Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
организация режима дня;
контроль за выполнением домашних заданий;
приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня
Точный распорядок занятий - это основа любого труда.
Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно.
Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.
Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
прочитать задачу, представить, о чем говорится;
кратко записать условие, схему;
пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
составить план решения задачи;
проверить решение;
записать решение в тетрадь.
Направление помощи - приучение к самостоятельности
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы.
При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки.
В этом дети очень хитры и находят способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.