педагога, оттого, что воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям. Важно,
чтобы педагог был способен:
• признать и принять собственное нравственное несовершенство
• раскаиваться в своих поступках
• быть требовательным и строгим к себе, контролировать свои мысли, не
забывать о совести
• открывать сердце для добродетели
• не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не
унижать личность
• наполнять свое сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы
о людях, чья жизнь вдохновляет на добрые дела
• находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало,
верить, что они могут стать порядочными.
Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных
ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить
окружающих, заботиться о них.
В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем
неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его,
и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает
холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем». Список литературы
1. Багашев А. Духовнонравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10
13.
2. Басовская Е.Н. Личность общество мироздание в русской словесности. М: Интерпракс, 1994.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. Париж, 1985.
3. Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал
Московской Патриархии. – 2008. № 3. – С. 4449.
4. Дух Ямато в прошлом и настоящем. М: Наука 1989.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Религиознофилософская библиотека. М., Издво Библиополис,
2008.
6. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. № 9. – С. 98
101.
7. Колесов В. Экономика нравственности и нравственность экономики. Вступительная статья// Домострой. –
М.: Художественная литература, 1991.
8. Монтень М. Опыты. В 3х книгах. – М.:Наука, 1979.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
10. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
11. Соловьев В. С. Оправдание добра, т. 1. М., 1988.
12. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. № 8. – С. 272
274.
13. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. Репринтное издание. – Тверь:
Планета, 1990.
[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. с. 433.
[2] Дух Ямато в прошлом и настоящем. М: Наука 1989, с. 161.
[3] Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007, с. 10 11.
[4] Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал
Московской Патриархии. – 2008. № 3. – С. 4449.
[5] Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению. Репринтное издание. – Тверь:
Планета, 1990.
[6] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиознофилософская библиотека. М., Издво Библиополис,
2008. С. 2425.
[7] Басовская Е.Н. Личность общество мироздание в русской словесности. М: Интерпракс, 1994, с. 3546.
[8] Соловьев В.С. Оправдание добра, т. 1. М., 1988, с. 231.
[9] Монтень М. Опыты. В 3х книгах. – М.:Наука, 1979.
[10] Бердяев Н. А. Смысл творчества. Париж, 1985, с. 360.
[11] Колесов В. Экономика нравственности и нравственность экономики. Вступительная статья// Домострой.
– М.: Художественная литература, 1991, с. 622.
Яндекс.Директ
http://39frspb.caduk.ru/p33aa1.html
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Пресс-конференция «Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.