Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет.
Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.
ВИДЫ СТРАХОВ
ПРИРОДНЫЕ
страхи смерти себя и родителей, животных, чудовищ, темноты, высоты, глубины, воды, огня, пожара, крови, врачей, уколов, замкнутого пространства, неожиданных звуков
СОЦИАЛЬНЫЕ
страхи одиночества, быть не собой, наказания, опоздать, каких-то людей, осуждения со стороны сверстников и другие
Детские страхи также делят на три группы
Сверхценные страхи — наиболее распространенные детские страхи. Их причина — фантазия ребенка. В эту группу входят, в частности, страх темноты, страх смерти родителей;
Навязчивые страхи — страхи в определенных жизненных ситуациях. Пример — страх высоты, открытых и закрытых пространств;
Бредовые страхи — страхи, причина которых неясна. Пример — страх ребенка надевать ботинки потому, что он когда-то в них поскользнулся и больно ударился.
ВОЗРАСТНЫЕ ФОБИИ
Дети до 1 года — страх перед громким и неожиданным шумом, перед незнакомыми людьми, раздеванием, одеванием и сменой обстановки;
Дети в возрасте 1 — 3 лет боятся разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (здесь боязнь ночного кошмара). Также в этом возрасте сохраняется страх смены обстановки;
Ребенок 3 — 5 лет боится темноты, одиночества и замкнутого пространства;
Дети в возрасте 6 — 7 лет больше всего боятся смерти;
Ребенок 7 — 8 лет боится неодобрения со стороны родителей.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО СТРАХА
Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
Внушение со стороны взрослых, которые эмоционально предупреждают ребенка об опасности, которую он еще не осознает;
Внушение со стороны детей, которые придумывают себе чудовищ и монстров, а потом рассказывают о них других детям;
Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или застрял в лифте);
Невроз;
Детская фантазия;
Конфликты в семье (ребенок очень часто считает себя причиной конфликта между родителями);
Обиды со стороны сверстников.
Жилищные условия семьи. А. И. Захаров отмечал, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, где больше возможностей контактировать со сверстниками, меньше вероятность возникновения страхов, чем у детей (особенно девочек) из семей, живущих в отдельных квартирах;
Количество детей в семье. У единственного ребенка в семье, который находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, обычно сильнее перенимает их беспокойство. Увеличение количества детей в семье обычно способствует уменьшению страхов;
Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:
нервозности;
капризности;
беспокойному сну;
некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы)
Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом;
«Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал. Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.;
Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать. Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок;
Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам;
Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой).
БАБАЙ
Нам сказала Даша:
«Мне Бабай не страшен.
Посудите сами:
Дедушка с усами,
Бородой косматой,
И слегка горбатый.
С острыми зубами,
С пальцами-крюками.
Пусть немного хмурый
И глаза с прищуром -
Он в глуши лесной один
Продержался до седин!»
Потому не весел,
Что не слышал песен,
Не играл в игрушки,
Не жевал ватрушки,
Не смотрел мультяшки,
Не гонял в пятнашки.
Не лепил из глины,
Не нырял с трамплина.
В гости к другу не ходил,
Ведь никто с ним не дружил!
Что ж его бояться?
Лучше рассмеяться,
Предложить конфеты,
На мультфильм билеты.
С горки прокатиться,
В шахматы сразиться.
Подарить в подарок
Свой воздушный шарик.
И понятно станет всем:
Дед Бабай не злой совсем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.