ГАПОУ СО «Балашовский медицинский колледж»
Учебно - методическое пособие
для студентов медицинских техникумов и колледжей
по дисциплине:
«Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Введение. Анатомия и физиология как науки. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов»
специальности:
31.02.01 «Лечебное дело»,
34.02.01 «Сестринское дело»
Составила преподаватель
анатомии и физиологии Сокор Анна Викторовна.
2018 год
Пояснительная записка
Данный материал предлагается студентам 2 курса отделений «Cестринского дела» и 1 курса «Лечебного дела» для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по разделу : «Введение. Анатомия и физиология как науки. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов».
Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа, системы органов.
Нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем. Знание анатомии и физиологии в системе медицинского образования неоспоримо.
Целесообразность выпуска данного пособия обусловлена изложением в доступной для Вас форме ряда вопросов, не нашедших соответствующего отражения на теоретическом занятии.
Методические указания
Уважаемые студенты, Вам предлагается поэтапное изучение раздела «Введение. Анатомия и физиология как науки. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов».
До начала изучения темы, Вам рекомендуется вспомнить данную тему из школьного курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»).
После изучения каждого раздела, Вам рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля. Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, следует вернуться повторно к изучению материала.
При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.
В конце методического пособия представлены задания для самоконтроля по всей теме. Если Вы испытываете трудности при выполнении задания, то вернитесь к изучению материала.
В результате освоения дисциплины «Анатомия и физиология» обучающийся должен:
знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой; присущие человеку закономерности жизни, основные физиологические и анатомические термины, строение и расположение тканей
уметь применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании медицинской помощи, различать на микропрепаратах основные виды тканей
Компетенции, формируемые в результате освоения темы
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Содержание
1.Вопросы для вводного контроля
2. Эталоны ответов вводного контроля
3.Анатомия и физиология как науки
4. История развития анатомии
5. Понятие «Организм человека»
6.. Методы изучения анатомии
7. Части тела человека
8. Основные термины
9. Виды тканей
10. Эпителиальная ткань
11.Соединительная ткань
12.Мышечная ткань
13.Нервная ткань
14.Интересные факты
15. Основные понятия
16. Тестовый контроль
17. Список литературы
Вопросы для вводного контроля:
Уважаемый студент, перед изучением темы «Введение. Анатомия и физиология как науки. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов» проверьте свои знания из курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»), ответив на предложенные вопросы и сравнив с эталонами ответов:
Ответы
1.Что изучает анатомия?
2.Что изучает физиология?
3.Что такое орган, система, организм?
4. Назовите виды тканей?
Эталоны ответов
1.Что изучает анатомия?
1. Анатомия человека– это наука, изучающая форму и строение человеческого организма
2.Что изучает физиология?
2. Физиология человека – это наука, изучающая механизмы функционирования организма
3.Что такое орган?
3. Орган- часть тела, имеющая определённую форму, строение, положение и выполняющая специфическую функцию
4. Назовите виды тканей?
4. Нервная, эпителиальная, соединительная, мышечная. Кровь и лимфа
Содержание
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение), – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и влиянием окружающей среды.
Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение.
В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.
Физиология человека – это наука, изучающая механизмы функционирования организма (и составляющих его органов, клеток и тканей) в его взаимосвязи с окружающей средой.
Физиология изучает деятельность живого организма в целом, зависимость ее от влияний внешней среды, а также работу отдельных органов и систем.
Анатомия и физиология как науки
Систематическая- изучает организм по системам
(костная, пищеварительная)
Топографическая- изучает расположение органов
Сравнительная- изучает структурные преобразования сходных органов у разных животных
Описательная- занимается описанием органов при вскрытии трупов
Функциональная- изучает структуры отдельных частей организма в связи с их функцией
Разделы анатомии
Вопросы для самоконтроля:
1.Что изучают анатомия и физиология?
2. Назовите задачи анатомии
3.Перечислите разделы анатомии
Содержание
История развития анатомии
Эскулап (Aesculapius, латинизир.имя греч. Асклепий),
Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении органов.
