Презентация "Функциональная грамотность - дань моде или благо"

  • pptx
  • 02.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация ФГ - дань моде или благо.pptx

Педагогический совет   «Функциональная грамотность - дань моде или благо?»  

МОАУ Озерновская СОШ № 3
25.11.2021

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!

Цель

1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение»;
2. Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования;
3. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.
4. Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности;

«Чайная церемония»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развивать собственные идеи».
Н.Г. Песталоцци

Задание

Личностные качества

определение

синонимы

.

Грамотность

Функционировать

Личность

Задание

Личностные качества

Любознательность
Инициативность
Человечность
Нестандартность
Ответственность
Самостоятельность
Творчество

Определение

Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека

Синонимы

Работать
Действовать
Внедрять
Применять

Грамотность

Функционировать

Личность

Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.

Функциональная грамотность

ФГ

это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней

То есть

Формы ФГ

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность действий в чрезвычайных
ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Информационная

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

Коммуникативная

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,
GPS-навигатором

Правовая и общественно-политическая
грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента

Формы ФГ

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Естественнонаучная
грамотность


способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества

Математическая грамотность


способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину


Базовый навык
функциональной
грамотности

Глобальные компетенции

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных )
решений, и/или
нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего,
необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Креативное
мышление


это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Финансовая грамотность


Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные
последствия выбранного решения.

Международные оценочные исследования

PISA

TIMSS

PIRLS

«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»


оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

«Изучение качества чтения и понимание текста»

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования


изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

Понятия «чтение» и «функциональное чтение»

Технология интеллектуального развития,
способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем(Л.Выготский)

Чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания

Способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества

Региональная диагностическая работа по оценке метапредметных результатов. 9 класс

Базовый уровень не достигнут (от 0-25) - 41,7 %
Базовый уровень (от 26-44) – 58,3%
Высокий уровень (от 45 - 50) – 0%

Коммуникативные УУД - 30,60%
Познавательные УУД - 51,10%
Регулятивные УУД - 62,90%

Уровни грамотности чтения

1 уровень
ниже базового уровня
Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.

3-6 уровень

3-ий (средний) уровень: распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.

4-ый (повышенный) уровень: понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.

5-6-ой (высокий) уровень: глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.

2 уровень
базовый
Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию.
Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.

Простые задания
Репродуктивный характер

Средний уровень. Продуктивный
характер

Высокий уровень.
Продуктивный характер

Анкетирование «Культура читателя»

1. Считаешь ли ты себя человеком читающим?
2. Есть ли в твоей семье домашняя библиотека?
3. Какую книгу ты читаешь сейчас?
4. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
5. Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь:
игра на компьютере;
просмотр фильмов;
прогулка;
чтение книг;
На каких уроках вам прививают интерес к книге (чтению), учат работать с текстом?
Продолжи фразу: Я люблю читать, потому что…
Порассуждай, можно ли в XXI веке обойтись без книг. Я думаю…

Анкетирование «Культура читателя»

Считаешь ли ты себя человеком читающим?
Да – 18
Нет - 23
Не совсем - 10
2. Есть ли в твоей семье домашняя библиотека?
Да – 23
Нет - 28
3. Какую книгу ты читаешь сейчас?
4. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
Надо – 17
Интересно – 17
Заставляют – 2
Не читаю - 15

Анкетирование «Культура читателя»

НИКАКУЮ …
8 класс:
Аниме «Клинок, рассекающий демонов»
В. Набоков «Лолита»
Манхва «Истинное образование»
У.Шекспир «Ромео и Джульетта»
«Баранкин, будь человеком».
9 класс:
«Корги по имени Генри» Д.Кроули
«Зов предков»
«Пикник на обочине»
Марк Фрост «Твим Пикс»
«Смешанные единоборства»
«Цветник»
«Танки»

10класс:
Джейн Остин «Чувство и чувствительность»
И.С. Тургенев «Отцы и дети» - 3 человека
«Мальчик в полосатой пижаме»
А.Фадеев «Молодая гвардия»
Х. Ли «Убить пересмешника»

11класс:
Стивен Кинг «Кристина»
Манга «Девушка из анонимного чата»
Харуки Мураками «Охота на овец»
А. Грибоедов «Горе от ума»

3. Какую книгу ты читаешь сейчас?

