Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой в 1959 году.ЗПР – это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.ЗПР ставится только в дошкольном (начиная с 3 лет) и младшем школьном возрасте.
МКБ-10: F80 – F89 (расстройства психологического развития), при этом используются следующие рубрики:
1. F 80 – специфические расстройства развития речи и языка:
- F 80.0 Специфическое расстройство артикуляции;
F 80.1 Расстройство экспрессивной речи;
F 80.2 Расстройство рецептивной речи.
2. F 81 – специфические расстройства развития учебных навыков:
- F 81.0 Специфическое расстройство чтения (дислексия);
F 81.1 Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия);
F 81.2 Специфическое расстройство арифматических навыков (дискалькулия);
F 81.3 Смешанное расстройство учебных навыков;
F 81.8 Другие расстройства учебных навыков.
3. F 82 – специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия).
4. F 83 – смешанные специфические расстройства психического развития.
МКБ – 10: F 90 – F 98 (эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте):
1. F 90 – гиперкинетические расстройства:
F 90.0 Нарушение активности и внимания;
F 90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения.
2. F 91 – расстройства поведения.
3. F93.1 – фобическое тревожное расстройство.
4. F 95 – тики.
5. F 98.0 – энурез неорганической природы.
6. F 98.1 – энкопрез неорганической природы.
7. F 98.5 – заикание
Причины ЗПР:
биологические:
патология беременности;
внутриутробная гипоксия плода;
недоношенность;
асфиксия и травмы при родах;
заболевания на ранних этапах развития ребёнка;
генетическая обусловленность.
социальные:
длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
неблагоприятные условия воспитания;
педагогическая запущенность;
ограниченные эмоциональные контакты с ребёнком
Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости:
1. Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно парциальность, для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
2. В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности.
3. В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
4. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики.
5. Дети с ЗПР способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО.
6. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер.
7. Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания.
8. Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно хорошо владеют изобразительной деятельностью.
Отличия ЗПР от пед. запущенности
Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети).
Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно).
Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне.
Восприятие:
-поверхностное восприятие;
- замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
- снижена скорость выполнения персептивных операций;
- замедленном темпе формирования целостного образа предметов.
Память:
- снижена продуктивность запоминания и неустойчивость;
- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
- заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
- низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;
- неумение организовать свою работу по заучиванию;
- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании;
- не умение использовать приемы запоминания;
- нарушение кратковременной памяти;
- повышенная заторможенность под воздействием помех;
- быстрое забывание материала;
- низкая скорость запоминания.
Мышление:
- у большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме;
- наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания;
- недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности;
- словесно-логическое мышление у большинства не развито.
Речь:
- характерен бедный словарный запас;
- нарушено звукопроизношение;
- небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи;
- наличие аграмматизмов;
- трудности в формировании связной речи;
- дефекты артикуляционного аппарата.
Игровая деятельность детей с ЗПР. У детей есть интерес к игре и к игрушкам, но с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Дети отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Двигательная сфера детей с ЗПР. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.