Повесть и музыка.
1811-1812 гг. Война с Наполеоном
События в повести Пушкина происходят в начале XIX века (1811-1812гг.), в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию 19 века.
Симфоническая сюита.
Музыка состоит из 7 пьес для симфонического оркестра:
«Тройка»
«Весна и осень»
«Пастораль»
«Вальс»
«Романс»
«Военный марш»
«Венчание»
«Романс»
В романсе воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры – романса XIX века. Передаёт глубокие чувства главных героев. Это воспоминание Владимира о ушедшей мечте о счастье…
«Пастораль»
Музыкальная пьеса, где происходит объяснение в чувствах главных героев:«Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивой, с книгой в руках в белом платье…»
Пастораль (пастушеский) рисует сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
«Военный марш»
Показаны картины военного сражения и победа Кутузова над Наполеоном. Ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Музыка связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.
Вопросы:
Какой образ создаёт эта музыка?
Почему композитор использует в «Венчании» приём полифонии?
Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраса в конце сменяется светлым мажорным аккордом?
Какие из пьес можно назвать лирическими, а какие драматическими?
Заключение.
Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г.Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл.
Каждая пьеса – это самостоятельный этап в жизни героев.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова показаны в кино, в музыкальном театре и даже на эту музыку был поставлен балет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.