Презентация " Геометрическая задача № 24 ОГЭ в ОГЭ по математике"

  • pptx
  • 12.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подготовка к ОГЭ по математике .Задача №24 ОГЭ по математике.pptx

Геометрическая задача № 24 ОГЭ
(задача на доказательство)
МОАУ « СОШ №62»
Учитель математики Яковлева Т.Л.

Характеристика задания

Задание 24 ОГЭ по математике представляет собой планиметрическую задачу на доказательство, связанную со свойствами треугольников, четырёхугольников, окружностей. Во многих случаях доказательство может быть проведено несколькими способами.

2

Сущность доказательства состоит в построении такой последовательности ранее доказанных и принятых в математике утверждений, прямым логическим следствием которых является утверждение, которое нужно было доказать. Вообще, доказать какое-либо утверждение – это значит показать, что утверждение является логическим следствием системы уже доказанных и принятых в науке утверждений.

Задача №24

Баллы

Содержание критерия

2

Доказательство верное, все шаги обоснованны

1

Доказательство в целом верное, но содержит неточности

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше

2

Максимальный бал

Задания, оцениваемые в 2 балла, считаются выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется первичный балл.
Нужно нацеливать учащихся на лаконичность и не требовать подробных комментариев и формулировок теорем, при этом в решении должны быть ссылки на теоремы, чтобы показать, что ученик владеет теоретическим материалом.
Если в решении допущена ошибка непринципиального характера (вычислительная, погрешность в терминологии, или символике и др.) , не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и, позволяющая не смотря на её наличие, сделать вывод о владении материалом, то учащемуся засчитывается балл.
(из рекомендаций ФИПИ)

Неалгоритмичность задач
Необходимость выбора метода решения задачи и теоремы для решения конкретной задачи (нескольких теорем) из большого набора известных фактов
Нужно решить довольно много задач, чтобы научиться их решать.

Трудности решения геометрических задач

Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии

Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы, базовые задачи)
Знание основных методов решения задач
Умение комбинировать методы решения задач
Наличие опыта решения задач

Причины ошибок в решении
геометрических задач

Невнимательное чтение условия и вопроса
задания
Недостатки в работе с рисунком
Принятие ошибочных гипотез
Незнание и/или непонимание аксиом,
определений, теорем
Неумение их применять
Нарушения логики в рассуждениях
Вычислительные ошибки

Основные умения:

умение делать чертеж к задаче;
умение записывать условие и требование задачи;
умение «видеть» то, что изображено на чертеже;
умения выполнять дополнительные построения;
умения выбирать метод решения.

Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии: Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы Опорные задачи:

№ 4.2.11. Докажите что градусная мера вписанного угла равна половине градусной меры дуги на которую он опирается (Теорема о вписанном угле)
№ 4.2.12. Докажите что если две хорды AВ и CD пересекаются в точке М , то произведение длин отрезков одной хорды равно произведению длин отрезков другой хорды : AM·MC=BM·MD( теорема об отрезках пересекающихся хорд)
4.2.18. Докажите, что если в четырёхугольник можно вписать окружность, то суммы длин его противолежащих сторон равны (Свойство описанного четырехугольника)

Связь между задачами первой и второй части

№ 17. Найдите острый угол параллелограмма ABCD, если биссектриса угла A образует со стороной BC угол, равный 41°. Ответ дайте в градусах.



№ 23.  Биссектриса угла А параллелограмма ABCD пересекает сторону ВС в точке К. Найдите периметр параллелограмма, если ВК = 3, СК = 19.

№ 24. Биссектрисы углов В и С параллелограмма ABCD пересекаются в точке М стороны AD. Докажите, что М — середина AD.

Теоретическое обоснование:
1. Определение биссектрисы угла.
2. Свойство параллельных прямых.
3. Признак равнобедренного треугольника.
4. Свойство параллелограмма.

Задача №24

Обратная задача

№25

   Биссектрисы углов А и В параллелограмма ABCD пересекаются в точке K. Найдите площадь параллелограмма, если ВС = 6, а расстояние от точки K до стороны АВ равно 6.

Связь между задачами первой и второй части

№16. Угол А четырёхугольника ABCD, вписанного в окружность, равен 33°. Найдите угол С этого четырёхуг льника. Ответ дайте в градусах.




№16.Четырёхугольник ABCD вписан в окружность. Прямые AB и CD пересекаются в точке K, BK=7, DK=14, BC=10. Найдите AD.


№24.Известно, что около четырёхугольника ABCD можно описать окружность и что продолжения сторон AD и BC четырёхугольника пересекаются в точке K. Докажите, что треугольники KAB и KCD подобны.




