презентация "Групповой метод обучения"

  • pptx
  • 24.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала gruppovoj_metod_obucheniya.pptx

Групповой метод обучения как общедидактический концептуальный подход достижения образовательных результатов

ГРУППА 1

ГРУППА 2

Знания, получаемые через общение, более основательны, чем знания, получаемые в процессе обычной учебной деятельности. Следовательно, знания в процессе обучения учащиеся могут и должны получать сами.

гармоничное
сочетание
обучающей и воспитывающей функции

Задача учителя

Включить в учебную деятельность всех обучающихся,
независимо от их способностей.

В условиях классно-урочной системы групповой метод наиболее легко и органично вписывается в учебный процесс, благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта, речи, доброжелательности по отношению друг к другу, коммуникабельности, желания помочь другим. Также более результативен по сравнению с традиционными фронтальными формами.

Групповой метод обучения решает задачи:

Преимущества группового обучения перед традиционным

Преимущества группового обучения перед традиционным

Преимущества группового обучения перед традиционным

Преимущества группового обучения перед традиционным

Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления, которое предполагает использование
коммуникации;
оппонирования;
защиты своей точки зрения;
последующей рефлексии. 

Режимы работы малых групп

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

сохранить командный дух;
2) трудности психологического
характера.

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

2) трудности психологического
характера:

когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им

Задачи, которые вызывают у учителей, применяющих методы группового обучения, наибольшие трудности

Педагогу необходимо :
– терпеливо разъяснять принципы кооперативного обучения;
– обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов;
– формировать психологическую совместимость;
– подчеркивать значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде.

Педагогу, начинающему работать по методике группового обучения, можно начать с работы в парах, которые также являются малыми группами.

– работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой;
– сначала обучают друг друга,
а затем контролируют.

Три вида пар

Статическая

– состав пар постоянно меняется;
– каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.

Динамическая

– в группе находится
4 человека, каждый работает то с одним, то с другим соседом;
– происходит обмен материалами.

Вариационная

Что следует учитывать
при формировании группы

Принципы формирования групп

Обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений.

Принцип
гетерогенности
(разнородности)

Принципы формирования групп

Представлены разнообразные учебные
интересы

Любимым предметом одного учащегося может быть математика, другого – история, третьего – физкультура, а в одной команде, к примеру, должны быть представлены и «стенографы», и «компьютерщики», и «счетоводы», и «спикеры».

Принципы формирования групп

Разнообразие социально-психологических характеристик и психологической совместимости

Не следует допускать, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики.
Необходимо учитывать проживание членов группы – желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над проектами и заданиями.

Принципы формирования групп

Оптимальный
вариант
группы

Группа из четырех человек обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения.
Такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах.

Чего не следует делать при организации групповой работы

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

В основе лежит информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

Методы объяснительно-иллюстративного обучения

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы личностно ориентированные

Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы личностно ориентированные

Направлены на обеспечение собственной учебной деятельности учащегося, учета и развития его индивидуальных особенностей.

Разновидности группового метода обучения (по направленности)

Методы развивающего обучения

Способствуют включению внутренних механизмов личностного развития учащихся, их интеллектуальных способностей.

Разновидности группового обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам:
– по структуре урока;
– особенностям групповой оценки;
– соотношению индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности.

После изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания.

Когда учитель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания, он предлагает им выполнять задания друг друга.

Эффективен на этапе закрепления общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях

Обучение
в динамической паре

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Схема реализации этого метода: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей.

Особенность метода : учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы.

Обучение
в командах достижений

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Используется для генерации идей.
Внутри группы распределяются роли (ведущего, секретаря, хронометриста и т.д.) и соблюдается регламент.

После выработки коллективного решения внутри группы подготавливаются сообщения, доклады.

Мозговой штурм

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все участники процесса получают аналогичные задания и самостоятельно их выполняют, затем приступают к работе в парах, выбирают лучший ответ. Далее пары объединяются в группы из четырех человек, где также идет обсуждение и выбор лучшего ответа.

Снежный ком

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Тема для изучения делиться на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Каждое задание группы сопровождается списком необходимой дополнительной литературы или дополнительными материалами,
с помощью которых ученики изучают предложенную им часть темы.

Метод мозаики

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

После изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся после изучения крупной учебной темы.
Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений.

Метод учебного турнира

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

Метод командной поддержки индивидуального обучения

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть.
Члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для обсуждения.
После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно объясняет содержание своей части остальным членам команды.

Метод «пила»

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержки учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д.

Метод кооперативного взаимообучения

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом.
Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы.

Метод группового исследования

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Каждый член группы выступает перед группой с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом.

Метод «кооп-кооп»

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Если в классе, например, 30 человек, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 6-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых» и т.д.
Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу.

Лабораторный метод

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Формируются поисковые группы учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения проекта.
Реализация метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности.

Поисковый метод

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Формирование групп при использовании IT-технологий, позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся и учителей не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира.
Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально

Применение IT-технологий

Разновидности группового метода обучения (по количеству участников)

Принципы группового обучения могут применяться на различных его этапах:
– до изучения нового учебного материала;
– в ходе его изучения;
– после изучения нового материала в процессе его применения.

Определим преимущества и недостатки группового метода обучения

Преимущества группового метода

Недостатки группового метода