Особенно была развита медицина в Древней Греции.
Врачи были окружены почетом. Был культ бога врачевания- Асклепия (Эскулапа). Культ Эскулап заимствован у греков и проник в Рим в начале 3-го в. до н. э.
Петр I
Кунсткамера в Санк- Петербурге
В России до 17 века врачи были при царском дворе. Петр I поставил задачу привлечь в Россию врачей, чтобы они обучали русских людей анатомии и медицине. Находясь в Голландии он сам изучал анатомию и вывез коллекцию препаратов, которая хранится сейчас в кунсткамере в Санк- Петербурге. В 1755 году в России был открыт университет, где появилась первая кафедра анатомии.
384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный.
Ввел название «аорта».
Отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии.
Указал, что сердце- главный орган.
Ошибка учения: считал, что на сердце берут начало нервы органов чувств.
Аристотель
(16 августа 980 — Хамадан, 18 июня 1037)
Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт.
Изучал физиологию и анатомию человека.
Предположил, что болезнь вызывается невидимыми организмами.
Его «Канон врачебной науки» в течение 5 веков считался важнейшим учебным руководством.
Абу Али ибн Сина ( Авиценна)
(
(129 или 131- около 200г.)-античный медик.
Впервые начал изучать функции органов.
Изучал нервную систему.
Его трудами пользовались 14 веков.
Его рецепты до сих пор применяют, а лекарства носят название «галеновых препаратов».
Читал курс лекций по анатомии.
На лекциях вскрывал трупы животных.
Трупы человека не вскрывал, т.к. это было запрещено и считалось большим грехом
Клавдий Гален
( 1514 – 1654гг) – Итальянский врач и естествоиспытатель.
В Трактате «О строении человеческого тела» детально описал скелет, все внутренние органы ,путем вскрытия трупов на кладбище и исправил ошибки Галена.
Медики пользовались его учебным пособием два века.
Андреас Везалий
(1810-1881гг) – Русский ученый и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии.
Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран. Изучал топографию органов.
Его имя носит Московский медицинский институт.
Пирогов Николай Иванович
Человек- сложная биологическая система, способная самостоятельно существовать в условиях постоянно изменяющейся среды.
Организм человека- биологическая система, наделенная разумом.
Биологическое существо:
1.Дышит
2.Питается
3.Выделяет продукты обмена
4.Размножается
5.Обмен веществ
Социальное существо
1.Живет в обществе по общепринятым законам
2.Накапливает опыт и передаёт его следующим поколениям
Человек
Структуры, удовлетворяющие потребности
Исполнительные
Основные- дыхание, пищеварение, выделение
Вспомогательные
Регуляторные
Нервная
Эндокринная
Механизмы самоудовлетворения потребностей
Врожденные изменения метаболизма ( обмена веществ)
Работа внутренних органов
Бессознательное поведение и приобретение в процессе жизни индивидуализма( сознательное поведение)
Содержание
Методы изучения организма человека
Методы исследования строения человеческого тела
Исследование трупного материала:
вскрытие (рассечение, расчленение)
распиливание
вымачивание
макроскопия
микроскопия
инъекционный метод
метод коррозии (разъедания)
гистология
цитология
Исследование живого организма:
осмотр тела и его частей
пальпация
перкуссия
аускультация
рентгенография
рентгеноскопия и т.п.
эндоскопия, эхолокация (УЗИ)
компьютерная томография
магнитно-резонансная томография
антропометрия
Методы изучения организма человека
Экспериментальные методы:
наблюдение
экстирпация
наложение фистулы
катетеризация
денервация и пр.
моделирование процессов
Инструментальные методы:
ЭКГ
ЭЭГ
миография
Биохимические методы
Методы исследования физиологических процессов
Содержание
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите методы исследования трупного материала
2.Перечислите методы исследования живого
3.Назовите методы исследования физиологических процессов
Активность человека проявляется в виде функций и физиологических актов.Функция- специфическая деятельность клеток, тканей, органовНапример, функция мышцы- сокращение, железистой клетки- выделение секрета.Функции способствуют приспособлению к внешней среде и условиям существования.