Анкетирование «Культура читателя»


5. Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь:
игра на компьютере - 15
просмотр фильмов - 28
прогулка – подавляющее большинство
чтение книг - 15

На каких уроках вам прививают интерес к книге (чтению), учат работать с текстом? – литература, обществознание, история, русский язык

Анкетирование «Культура читателя»


7. Продолжи фразу: Я люблю читать, потому что…
Это интересно
Могу отвлечься от реальности, прочитать увлекательную историю, научиться чему-то новому, пополнить словарный запас.
Это полезно для развития// Понадобится для будущего.
Погружаешься в мир автора. Переживаешь за героев.
Мне это надо// Мне так хочется.
Я не люблю читать// Извините, но я не люблю читать

Анкетирование «Культура читателя»

8. Порассуждай, можно ли в XXI веке обойтись без книг.
Я думаю…
Да – 10
Нет – 19
Можно найти любую информацию, чем в Интернете.
• Каждый сам решает, нужны ему книги или нет. Я не могу обойтись без них.
• 21 век – век технического прогресса// Существуют и другие источники информации// Есть Интернет.
• Если перестанут читать, станут бескультурными и безграмотными
• Обойтись можно. Многие дети считают это пустой тратой времени. Читать будут только в том случае, если книга их заинтересовала.
• Без книги, как без воды. Много интересного. Чем больше читаешь, тем больше знаешь.
• Рано или поздно понадобятся книги/ Понадобятся для будущего

Работа с текстом как основной способ развития навыков ФЧ

Описание
Повествование
Рассуждение

Графики
Диаграммы
Схемы
Таблицы
Карты
План помещения и т.п.
Билеты
Расписания

Сплошные
тексты

Несплошные
тексты

Тексты бывают сплошные и несплошные

Практикум 1

Ознакомьтесь
с текстом

2. Предложите
задания

3. Чем отличаются задания продуктивного и репродуктивного уровней

Составьте вопросы к тексту
на основе таксономии учебных целей Блума

.

Что происходит?
Даже после того, как пища была передвинута, муравьи всё ещё бегают по старой дорожке до тех пор, пока не будет проложена новая дорожка.

Почему?
Как только муравей находит какую-либо пищу, он выделяет специальные химические вещества, которые оставляют след с запахом. Другие муравьи из муравейника чувствуют этот запах при помощи своих усиков-антенн.

Примеры вопросов, соответствующих уровням Б. Блума



ЗНАНИЕ

Где живут муравьи?

Как живут муравьи?

Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента


ПОНИМАНИЕ

Верное/неверное утверждение
Муравьи выделяют специальные химические вещества.
Муравьи не чувствуют запахов.
Усики нужны муравьям для слуха.

ПРИМЕНЕНИЕ

Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья.


АНАЛИЗ

Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко?

Зачем на бумагу насыпают землю?

Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?


СИНТЕЗ

1. Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. (Предложения из текста перефразированы!)

2. Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?


ОЦЕНКА

Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?

Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?

Практикум 2

Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания

Типы заданий в соответствии с развиваемыми ими компетенциями

Text in here

Text in here

Text in here

Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
 
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Типы заданий в соответствии с развиваемыми ими компетенциями

Text in here

Text in here

Text in here

Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
 
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
 
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Вопросы к тексту

1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
определение темы;
выявление информации, явно не выраженной в тексте.

Вопросы к тексту

2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
определение основной мысли (идеи) текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
выяснение намерений автора текста;
интерпретация (комментирование) названия текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

Вопросы к тексту

3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):
сопоставление содержания текста с собственным мнением;
соотнесение информации текста с собственным опытом;
оценка поступков (действий) героев текста;
обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учѐтом собственных знаний и системы ценностей;
определение назначения, роли иллюстраций;
«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нѐм информации;
определение жанра и стиля текста;
выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Деревофункционально грамотная личность
Водапедагогические технологии
Яблочкиключевые компетенции
Лейка – учитель

Функциональная грамотность

ДАНЬ МОДЕ

БЛАГО

Проект решения педсовета:

На заседаниях МО организовать обучающие семинары по развитию функциональной грамотности в рамках предметных областей;
Разработать рекомендации по формированию ФГ для преподавания всех предметов и всех ступеней школьного образования;
Изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей;
Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;
Использовать на уроках, внеклассных мероприятиях разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.

Спасибо за работу!