СПЕЦИФИКА ДРАМАТУРГИИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
Предназначено для ….
постановки на сцене
Основной текст – это …
высказывания персонажей в форме диалога и монолога
Отсутствует …
повествовательная речь, нет описаний
действия героев и их речь
Акцент перемещается на …
Голос автора присутствует только в ремарках (в авторских указаниях об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах) и афише. Авторская позиция выражена опосредованно. Речевая характеристика становится важнейшим художественным средством выражения авторской позиции.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
ТРАГЕДИЯ | Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряжённой борьбе, обрекающей его на гибель. |
КОМЕДИЯ | Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах, обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни: |
ДРАМА | Литературное произведение, которое изображает серьёзный конфликт, борьбу между действующими лицами. |
ВОДЕВИЛЬ | Вид драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, песнями-куплетами, романсами, танцами. |
ИНТЕРМЕДИЯ | Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле. |
ТИПЫ КОМЕДИИ
Лирическая комедия связана с творчеством
А. П. Чехова. В ней раскрываются интимные чувства героев, синтезируется грустное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации.
В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей. Этот жанр сформировался в эпоху классицизма. В творческой практике его использовали Д. Фонвизин ("Недоросль").
Комедия ситуаций - разновидность комедии, в основе которой интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете Н. В. Гоголь ("Ревизор»).
Черты классицизма
НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА | ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ | |
Правила «трёх единств» | ||
Единство места | ||
Единство времени | ||
Единство действия | ||
Разделение всех героев на положительных и отрицательных | ||
Назначение комедии | ||
«Говорящие» фамилии персонажей | ||
Поместье Простаковых
В течение одних суток
Борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи
Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья.
Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Стародум, Правдин, Милон, Софья(греч. «мудрая»), Простаков, Скотинин, Простакова (в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин
Все положительные герои в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как они рассуждают о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии:
порок наказан, добродетель торжествует.
КОНФЛИКТ
В основе всякого драматургического произведения лежит конфликт. Он движет сюжет в драматургическом произведении.
Конфликт – художественно выраженное противоречие, противопоставление, он может быть внешним и внутренним.
Внешний – между отдельными персонажами, внутренний – противоречие между чувствами, мыслями, побуждениями в душе героя.
Конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым.
Конфликт заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян.
ИДЕЯ КОМЕДИИ
Осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
Какова авторская позиция и способы её выражения в драматическом произведении?
Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
Кого называют героем- резонёром?
Стародум
1. Кто из персонажей комедии, на ваш взгляд, ближе всего автору по взглядам на жизнь?
2. Какие из высказываний положительных персонажей больше всего соответствуют позиции автора?
3. Как авторская позиция проявилась в выборе говорящих имён?
СТАРОДУМ — ГЕРОЙ-РЕЗОНЁР
Фамилия Стародум означает, что носитель следует не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.
В качестве прототипов образа Стародума называли воспитателя Павла I, графа Н.И.Панина, масона-просветителя Н.И. Новикова.
Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в
1 явлении 3 действия, когда конфликт обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПЛАН | |
Родословная Стародума | |
Воспитание Стародума | |
На военной службе. Отставка | |
Отношение к службе при дворе, к власти | |
Рассуждения о современной жизни | |
О подлинной знатности | |
О воспитании молодого дворянина | |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | |
|
ПРИМЕРЫ
РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПЛАН | |
Родословная Стародума | |
Воспитание Стародума | |
На военной службе. | |
|
ПРИМЕРЫ
«Отец мой у двора Петра Великого»
«Отец непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
«Многие случаи имел я отличить себя. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»
«Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Великий государь есть государь премудрый. Достойный государь стремится возвысить души своих подданных»
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Рассуждения о современной жизни | |
О подлинной знатности | |
О воспитании молодого дворянина | |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | |
|
«Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»
«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быт залогом благосостояния государства»
«Прямое достоинство в человеке есть душа... Главная цель всех знаний человеческих — благонравие» «Без благонравия никто не может выйти в люди»
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»
Нужны ли такие люди, как Стародум, государству?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
Подготовьте рассказ о положительном персонаже комедии с учётом следующего примерного плана:
Представление героя.
Имя героя и связь имени с характером, поступками героя.
Причина появления (нахождения) в доме Простаковых.
Цели героя.
Жизненная позиция, приоритеты, наиболее яркие высказывания, раскрывающие мировоззрение героя.
Роль героя в развитии конфликта.
Достижение героем своих целей в финале.
МИЛОН
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. В разговоре со Стародумом раскрываются представления Милона о «чести», «благородстве», «душе», «сердце», «храбрости» и «неустрашимости». Истинная неустрашимость коренится «в душе» и «обручена» не столько с личной славой, сколько со славой отечества. Рассуждения Милона согласны со взглядами Стародума –и с идеями самого автора. Рассуждения Милона близки к идеям А.В. Суворова, который видел в неустрашимости высшее воплощение духа военачальника и высшую форму государственной доблести.
Это идеи самого автора. Просвещение ума не равносильно просвещению души, и как в гражданской, так и в военной области человек должен стремиться к «добродетели», заложенной в нем от природы, но подлежащей просвещению и воспитанию. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
КАКИЕ ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ
НАХОДЯТ ОТРАЖЕНИЕ В КОМЕДИИ?
ВИКТОРИНА
«Положительные герои комедии Д. И. Фонвизина „НЕДОРОСЛЬ“»
1. Софья почитала дядюшку, как ...
6. Продолжите высказывание Стародума: «Невежда без души — ...»
2. Семья Простаковых-Скотининых надзирает над её ... как над своим.
3. О ком Милон говорит Скотинину: «Разве она вам не сестра?»
4. Его правило: «В первом движении ничего не начинать».
5. Кому принадлежат слова «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?
7. Кто был дядей Милона?
8. С кем из родственников Софьи был первоначально знаком Милон?
(отца).
(имением),
(О Простаковой.)
(Стародум.)
(Отцу Стародума.)
(зверь).
(Граф Честан, друг Стародума.)
(С её матушкой.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что объединяет всех положительных героев комедии?
2. Что отличает Стародума от других положительных героев?
3. Как складывалась судьба героя? Почему Стародум почувствовал себя посторонним при дворе?
4. В чём можно увидеть переклички
судьбы Стародума и автора комедии?
5. Прокомментируйте фразу героя:
«Тщетно звать врача к больным
неисцельно».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.