Соматические – ответные реакции организма на действие раздражителей среды.
Вегетативные- функции, обеспечивающие рост, размножение, обмен веществ.
Виды функций
Основные термины
Нормальное функционирование органа или организма тесно связано с его структурой и морфологическими особенностями.
Если нарушается структура, то нарушается и функция.
Организм человека состоит из клеток, которые объединяются в ткани.
Ткани взаимодействуют друг с другом и образуют органы.
Орган- часть тела, имеющая определённую форму, строение, положение и выполняющая специфическую функцию.
Например, органы - желудок, кость, глаз и т.д.
В состав органа входит несколько видов тканей, которые выполняют основную или вспомогательную функцию.
Все органы снабжены сосудами и нервами.
Система – совокупность органов сходных по строению, развитию и выполняющих единую функцию.
Например, дыхательная, нервная системы.
Аппарат – совокупность органов, имеющих различное строение, происхождение, но выполняющих единую функцию.
Например, опорно- двигательный аппарат
Организм- совокупность систем и аппаратов, в котором всё взаимосвязано.
Основная роль принадлежит нервной и ССС, которые обеспечивают нейрогуморальную регуляцию функций.
Терминология:
Краниальный – cranialis-участок, ближе к головному концу туловища.
Каудальный- caudalis- участок, ближе к нижнему концу туловища.
Проксимальный-proximalis-ближе к месту отклонения конечности от туловища.
Дистальный- distalis- дальше от туловища.
Вентральный- ventralis- ближе к передней поверхности тела.
Дорсальный- dorsalis- ближе к задней поверхности тела.
Медиальный- medialis- ближе к срединной плоскости.
Латеральный- lateralis- дальше от срединной плоскости.
Анатомическая номенклатура
. Анатомические термины для определения проекции границ органов на поверхности тела (ориентированы вдоль тела):
передняя срединная линия – вдоль передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами
задняя срединная линия – вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков
окологрудинная линия – по краям грудины,
среднеключичная (сосковая) линия проходит через середину ключицы (совпадает с положением соска молочной железы)
передняя подмышечная линия – от одноименной складки в области подмышечной ямки
средняя подмышечная линия – от самой глубокой точки подмышечной ямки
задняя подмышечная линия – от одноименной складки
лопаточная линия проходит через нижний угол лопатки
околопозвоночная линия – вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков)
Ткани - это система клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение, происхождение и функции.
Межклеточное вещество - продукт жизнедеятельности клеток. Оно обеспечивает связь между клетками и формирует для них благоприятную среду. Оно может быть жидким, например, плазма крови; аморфным - хрящи; структурированным - мышечные волокна; твёрдым - костная ткань (в виде соли).
Клетки ткани имеют различную форму, которая определяет их функцию. Виды тканей:
-эпителиальная - пограничные ткани: кожа, слизистая;
-соединительная - внутренняя среда нашего организма;
-мышечная ткань;
-нервная ткань.
-кровь и лимфа
Содержание
Эпителиальные (пограничные) ткани - выстилают поверхность тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма, серозные оболочки, а также формируют железы внешней и внутренней секреции.
Особенности:
Располагается на границе внешней и внутренней среды
Обладает высокой способностью к регенерации
Отсутствует межклеточное вещество и клетки расположены плотно друг к другу
Отсутствуют кровеносные сосуды и питание за счет диффузии через базальную мембрану.
Эпителиальные ткани выполняют следующие функции:
Обмен веществ между организмом и внешней средой
Защитная
Секреторная
Всасывание
Выделение
Газообмен
Виды эпителия:
I.Однослойный :
1. Плоский (мезотелий)- покрывает серозные оболочки брюшины, плевры, перикарда.
2. Кубический - выстилает часть почечных канальцев, протоки желез и мелкие бронхи
3. Цилиндрический - слизистая желудка , кишечника , матки
4. Мерцательный - воздухоносные пути и некоторые отделы половой системы
5. Железистый - составляет основную часть желез
I I. Многослойный-
Ороговевающий- образует поверхностный слой кожи -эпидермис.
