МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Автор: Парыгина Ирина Анатольевна,
учитель математики высшей категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
с. Биджан, 2019 г.
Использование здоровьесберегающих технологий
в процессе обучения и воспитания школьников.
Часть 2
Урок является основной формой организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах.
Урок характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени.
Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности.
Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия в классе:
Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных элементов урока.
При подготовке урока, учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания.
Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов преподавания.
Методы целесообразно в среднем через 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено.
Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут.
Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья.
Внешние признаки усталости ученика:
- частая смена позы,
- потягивание,
- встряхивание руками;
зевота;
закрывание глаз;
подпирание головы;
остановившийся взгляд;
ненужное перекладывание предметов;
разговор с соседом;
увеличение количества ошибок в ответах;
не восприятие вопроса;
задержка с ответом;
частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.
Приемы, устраняющие утомление:
- комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся;
- использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев. Особое значение имеет данный комплекс в начальной школе;
- комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
- комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения;
- гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;
- дыхательные упражнения общей направленности (разработаны А.Н. Стрельниковой).
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Обязательный элемент здоровьесберегающего урока - физкультминутка.
В соответствии с особенностями детей школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения.
Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми.
Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных упражнений для младших школьников и трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения для старшеклассников.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Психологический климат урока должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика.
Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций.
Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Основные требования к организации здоровьесберегающего урока
Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке.
Функции, обеспечивающие деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке:
целеполагание;
аналитическая;
конструктивная;
организационно- исполнительская;
профилактическая;
рефлексивно-оценочная
Целеполагание
Учитель наряду с другими целями урока всегда должен ставить цель, направленную на сохранение здоровья ученика.
Аналитическая функция
Управленческая деятельность учителя должна основываться на аналитической функции, выполняя которую можно определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы.
Аналитическая деятельность позволит получить информацию о состоянии здоровья учащихся и особенностях их развития, создать индивидуальную карту ученика.
Конструктивная функция
играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве с содержанием обучения.
Для выполнения конструктивной функции педагогу необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на укрепление и формирование культуры здоровья учащихся.
При подготовке учебного занятия педагог должен подбирать приемы, методы, средства, дидактический материал и наглядные пособия, направленные на укрепление здоровья учащихся.
Организационно-исполнительская функция
призвана обеспечить условия и взаимодействие учителей, родителей, учащихся, администрации школы, психолога, медицинского работника для реализации намеченных планов по достижению цели.
Взаимодействие педагога и обучающихся на учебном занятии призвано обеспечить высокий уровень мотивации сохранения здоровья.
Профилактическая функция
заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы.
Профилактическая функция учителя на уроке должна обеспечить предупреждение переутомления и развития заболеваний, вызванных школьными причинами. Кроме того это позволяет поддержать на оптимальном уровне работоспособность учащихся.
Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, которые должен решать педагог:
- научить детей определять свое состояние и ощущения;
- сформировать активную жизненную позицию;
- сформировать представления о своем теле, организме;
- учить укреплять и сохранять свое здоровье;
- понимать необходимость и роль двигательной активности;
- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
- уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Педагог должен выступать примером здорового образа жизни для учащихся и носителем культуры здоровья, которую он призван транслировать молодому поколению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.