Внутриклассная индивидуализация:
1) ориентация на уровень достижений школьника;
2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности (имеются ввиду особенности психологических процессов)
Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Под траекторией в классическом смысле понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки».
В педагогике индивидуальная
образовательная траектория –
это персональный путь реализации
личностного потенциала каждого
обучающегося в образовательном
процессе.
Для практической реализации ИОТ необходимо:
● выявить образовательные возможности обучающихся,
● выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,
● модернизировать ИОС (индивидуальную образовательную среду) школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,
●сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.
Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
смысл деятельности (зачем я это делаю);
постановка личной цели (предвосхищающий результат);
план деятельности;
реализация плана;
рефлексия (осознание собственной деятельности);
оценка;
корректировка или переопределение целей.
Этапы работы учителя по организации образовательной деятельности ученика:
1-й этап. Диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников
2-й этап. Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области
3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
4-й этап. Программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности
5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы.
6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников
7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.
Индивидуальные образовательные траектории позволяют:
- индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.
- автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
- проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.
- отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.