Неороговевающий- покрывает снаружи роговицу глаза и слизистую оболочку полости рта и пищевода.
Переходный - выстилает слизистую оболочку мочевыводящих органов
Соединительная ткань разнообразна по строению, но все разновидности соединительной ткани развиваются из мезенхимы (средний зародышевый листок). К соединительной ткани относятся кровь и кроветворная ткань, лимфатическая ткань, костная ткань, хрящевая ткань, волокнистая соединительная ткань. Вот почему, учитывая разнообразие строения разновидностей соединительной ткани, их называют тканями внутренней среды.
Функции:
Механическая, опорная, формообразующая
Защитная
Трофическая
Пластическая
Особенности: хорошо выражено межклеточное вещество отсутствует контакт с внешней средой
1.Рыхлая волокнистая- сопровождает кровеносные сосуды, образует строму многих органов. Состоит из клеток и межклеточного вещества.
Межклеточное вещество состоит:
Основное вещество
Коллагеновые волокна- толстые , прочные ,способны к набуханию, содержат белок- коллаген
Эластические- тонкие, напоминают ветвящиеся нити, которые образуют сеть. Содержат белок- эластин
1 - фибробласт;
2 - макрофаг (гистиоцит);
3 - тучная клетка (тканевой базофил);
4 - лимфоцит;
5 - нейтрофил сегментоядерный;
6 - моноцит;
7 - адипоцит однокапельный;
8 - коллагеновые волокна;
9 - эластические волокна
2.Плотная волокнистая- коллагеновые и эластические волокна переплетаются и идут в разные направления.
Из этой ткани состоят фасции, сухожилия, связки и часть оболочек.
1 - пучок первого порядка;
II - пучок второго порядка; III - пучок третьего порядка;
1 - эндотеноний;
2 - ядра фиброцитов
3.Ретикулярная- образует основу кроветворных органов, лимфаузлы, входит в состав некоторых внутренних органов (почки, кишечник). Состоит из ретикулярных клеток и волокон. Клетки имеют отростки, соединенные между собой и образующие сеть. Ретикулярные волокна- это тонкие нити , которые идут в различных направлениях и образующие сеточку
5.Хрящевая- состоит из хрящевых клеток- хондроцитов. Выполняет опорную, защитную, механическую функцию, участвует в водно- солевом обмене.
Волокнистый - входит в состав сухожилий, связок, межпозвоночных дисков, образует полусустав. Состоит из коллагеновых волокон, придающих прочность.
Виды:
Гиалиновый хрящ - покрывает суставные поверхности костей, образует передние концы ребер, хрящи гортани,крупных бронхов,часть носовой перегородки. Цвет голубовато- беловатый
6.Костная ткань- отличается особой прочностью, образует все кости скелета, защищает органы, участвует в минеральном и жировом обмене. Костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, содержащего органические и неорганические вещества.
Клетки:
Остеоциты - поддерживают структуру костной ткани
Остеобласты- молодые клетки, образующие костную ткань
Остеокласты- разрушители костного вещества
В зависимости от расположения пучков коллагеновых волокон различают:
Грубоволокнистую ткань - пучки волокон расположены беспорядочно ,между ними разбросаны остеоциты. Функционирует в период внутриутробного развития и до 3 лет, затем заменяется пластинчатой.
Пластинчатую - состоит из костных пластинок, расположенных параллельно, направление пучков неодинаково. Эта ткань образует все кости.
Зрелая кость на спиле. Обозначения:
1 – остеон,
2 - канал остеона (Гаверсов канал),
3 - вставочные костные пластинки,
6 - остеоциты
Вопросы для самоконтроля:
Виды соединительной ткани
Виды хрящевой ткани
Как называют клетки костной ткани?
