Медиа білім беру оқу-тәрбие үдерісінде танымдық-шығармашылдық белсенділікті дамыту құралы ретінде «Медиаобразование как средство развития познавательно-творческой активности в учебно-воспитательном процессе Media education as a means of developing cognitive-creative activity in the educative and educational process
Утина А.К.
Медиа-білім беру адамдардың өмір бойына оқытуы мен бейресми білім алуы үшін барлық мемлекеттердің ұлттық білім беру бағдарламаларына, қосымша білім беру жүйесіне енгізу ұсынылады.
«Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизни человека»
ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age (Вена, 1999)
В условиях постоянного потока беспорядочной информации следует помочь учащимся фильтровать ее и вычленять ту, которая ему действительно нужна. Конечная цель педагога заключается не в пассивном накоплении медиаинформации учащимся а развитие навыков по ее использованию;
Учащиеся в естественной среде уже привыкли бесконфликтно воспринимать медийный поток, медиаобразование может стать одним из наиболее эффективных средств для творческого развития личности. И эта эффективность обусловлена тем, что учащиеся уже мотивированны к получению медийной информации.
Необходимость медиаобразования:
Медиаобразование
процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.
Виды медиа
визуальные (печатные издания, фотография, компьютерная графика);
аудийные (звуковые) – звукозапись;
аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, Интернет.
Различные медиа передают информацию посредством медиатекстов – сообщений, изложенных в любом виде и жанре медиа.
Телепередачи, фильмы
Сайты, блоги, социальные сети Интернета
газетные и журнальные статьи
Компьютерные программы, игры, музыка
стоп-кадр (остановка фильма, вопрос относительно просмотренного фрагмента);
«молчаливый просмотр» (показ фильма без звука, учащиеся должны догадаться, что происходит на экране);
угадывание дальнейшего хода событий;
ролевая игра (распределить роли и разыграть сцену из фильма);
прослушивание без просмотра (выключить изображение, рассказать, что происходит на экране);
восстановить текст (по ходу просмотра заполнить пропуск в тексте);
сопоставление фактов (сравнить объяснение в учебнике и в фильме);
составить план (сценарий видео);
отметить непонятные моменты, интересные фрагменты, новую информацию;
придумать вопрос к видео.
обсуждение фильма в целом;
упражнение на восстановление пропущенного (скрытого, беззвучного и т. д.);
критика фильма, написание аннотации или статьи;
персонализация, дублирование, озвучивание;
составление продолжения фильма;
реклама фильма;
вопросительно-ответные упражнения.
Главные требования к видео, которые демонстрируют на уроках:
видео не может быть изолированным моментом урока, его содержание должно работать на методическую цель;
видеоматериал должен быть понятным, доступным, интересным для детей, отвечать их возрастным особенностям;
фильм не может содержать сцен, не допустимых для просмотра детей;
фильм должен иметь определенную степень новизны или неожиданности;
разумное дозирование видеоматериала (не больше 15 мин беспрерывного показа);
видео должны сопровождаться четкой инструкцией, направленной на достижение учебной цели, понятной учащимся, и оправданной логикой урока. Важно также учитывать жанр фильма: документальный, учебный, научно-познавательный.
1) выделять главное в информационном сообщении;
2) понимать задания в разных формулированиях и контекстах;
3) воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
4) находить ошибки в информации и исправлять их;
5) систематизировать полученную информацию по определенным признакам;
6) устанавливать связи между информационными сообщениями;
7) составлять рецензии информационных сообщений;
8) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.