Теоретическое обоснование:
1. Свойство углов вписанного четырехугольника.
2. Свойство смежных углов.
3. Признак подобия треугольников


Некоторые методы решения геометрических задач

Метод подобия
Метод площадей
Метод дополнительных построений
Метод вспомогательной окружности

Метод подобия

Высоты AA1 и BB1 остроугольного треугольника  ABC пересекаются в точке E. Докажите, что углы AA1B1 и ABB1 равны.

Решение:

Рассмотрим тре­уголь­ни­ки  АЕВ1 и  ВЕА1. Они прямоугольные. углы АЕВ1 и  ВЕА1  равны как вертикальные, следовательно, тре­уголь­ни­ки подобны, от­ку­да  ЕВ1 ЕА1 ЕВ1 ЕВ1 ЕА1 ЕА1 ЕВ1 ЕА1 = АЕ ЕВ АЕ АЕ ЕВ ЕВ АЕ ЕВ
Рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки  ЕВ1А1 и АЕВ,  углы АЕВ и ЕВ1А1 равны как вертикальные, из предыдущей пропорции  ЕВ1 ЕА ЕВ1 ЕВ1 ЕА ЕА ЕВ1 ЕА = А1Е ЕВ А1Е А1Е ЕВ ЕВ А1Е ЕВ следовательно, эти тре­уголь­ни­ки подобны, от­ку­да АА1 В1 = АВВ1

Метод площадей

Внутри параллелограмма  ABCD выбрали произвольную точку E. Докажите, что сумма площадей треугольников BEC и AED равна половине площади параллелограмма.

Решение:

Проведем от­ре­зок KN  пер­пен­ди­ку­ляр­ный сто­ро­нам AD и BC про­хо­дя­щий через точку  E. Пло­щадь па­рал­ле­ло­грам­ма SABCD = AD · KN
 Пло­щадь тре­уголь­ни­ка SAED = 1 2 1 1 2 2 1 2 AD · EN. Пло­щадь тре­уголь­ни­ка SBEC = 1 2 1 1 2 2 1 2 EK · BC. Получаем, что сумма пло­ща­дей тре­уголь­ни­ков  и  равна:
SAED + SBEC = 1 2 1 1 2 2 1 2 AD · EN + 1 2 1 1 2 2 1 2 EK · BC = 1 2 1 1 2 2 1 2 AD (EN + EK)=
= 1 2 1 1 2 2 1 2 AD · NK =   1 2 1 1 2 2 1 2 SABCD

Метод дополнительных построений

Точка K — середина боковой стороны CD трапеции ABCD. Докажите, что площадь треугольника KAB равна половине площади трапеции

Решение. Продолжим BK до пересечения с прямой AD в точке F. Заметим, что в треугольниках FDK и BCK стороны CK и DK равны по условию, углы при вершине K равны как вертикальные, а углы KDF и KCB равны как накрест лежащие. Значит, треугольники FDK и BCK равны.
Следовательно, их площади равны, то есть площадь трапеции равна площади треугольника ABF. Но из равенства треугольников также вытекает, что FK = BK, то есть AK — медиана в треугольнике ABF. Тогда треугольник KAB по площади составит половину треугольника FAB, а значит, и данной трапеции.

Метод вспомогательной окружности

В остроугольном треугольнике ABC проведены высоты АА1 и СС1. Докажите, что углы СС1А1и САА равны.

Решение:

Треугольники АА1С и СС1А имеют общую гипотенузу АС. Поэтому точки А, С, А1, С1 лежат на одной окружности. Углы СС1А1 и САА1 опираются на одну дугу, и поэтому равны.

Чтобы решить задачу:

Во-первых, надо научиться анализировать условие задачи. Полезно придерживаться правила: пока не произведён полный, глубокий анализ задачи, не построена её схематическая запись(чертеж), не приступать к самому решению.
Во-вторых, решение любой геометрической задачи есть последовательное применение каких-то знаний к условиям данной задачи, получение из этих условий следствий (промежуточных решений) до тех пор, пока не получены такие следствия, которые являются ответами на требования (вопросы) задачи. А для того, чтобы получать эти следствия, надо хорошо помнить определения, формулы, теоремы из курса математики.
В-третьих, надо уметь использовать основные методы решения задач.

Задачи, вызвавшие затруднения у учеников

Задачи, вызвавшие затруднения у учеников

Задачи, вызвавшие затруднения у учеников

Задачи, вызвавшие затруднения у учеников

Интернет ресурсы

https://www.mathm.ru/zad/oge/zad24oge.html
https://www.time4math.ru/_files/ugd/3fbc02_6c0071087c0e4a1f969f677ff54819a5.pdf

Спасибо
за
внимание