Где расположена ретикулярная ткань и волокнистая (рыхлая и плотная)
Содержание
Гладкая мышечная ткань на примере мышечной оболочки мочевого пузыря (окраска гематоксилином и эозином):
А - продольный срез гладких миоцитов; Б - поперечный срез гладких миоцитов
Виды:
1.Гладкая (неисчерченная)- выстилает стенки полых мышечных органов, сосуды, кожу, сосудистую оболочку глазного яблока. Состоит из гладкомышечных клеток (миоцитов) веретенообразной формы и плотно прилегающих друг к другу. Гладкомышечные клетки сокращаются непроизвольно, медленно, долго не утомляются и хорошо регенерируют
В продольном сечении мышечные волокна имеют цилиндрическую форму (1), чередование тёмных и светлых дисков обеспечивает хорошо выраженную поперечную исчерченность.
В поперечном сечении (2) мышечные волокна имеют многоугольную форму.
Ядра (3) располагаются под сарколеммой по периферии мышечного волокна.
2.Поперечно- полосатая (исчерченная) скелетная ткань- составляет основу скелетных мышц и часть внутренних органов(язык ,глотка ,мягкое небо ,пищевод ,гортань). Состоит из поперечно- полосатых мышечных волокон. Каждое имеет форму удлиненного цилиндра с закругленными концами. Этот вид ткани сокращается быстро, тратит много энергии, быстро утомляется, сокращение подчиняется воле человека.
Нервная ткань
Регулирует все процессы в организме, осуществляет взаимосвязь организма с внешней средой.
Состоит из 2 видов клеток:
Глиоциты (клетки нейроглии) - выполняют опорную, трофическую, секреторную и защитную роль. Выстилает изнутри желудочки мозга и центральный канал спинного мозга.
Нейроны (нервные клетки)- способны возбуждаться и проводить нервный импульс. Содержится от 10 до 14 миллиардов нейронов
Строение нейрона. 1 - тело клетки; 2 - ядро; 3 - дендриты; 4 - нейрит (аксон); 5 - разветвленное окончание нейрита; 6 - неврилемма; 7 - миелин; 8 - осевой цилиндр; 9 - перехваты Ранвье; 10 - мышца
Тело | Отростки | ||
Органоиды общего назначения: ядро, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы | Органоиды специального назначения: | Дендриты: короткие отростки,воспринимают импульсы, плавно отходят от тела клетки, постепенно истончаются , ветвятся по всему ходу, отдают ветки под прямым углом. На концах есть щипики, за счет которых увеличивается площадь | Аксон :одиночный длинный отросток, передает импульсы к рабочему органу. Резко отходит от тела и на всем протяжении сохраняет свой диаметр. Отсутствуют щипики и тигроидное вещество. |
Нейрон
Классификация нейронов по функции:
воспринимающие (чувствительные, сенсорные, рецепторные). Служат для восприятия сигналов из внешней и внутренней среды и передачи их в ЦНС;
контактные (промежуточные, вставочные, интернейроны). Обеспечивают переработку, хранение и передачу информации к двигательным нейронам. Их в ЦНС большинство;
двигательные (эфферентные). Формируют управляющие сигналы, и передают их к периферическим нейронам и исполнительным органам.
Виды нейронов по количеству отростков:
униполярные – имеющие один отросток;
псевдоуниполярные – от тела отходит один отросток, который затем делится на 2 ветви;
биполярные – два отростка, один дендрит, другой аксон;
мультиполярные – имеют один аксон и много дендритов.
А - мультиполярный нейрон;
Б - псевдоуниполярный нейрон
В - биполярный нейрон;
1 - аксон; 2 - дендрит
Аксоны, покрытые оболочкой называются нервными волокнами. Различают:
непрерывные - покрыты непрерывной оболочкой, находятся в составе вегетативной нервной системы;
мякотные - покрыты сложной, прерывной оболочкой, импульсы могут переходить с одного волокна на другие ткани. Это явление называется иррадиацией.
Нервные окончания.
А - двигательное окончание на мышечном волокне:
1 - нервное волокно;
2 - мышечное волокно;
Б - чувствительные окончания в эпителии:
1 - нервные окончания;
2 - клетки эпителия
Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми разветвлениями дендритов чувствительных нейронов.
