Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола
Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности.
Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И « ГЕНДЕР»
Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики.
«ПОЛ» - это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально — культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
Биологический пол дается индивиду при рождении, в то время как социальный ПОЛ формируется прижизненно под влиянием социального фактора.
Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчины и женщины не всегда являются продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
«ГЕНДЕР» – специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчины и женщины.
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Гендерное обучение – строится на раздельном обучении мальчиков и девочек («Девочки – налево, мальчики – направо»).
Гендерное обучение – это переосмысление способов и методов обучения в контексте значимости какой-либо учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия; это принятие педагогом личности учащегося с позиций его гендерных особенностей, проявляемых на уровне осознания учеником изучаемых явлений и соответствующих определённым психофизиологическим параметрам личности.
ЦЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ, ГРАЖДАНИНА, НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОГО К МАКСИМАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАСКРЫТИЮ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Цель реализуется путем переориентации обучения и воспитания на гендерные проблемы детей, ценностно-смысловое гендерное развитие личности, педагогической поддержки индивидуальности.
Роль учителя
Преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки; развитие партнерских отношений между полами, воспитание их в духе толерантности. Создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных мужских (маскулинных), женских (фемининных) и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.
Роль педагога-психолога
Психологическое просвещение учащихся и педагогов по всему спектру гендерных проблем, диагностика формирования гендерной составляющей личностного развития учащихся; коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания учащихся и гендерной толерантности, по приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.