Презентация "Использование метода наглядного моделирования в развитии связанной речи дошкольника

  • ppt
  • 16.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Раевской.ppt

Воспитатель Раевская Виктория Сергеевна

К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Наглядное моделирование
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица
это схема, в которую заложена определённая информация



Высказывания короткие

Отличаются непоследо-
вательностью

Состоят из фрагментов, логически
не связанных между собой

Содержат низкий уровень информатив-
ности

Модели, мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей

Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы

Пересказ
художественной
литературы

Заучивание
стихов

Дидактические
игры

Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)

Отгадывание
и загадывание
загадок

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Элементы схем, моделей

- предметные картинки

- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные
обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного
рассказывания

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.



На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Дидактическая игра «Волшебные карточки» (средний возраст)
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Что это такое?»
средний возраст
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.

Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много…

Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( младший, средний возраст)


Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
 

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Этапы работы (старший возраст)


Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
Этап 2. Каждая часть кодируется
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

2







6

4

5

3







7









8

















9

10

11

12

ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми.

Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
отметить особенности композиционного фона картины,
додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.

Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге

«Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Последовательность работы