экстерорецепторы воспринимают раздражения из внешней среды;
интерорецепторы воспринимают раздражения от внутренних органов;
проприорецепторы воспринимающие раздражения от внутреннего уха и суставных сумок.
По биологическому значению рецепторы делятся на:
пищевые,
половые,
оборонительные.
По характеру ответной реакции рецепторы делятся
двигательные - находятся в мышцах;
секреторные - в железах;
сосудодвигательные - в кровеносных сосудах.
Эффектор - исполнительное звено нервных процессов.
Эффекторы бывают двух типов - двигательные и секреторные.
Двигательные (моторные) нервные окончания являются концевыми разветвлениями нейритов двигательных клеток в мышечной ткани и называются нервно-мышечными окончаниями.
Секреторные окончания в железах образуют нервно-железистые окончания. Названные виды нервных окончаний представляют собой нервно-тканевой синапс.
Связь между нервными клетками осуществляется при помощи синапсов. Они образованы концевыми ветвлениями нейрита одной клетки на теле, дендритах или аксонах другой. В синапсе нервный импульс проходит только в одном направлении (с нейрита на тело или дендриты другой клетки).
В различных отделах нервной системы они устроены по-разному.
Содержание
Интересные факты:
1. Единственная часть тела, которая не имеет кровоснабжения - роговица глаза. Кислород она получает непосредственно из воздуха.2. Емкость мозга человека превышает 4 терабайта.3. До семи месяцев ребенок может дышать и глотать одновременно.4. При чихании все функции организма останавливаются, даже сердце.5. Нервный импульс из мозга движется со скоростью 274 км/час.6. 50 000 клеток в Вашем теле отмирают и заменяются на новые в то время, как Вы читаете это предложение..7. Женские сердца бьются быстрее, чем у мужчин.8. Праворукие люди, живут в среднем, на девять лет дольше, чем левши.9. Человек забывает 90% своих снов.10. Общая длина кровеносных сосудов в организме человека - примерно 100 000 километров.11. Весной частота дыхания в среднем на одну треть выше, чем осенью.12. 80 % тепла человеческого тела уходит из головы.13. Когда вы краснеете, Ваш желудок краснеет тоже.
14. Чувство жажды появляется при потере воды, равной одному проценту от веса тела. Потеря более 5% может привести к обмороку, а более 10% - к смерти от иссушения.15. В теле человека работает не менее 700 ферментов
16. Зуб - единственная часть человеческого организма, которая неспособна к самовосстановлению.17. Среднее время, необходимое человеку, чтобы заснуть - 7 минут.18. Правша большую часть пищи пережевывает на правой стороне челюсти, и наоборот, левша - на левой.19. Аромат яблок и бананов помогает похудеть.20. Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни - 725 километров.
21. Женщины моргают примерно в 2 раза реже, чем мужчины.22. В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит.23. настоящий страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакции, что прыжки с парашютом и стрельба из пистолета.24. Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см.25. Ногти на пальцах рук растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах.26. Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем все остальные.27. Нервные импульсы в человеческом теле перемещаются со скоростью примерно 90 метров в секунду.28. В головном мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций.
Содержание
Основные понятия
Адаптация - приспособление организма к окружающей среде.
Адаптивные механизмы - сдвиги в системе гомеостаза и (или) специфические изменения поведения, позволяющие организму приспособиться к новой ситуации
Аксон - единственный отросток нейрона, по которому возникший при возбуждении нейрона импульс поступает к другим нейронам или мышечным волокнам.
Вегетативные функции - гомеостатические функции вегетативной нервной системы.
Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения
Вставочный нейрон - нейрон, осуществляющий связь между сенсорными и двигательными нейронами
Глия - клетки, заполняющие пространство в головном мозге между нервными клетками – нейронами
Дендрит - ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы возбуждения от других нейронов или непосредственно от рецепторных клеток, воспринимающих внешние раздражители
Дистальный - расположенный на периферии, в удаленности от средней линии туловища.
