К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника –
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определённая информация
Модели, мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей
Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Пересказ
художественной
литературы
Заучивание
стихов
Дидактические
игры
Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)
Отгадывание
и загадывание
загадок
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Элементы схем, моделей
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные
обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного
рассказывания
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Дидактическая игра «Волшебные карточки» (средний возраст)
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Что это такое?»
средний возраст
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много…
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЭтапы работы ( младший, средний возраст)
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Этапы работы(старший возраст)
Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
Этап 2. Каждая часть кодируется
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали;• качество поверхности;• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);• как он используется (какую пользу приносит)?• за что нравится (не нравится)?
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦАЛиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
отметить особенности композиционного фона картины,
додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.