Самыми древними стоянками «homo sapiens» (людей современного вида) на современной территории России считаются Костёнки, Зарайская стоянка (45-35 тыс. до н. э.) и Сунгирь (25 тыс. до н. э.). Эти поселения состояли из построек, нередко из костей мамонта, обтянутых шкурами.
В постледниковую мезолитическую эпоху европейскую часть России заселили кроманьонцы свидерской культуры, потомками которых являлись народы бутовской (VIII—VI тыс. до н. э.) и верхневолжской культуры (VI—III тыс. до н. э.). Они уже использовали лук и стрелы в качестве оружия. На поздних стадиях намечается переход к субнеолиту, поскольку они начинают осваивать керамику.
СкифыБлагодаря Геродоту в античности обширные территории Восточной Европы (в т.ч. Европейской России) были известны под именем Скифии. В исторический период территории лесной (северной) Скифии населяли преимущественно финно-угорские народы, которые поселились здесь в эпоху неолита.
Археологи фиксируют, как на смену мезолитическим кроманьонцам приходят монголоидные охотники льяловской и ямочно-гребенчатой культуры (V—III тыс. до н. э.), которых сменяет волосовская культура (кон. III — сер. II тыс. до н. э.). «Азиатский» характер древних финнов фиксируется генетически по гаплогруппе N. Вместе с тем, лапландцы — потомки древнейшего населения Северной России — хранят гены палеоевропейцев.
В лесной Скифии неолит под воздействием культуры народов Великой Степи сменяется железным веком (I тыс. до н.э.): появляется сельское хозяйство, текстиль и укреплённые поселения. Геродотовых фиссагетов сближают с носителями городецкой культуры (мещера, мурома, мордва), а иирков — с носителями дьяковской культуры (меря, весь).
К северо-востоку от них в Приуралье обитали пермяне (предки удмуртов и коми) — носители ананьинской культуры, которые отличались более выраженным монголоидным обликом. Геродоту они были известны как аргиппеи.
Днепро-двинская культураНа западе России в верховьях Днепра обитали андрофаги, которых отождествляют с носителями днепро-двинской культуры. Представителей этой культуры отличал крайне примитивный быт, отсутствие погребений и каменные топоры. Предполагается, что они могли быть потомками мигрировавших на север и одичавших там индоевропейцев.
Великая СтепьКарта миграции индоевропейских народов с их предполагаемой прародины — Самарской культурыВ V тыс. до н. э. в степях южной России на периферии Балканского неолита формируется Самарская культура, которую многие исследователи считают праиндоевропейской. Они занимались скотоводством, изготавливали ювелирные украшения и насыпали над своими мертвецами курганы.
Уже в III тыс. до н.э. на Урале появляются первые города (Аркаим) и боевые колесницы. Уже во II тыс. народы индоевропейского круга вторгаются в лесную полосу Центральной России, но уступают там гегемонию финно-угорским народам дьяковской культуры. В историческую эпоху индоевропейские народы Великой Степи известны под именами киммерийцев, скифов и сарматов, которые хотя и родственны в лингвистическом и генетическом плане современным русским, но не являются их прямыми предками. Собственно славяне — предки русских — формируются за пределами современной территории Российской Федерации.
В IV веке н. э. Великая Степь тюркизируется под влиянием гуннов. На смену Империи Гуннов (Гунналанд) приходят недолговечные объединения кочевников, которые используют Степь как плацдарм для нападения на земледельческие цивилизации: Тюркский каганат, Аварский каганат, Великая Болгария, Хазарский каганат. Впоследствии геополитическим центром кочевых империй становится нижнее Поволжье, где создаются такие торговые центры как Булгар и Итиль. Первоначальной религией кочевых тюрок было тенгрианство, но вскоре с территории Ближнего Востока к ним попадают ислам (Волжская Булгария) и иудаизм (Хазария).
Тогда же постоянно шло расселение славян на север — до озера Ильмень, и на восток — до Волго-Окского междуречья. В результате, к VI—VIII векам в общих чертах складываются все основные племена восточных славян, известные из «Повести временных лет». Славянская колонизация Северо-Восточной Руси продолжалась вплоть до XIV века и состояла из нескольких миграционных волн — от ранней колонизации из земель кривичей и словен, до более поздней из Южной Руси.
До V века славяне жили при родовом строе. Во главе каждой родовой общины стоял родовой старейшина, обладающий неограниченной властью. Земля являлась собственностью общины, часть сельскохозяйственных работ осуществлялась коллективно. C V века началось разложение родового строя, родовая община начала заменяться территориальной общиной (вервью), управление общиной наряду со старейшинами стало осуществлять вече — общее собрание членов общины.
Вывод
Уже в период расселения выявляется их взаимодействие с другими племенами (уральских народов, финно-угорскими племенами и другими;
Народы осваивали скотоводство и земледелие лесного типа, развивали охоту и рыболовство;
Отставали в своем развитии от народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Египта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.