Каудальный- ближе к нижнему концу туловища
Краниальный - относящийся к черепу или расположенный ближе к голове.
Медиальный - срединный, расположенный ближе к срединной плоскости тела.
Медиаторы - химические вещества, осуществляющие перенос возбуждения с нервного окончания одной клетки на другие. К медиаторам относятся: ацетилхолин, адреналин, норадреналин, серотонин, глутаминовая кислота и др.
Миелин - жироподобное беловатое изолирующее вещество, образующее оболочку вокруг большинства нервных волокон. Миелиновым оболочкам обязано своим цветом белое вещество спинного и головного мозга.
Миелиновая оболочка - оболочка вокруг аксона, обладающая высоким сопротивлением, образованная слившимися мембранами шванновских или глиальных клеток.
Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям.
Нейробиология - область биологии, изучающая закономерности функционирования нервной системы.
Нейроглия - совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов, выполняющих опорную, защитную и трофическую (питательную) функции.
Рецепторы - концевые образования афферентных нервных волокон, воспринимающие раздражения из внешней (экстерорецепторы) или внутренней (интерорецепторы) среды организма и преобразующие энергию раздражителей (света, звука и других) в возбуждение, передаваемое в анализаторные зоны коры головного мозга; выделяются специализированные виды рецепторов, чувствительных к химическим раздражителям - хеморецепторы, к колебаниям температуры - терморецепторы, к свету - фоторецепторы, к изменениям давления - механорецепторы.
Система - множество закономерно связанных друг с другом элементов (нейронов), представляющее собой целостное образование, наделенное некоторыми новыми (эмерджентными) свойствами.
Эффектор - специализированные органы или ткани, реагирующие на импульсы, поступающие к ним из высших отделов ЦНС, и выполняющие под действием этих импульсов свои функции.
Содержание
Тестовый контроль
1.Сагиттальная плоскость делит тело человека на:
Правую и левую половины.
Верхнюю и нижнюю части.
Переднюю и заднюю части.
Грудь и живот.
2.Наука о форме, строении и развитии организма:
1. анатомия
2.физиология
3. цитология
4.Гистология
3.Располагается на границе внешней и внутренней среды:
1. соединительная ткань
2. нервная ткань
3.мышечная ткань
4. эпителиальная ткань
4.«Канон медицины» написал:
1. Аристотель
2. Авиценна
3. Гиппократ
4. К.Гален
5.Способны возбуждаться и проводить нервный импульс:
1. миоциты
2. остеоциты
3. глиоциты
4. Нейроны
6. Плоскость ,разделяющая тело на верхний и нижний отдел:
1. сагиттальная
2. срединная
3. фронтальная
4. горизонтальная
7. Участок ближе к головному концу туловища:
1. краниальный
2. каудальный
3. латеральный
4. Медиальный
8. К виду соединительной ткани не относят:
1. жировую
2. хрящевую
3. костную
4.мышечную
ответы
1.1, 2.1, 3.4, 4.2,
5.4, 6.4, 7.1, 8.4
Содержание
Воробьёва Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. - 4-е издание, стереотипное. Перепечатка с третьего издания 1988 г.М.: ООО ТИД «Альянс»,2005.
2. Самусев Р.П.Атлас анатомии человека: Учебное пособие для студентов
сред. мед. учебных заведений/ Р.П.. Самусев, , В.Я. Липченко.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ООО «Изд-во Оникс»,»Мир и Образование»,2007
3.Самусев Р.П., Селин Ю. М. Анатомия человека. – М.: Медицина, 1990
4. http://anfiz.ru/ekzamen/item/f00/s00/z0000000/
5.http://vmede.org/sait/?page=7&id=Gistologiya_atlas_kuznetsov_gemonov_2013&menu=Gistologiya_atlas_kuznetsov_gemonov_2013
6.http://tardokanatomy.ru/content/gruppy-soedinitelnykh-tkanei
7.http://bigslide.ru/medicina/3238-anatomiya-i-fiziologiya-kak-nauki-ponyatie-ob-orga.html
Список литературы
Содержание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.