Педагогический совет «Функциональная грамотность - дань моде или благо?»
МОАУ Озерновская СОШ № 3
25.11.2021
Нельзя человека научить на всю жизнь,его надо научить учиться всю жизнь!
Цель
1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение»;
2. Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования;
3. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.
4. Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности;
«Чайная церемония»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развивать собственные идеи».
Н.Г. Песталоцци
Задание
Личностные качества
Любознательность
Инициативность
Человечность
Нестандартность
Ответственность
Самостоятельность
Творчество
Определение
Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека
Синонимы
Работать
Действовать
Внедрять
Применять
Грамотность
Функционировать
Личность
Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.
Функциональная грамотность
ФГ
это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней
То есть
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности | Умения (эмпирические показатели): |
Общая грамотность | Написать сочинение, реферат. |
Считать без калькулятора. | |
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. | |
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. | |
Компьютерная | Искать информацию в сети Интернет. |
Пользоваться электронной почтой. | |
Создавать и распечатывать тексты. | |
Грамотность действий в чрезвычайных | Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. |
Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. | |
Заботиться о своем здоровье. | |
Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. |
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности | Умения (эмпирические показатели): |
Информационная | Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. |
Читать чертежи, схемы, графики. | |
Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). | |
Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. | |
Анализировать числовую информацию. | |
Коммуникативная | Работать в группе, команде. |
Расположить к себе других людей. | |
Не поддаваться колебаниям своего настроения. | |
Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. | |
Организовать работу группы. |
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности | Умения (эмпирические показатели): |
Владение иностранными языками | Перевести со словарем несложный текст. |
Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. | |
Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. | |
Грамотность при решении бытовых проблем | Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). |
Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. | |
Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. | |
Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, | |
Правовая и общественно-политическая | Отстаивать свои права и интересы. |
Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента |
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественнонаучная
грамотность
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества
Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Базовый навык
функциональной
грамотности
Глобальные компетенции
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных )
решений, и/или
нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего,
необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
Креативное
мышление
это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Финансовая грамотность
Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные
последствия выбранного решения.
Международные оценочные исследования
PISA
TIMSS
PIRLS
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
«Изучение качества чтения и понимание текста»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
Понятия «чтение» и «функциональное чтение»
Технология интеллектуального развития,
способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем(Л.Выготский)
Чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания
Способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
Региональная диагностическая работа по оценке метапредметных результатов. 9 класс
Базовый уровень не достигнут (от 0-25) - 41,7 %
Базовый уровень (от 26-44) – 58,3%
Высокий уровень (от 45 - 50) – 0%
Коммуникативные УУД - 30,60%
Познавательные УУД - 51,10%
Регулятивные УУД - 62,90%
Уровни грамотности чтения
1 уровень | 3-6 уровень | |
3-ий (средний) уровень: распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания. | ||
2 уровень | ||
Простые задания
Репродуктивный характер
Средний уровень. Продуктивный
характер
Высокий уровень.
Продуктивный характер
Анкетирование «Культура читателя»
1. Считаешь ли ты себя человеком читающим?
2. Есть ли в твоей семье домашняя библиотека?
3. Какую книгу ты читаешь сейчас?
4. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
5. Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь:
игра на компьютере;
просмотр фильмов;
прогулка;
чтение книг;
На каких уроках вам прививают интерес к книге (чтению), учат работать с текстом?
Продолжи фразу: Я люблю читать, потому что…
Порассуждай, можно ли в XXI веке обойтись без книг. Я думаю…
Анкетирование «Культура читателя»
Считаешь ли ты себя человеком читающим?
Анкетирование «Культура читателя»
НИКАКУЮ …
8 класс:
10класс:
3. Какую книгу ты читаешь сейчас?
Анкетирование «Культура читателя»
5. Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь:
Анкетирование «Культура читателя»
7. Продолжи фразу: Я люблю читать, потому что…
Анкетирование «Культура читателя»
8. Порассуждай, можно ли в XXI веке обойтись без книг.
Я думаю…
Работа с текстом как основной способ развития навыков ФЧ
Описание
Повествование
Рассуждение
Графики
Диаграммы
Схемы
Таблицы
Карты
План помещения и т.п.
Билеты
Расписания
Сплошные
тексты
Несплошные
тексты
Тексты бывают сплошные и несплошные
Практикум 1
Ознакомьтесь
с текстом
2. Предложите
задания
3. Чем отличаются задания продуктивного и репродуктивного уровней
Составьте вопросы к тексту
на основе таксономии учебных целей Блума
.
Что происходит? | Почему? |
Примеры вопросов, соответствующих уровням Б. Блума | |
| Где живут муравьи? |
Как живут муравьи? | |
Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента | |
| Верное/неверное утверждение Муравьи не чувствуют запахов. Усики нужны муравьям для слуха. |
ПРИМЕНЕНИЕ | Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья. |
| Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? |
Зачем на бумагу насыпают землю? | |
Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества? |
| 1. Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. (Предложения из текста перефразированы!) |
2. Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю? |
| Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана? |
Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего? |
Типы заданий в соответствии с развиваемыми ими компетенциями
Text in here
Text in here
Text in here
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
Типы заданий в соответствии с развиваемыми ими компетенциями
Text in here
Text in here
Text in here
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Вопросы к тексту
1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
определение темы;
выявление информации, явно не выраженной в тексте.
Вопросы к тексту
2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
определение основной мысли (идеи) текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
выяснение намерений автора текста;
интерпретация (комментирование) названия текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
Вопросы к тексту
3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):
сопоставление содержания текста с собственным мнением;
соотнесение информации текста с собственным опытом;
оценка поступков (действий) героев текста;
обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учѐтом собственных знаний и системы ценностей;
определение назначения, роли иллюстраций;
«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нѐм информации;
определение жанра и стиля текста;
выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Проект решения педсовета:
На заседаниях МО организовать обучающие семинары по развитию функциональной грамотности в рамках предметных областей;
Разработать рекомендации по формированию ФГ для преподавания всех предметов и всех ступеней школьного образования;
Изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей;
Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;
Использовать на уроках, внеклассных мероприятиях разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.