Мастер-класс для родителей
по технологии
«Мастерская слова»
«Лесенка волшебника Синквейна»
Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи - хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно
Подготовила:
Воспитатель
1 квалификационной
категории
Кирьянова Л.В.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ по ТЕХНОЛОГИИ синквейн, как один из элементов инновационной диалогической технологии , в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников и показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.
Инновационность технологии позволяет использовать форму синквейна для развития связной речи детей, повышает речевую активность и развивает активный словарный запас. Ребенок учится находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, обобщать.
Игра-занятие позволит добиться более глубоко осмысления темы, совершенствуется словарная деятельность, как основа развития речи в целом. Знакомит детей с новой творческой формой работы в составлении синквейна, развивает мыслительную деятельность и познавательные процессы, развивает ассоциативное и наглядно -образное мышление.
Что же такое синквейн?
Синквейн – это французское пятистишье, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает развивать словарный запас, стоить грамматические конструкции (предложения).
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находит и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн – это творческий процесс. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех!
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля – дети могут сравнивать синквейн и оценивать их.
Итак, игра-занятие «Лесенка волшебника Синквейна» подчинено определенным правилам:
Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица, слова из песни или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Что приготовить для игры, и как выглядит схема составления синквейна?
Вам понадобятся рабочая поверхность, к примеру стол. Изготовить пирамиду из плотного разноцветного картона, поделить его на пять секторов, к примеру так, а также фишки-пуговицы.
1. Тема
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Предложение
5. Ассоциация, синоним
Для начала попробуйте совместно с ребенком и другими членами семьи составить синквейн по предметной картинке, сказочного героя, обычного предмета или явления по вопросам. Например, начните со сказочного героя Колобка.
- Что (кто) это?
- Колобок.
Подберите два слова-признака.
- Какой Колобок?
- Круглый, желтый.
Подберите три слова-действия.
- Что делает Колобок?
- Катится, поёт, ушёл.
-Составьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.
- Колобка обманула хитрая лиса.
Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
-Сказочный персонаж.
Совместно с ребенком отвечая на вопросы, выкалывайте на каждый сектор по соответствующему количеству слов фишками (пример в режиме презентации).
Колобок
Круглый
Желтый
Катится
Поёт
Ушёл
Колобка
Сказочный персонаж
обманула
хитрая
лиса.
Пример алгоритма синквейна дошкольников
Коррекция и совершенствования готового синквейна
Составьте готовый синквейн и попробуете разобраться с ребенком, все ли здесь правильно?
Белка.
Рыжая, косолапая.
Прыгает, скачет, воет.
Мне нравится ловкая белка.
Дикое животное.
Это помогает развивать умение вслушиваться в обращенную речь, думать и быстро подбирать нужные слова. Учит ребенка быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.
Эта игра –занятие уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Следующий вариант по лексической теме «9 Мая»
Что это за день? (9 Мая)
Какой день? ( главный, великий)
Что дает нам этот день? (гордиться, радоваться, праздновать)
Составь предложение (Это самый светлый праздник)
Назови другим словом (День Победы).
???? | ???? |
Пример алгоритма синквейна для не читающих дошкольников
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Составьте готовый синквейн и попробуете разобраться с ребенком, все ли здесь правильно?
Белка.
Рыжая, косолапая.
Прыгает, скачет, воет.
Мне нравится ловкая белка.
Дикое животное.
Это помогает развивать умение вслушиваться в обращенную речь, думать и быстро подбирать нужные слова. Учит ребенка быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.
Эта игра –занятие уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Второй вариант , по лексической теме «9 Мая»
Что это за день? (День Победы)
Какой день? ( главный, великий)
Что дает нам этот день? (гордиться, радоваться, праздновать)
Составь предложение (Это самый светлый праздник)
Назови другим словом (Победа).
???? | ???? |
Пример алгоритма синквейна для не читающих дошкольников
Третий вариант схемы «Пирамида»
закрепление основ грамоты.
Что это? (Буква А)
Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)
Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)
Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).
Назови другим словом. ( Гласный звук)
Что это? (Буква П)
Буква А какая? ( буква П согласная, буква П глухая)
Что мы можем сделать с буквой П? (Прочитать, написать, смягчить)
Составь предложение с буквой А. ( Буква П «папина» буква).
Назови другим словом. ( Согласный звук)
Составление синквейна – это увлекательная и интересная игра.
Деятельность по составлению синквейнов – это источник неиссякаемого творчества и приятное времяпровождение в кругу семьи с пользой:
облегчается процесс усвоения понятий и их содержания;
расширяется и актуализируется словарный запас;
ребенок учится выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработалась способность к анализу;
дети учатся выражать свое мнение, соглашаться или нет с мнением других, договариваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.