Задачи
Актуализировать и дополнить представления родителей о требованиях к безопасности детских игр и игрушек.
Расширять представления участников семинара о критериях выбора безопасной детской игрушки.
Совершенствовать умения, необходимые для выбора игрушек с учетом основных критериев их безопасности для ребенка.
Ход семинара
Мотивационно – ориентировочный этап
Беседа «Любимая игрушка моего детства»
Участникам семинара предлагается вспомнить свои любимые игрушки, поговорить о них.
Вопросы для обсуждения:
Что это была за игрушка?
Почему она была для вас самой любимой?
Какие чувства, эмоции вы испытывали, играя с ней?
Беседа «Современные игрушки»
Итог нашего обсуждения модно представить в виде такой приблизительной таблицы:
Позитивные стороны | Негативные стороны |
Игрушки делают из более ярких, привлекающих внимание детей материалов. | Новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы. |
Игрушки приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей. | Игрушки могут оказывать пагубное воздействие на психику ребенка. |
Информация для родителей
«Опасные игрушки»
По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми, 15 связаны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики – детские пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.
Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками может привести к серьезным травмам. В большинстве стран мира торговля подобными игрушками категорически запрещена.
Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они притягиваются друг к другу и вызывают формирование межкишечных свищей. Это требует срочной операции на брюшной полости.
Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то шарик может попасть в гортань, перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана с воздушными шариками.
Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки – аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску, наполнитель.
К различным видам травм приводит покупка несоответствующих возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.
Практикум «Педагогическая ценность игрушки»
Ведущий предлагает участникам семинара потренироваться в правильном выборе игрушек для детей различного возраста. Организуется работа в парах.
Задание 1. Выберите игрушку. Попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный развивающий эффект для ребенка определенного возраста.
Задание 2. Ответить на вопросы:
Какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки, каков ее развивающий потенциал.
Каковы способы и области ее применения?
Итог работы: Ведущий отмечает, что, определившись с педагогической целесообразностью покупки игрушки, необходимо проверить, насколько она безопасна.
№ п/п | Характеристика игрушки | Описание |
1 | Возраст ребенка, на который рассчитана игрушка |
|
2 | Развивающее назначение игрушки | |
3 | Категория по виду игр, в которых используется игрушка | |
4 | Функциональные свойства | |
5 | Художественно – образное решение игрушки |
Практикум «Безопасные игрушки»
Задание 1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы.
Задание 2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.
Запах. Игрушка не должна обладать резким и (или) неприятным запахом, говорящим о её токсичности.
Цвет. Негативное воздействие на зрение и нервно – психическое состояние ребенка может оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.
Материал. Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть заверена в специально приложенном паспорте. В нем также должно быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ, не обладает токсичностью. Гигиеничность. Возможность мыть или стирать игрушку.
Критерии безопасности игрушки | Характеристика критерия безопасности игрушки | Характеристика выявленного несоответствия |
Прочность |
| |
Безопасность конструкции | ||
Безопасный размер | ||
Безопасный вес | ||
Безопасный звук |
Задание 3. Давайте обсудим еще и психологические критерии безопасности игрушек,
Критерии выбора игрушки |
Отсутствие ярких признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу |
Отсутствие в игрушке грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка |
Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка(творчество, умственное, физическое и духовное развитие). |
Развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки, необходимые для развития детей. |
Эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в её конструкции, в описании логики игры. |
Культуросообразность игрушки, ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно- нравственным ценностям. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.