прививать любовь и интерес к русскому языку;
расширить их представления о русском языке;
развивать интеллектуальные способности учащихся;
развивать устную речь детей, логическое мышление;
совершенствовать навыки коллективной работы;
воспитывать дружбу, взаимовыручку;
развивать любознательность, познавательные способности.
Цели:
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта». М. Шолохов
Правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Команда может заработать ещё балл, выполняя дополнительное задание.
Разминка.
Слова, противоположные по смыслу.
Сколько букв в русском алфавите?
Часть слова, стоящая перед корнем?
Главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?»
Как пишутся предлоги с другими словами?
Слова, близкие по смыслу.
Часть слова, которая изменяет его форму?
Изменяется ли существительное по родам.
Название падежа, отвечающего на вопросы «кем? чем?»
Что изучает фонетика?
Слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению.
Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
Главный член предложения, который отвечает на вопрос «Кто?», «Что?».
Изменяется ли прилагательное по числам?
Слова, близкие по значению и имеющие общую часть.
Лексическое ассорти
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Подберите и выпишите антонимы, обозначающие: 1) цвет, 2) размер, 3) температуру.
Слова: широкий, узкий, белый, яркий, короткий, черный, высокий, тусклый, низкий, жара, нагреть, длинный, холодный, холод, горячий, остудить.
«Когда так говорят».
Брать себя в руки. Ломать голову. Зарубить себе на носу . Повесить нос.
Развесить уши. Бить баклуши. Клевать носом. Обвести вокруг.
Держать язык за зубами. Не ударить в грязь лицом. Вылететь из головы. Не сомкнуть глаз.
а) Какой частью речи являются слова, объясняющие смысл?
б) В какой форме употреблены глаголы?
в) Составить предложение с фразеологизмом.
«Дерево слов».
Составьте слово из частей и определите способ образования.
1 команда:
Корень из слова сказать,
Суффикс из слова извозчик, Приставка из слова расход, Окончание из слова дом. (Рассказчик)
2 команда:
Корень из слова снежинка,
Приставка из слова подъехал, Суффикс из слова лесник, Окончание из слова стол. (Подснежник)
3 команда:
Корень – из слова море Окончание –из слова зимнийПриставка – из слова прилететьСуффикс – из слова русский. (Приморский)
«Звуки и буквы»
Запишите предложение буквами по правилам русского языка.
«Пословица недаром молвится»
Заменить пословицей.
Учись всю жизнь.
Беречь время.
Не торопись, делай все аккуратно.
Беречь время.
Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают;
Погибай – выручай.
«Шарады».
1 капитан. Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском.
А целое порой белеет
“В тумане моря голубом” (Пар-ус)
2 капитан. Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За – дача)
3 капитан.Мое начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
«Грамотеи».
Русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А.Добролюбов
Работа над текстом.
1) Вставить правильно буквы.
2) Собрать предложения в текст и озаглавить.
3) Выделенное предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
4) Найти в тексте сложное предложение.
5) Определить тип текста.
6) В шестом предложении указать падеж имён существительных.
Ос..нью упало с неё ябл..к.. .
Росла в с..ду ябл..ня.
Птицы скл..вали это ябл..к.., и только зёрнышк.. спряталось в землю.
А через пять лет выросли на нов..й ябл..ньк.. румяные ябл..ки.
В..сной из зёрнышка вырсло мал..ньк..е дер..вце.
Расти, ябл..нька, на радость людям!
Итоги игры.
Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».
Использованная литература:
Бирих «Словарь русской фразеологии».
Г.Алёшина «Аз и буки – основа науки».
В.Степанова «Русские пословицы и поговорки».
Л.Чеснокова «На берегах Лингвинии».
«Занимательное азбуковедение».
Стихотворения В.Викторова, В.Шибаева.
Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1 – 11 классы. 2007.
Бетенькова Н.М,. Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 2004.
http://cs5874.userapi.com/u147680375/-6/x_31064dff.jpg
http://lotte.my1.ru/news/skazki_v_proekte_comenius/2013-01-28-183
http://salambek.net/forum/44-901-101
http://www.priority-group.com.ua/umbrellas-28
http://argocentury.ru/productv/190/gumeni-botushki-kalinka.html
http://fashion2012.ru/vereteno-zhenskaya-odezhda.html
http://www.comgun.ru/repair/1831-shuba-dlya-pechki.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.