Презентация к открытой городской игре по обществознанию "ЕГЭ на 100 баллов"

  • pptx
  • 01.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕГЭ на 100 баллов.pptx

ЕГЭ на 100 баллов

Обществознание

ЕГЭ на 100 баллов

Обществознание

Программа игры

1. Разминка
2. Зачем эти графики?
3. Я знаю Конституцию
4. Такие сложные термины
5. Учимся приводить примеры
6. Как решать задачи?
7. Сложный план нам не сложен
8. Литературный ринг

Разминка

1. Назовите минимальный проходной балл по обществознанию

Ответ: 15 июня

2. Какого числа в 2021 году проводится ЕГЭ по обществознанию

3. Сколько времени длится ЕГЭ по обществознанию

4. Сколько всего заданий в КИМ ЕГЭ по обществознанию

5. Какие изменения произошли в заданиях ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Ответ: 45

Ответ: 3 часа 55 минут

Ответ: 29

Эксперты советуют…

На выполнение работы регламентом ЕГЭ отведено 235 минут (3 ч 55 мин.), которые эксперты рекомендуют распределить следующим образом:

Задания

№1-3 и 10

№4-9, 11-28

№29

Рекомендуемое время

1-4 мин.

2-8 мин.

45 мин

Эксперты советуют…

В задании 29 нужно обратить внимание на приводимые источники:
1 — СМИ и социология, 2 — книги, фильмы и все то, что вы изучали – это ваш личный опыт. 3 — история литературы, история искусства, науки и др. 4 — смоделированная ситуация

Зачем эти графики?

10 номер экзамена относится к базовому уровню сложности, поэтому за него можно получить 1 балл — в том случае, если в ответе отсутствуют ошибки.
Для тех, кто хорошо разобрался с различными графиками – как правило, они представлены кривыми спроса и предложения и факторами изменения их положения – задание не должно быть сложным, однако потренироваться в любом случае будет полезно. Большую роль здесь играет внимательность: часто многие варианты ответов можно отвергать сразу, потому что они относятся не к тому виду кривой, которая представлена в задании.
Алгоритм выполнения задания
Внимательно читаем условие задания;
Анализируем приведенные варианты и график;
Соотносим данные варианты ответов с графиком и определяем верные положения;
Записываем ответ.

Я знаю Конституцию

14 задание ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности, однако максимальный балл за него, как и за предыдущее – 2. Его ставят, если в ответе нет ни одной ошибки. При наличии одной ошибки ставится 1 балл, двух и более – 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Внимательно читаем условие задания и приведенные варианты;
По порядку анализируем варианты ответов из первого столбика и соотносим их с позициями второго столбика;
Устанавливаем соответствие для всех позиций и проверяем, что получилось;
Записываем ответ.

 Выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. 

Такие сложные термины

Задание состоит из двух частей. В первой части требуется раскрыть смысл того или иного обществоведческого понятия.
Если объяснение смысла / определение понятия дано полно, четко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое (-ые) отличие (-я)), то выставляется «2» балла.
Если смысл в целом раскрыт, но в неполном объеме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, или в ответе допущены отдельные неточности / недостатки, не искажающие его по существу, то выставляется «1» балл.
Если в ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу, или отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия, то выставляется «0» баллов.

Характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт (например, «личность – это личность, обладающая социально значимыми качествами»);
В качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания (например, «социальное познание – это познание, имеющее социальный характер»);
Объяснение смысла / определение понятия через отрицание ил только через этимологию слова, метафору или аллегорию (например, «облигация – это от латинского обязательство»).
Еще раз отметим, что требуется передать именно обществоведческий смысл понятия, а не какой-то иной, например, бытовой.
Очень важно помнить о том, что, если ученик по критерию 25.1. получает «0» баллов, то и по критерию 25.2. также выставляется «0» баллов.

Деятельность

Родовой признак

Видовой признак

Способ отношения человека к окружающей действительности, 
или
Особая форма активности человека

Преобразование окружающего мира или действительности

Деятельность – способ отношения человека к окружающей действительности, заключающийся в ее преобразовании

Учимся приводить примеры

Субъект Объект Действие Результат

Как решать задачи?


Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему.
Это задание высокого уровня сложности.
Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.
Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.
Модель социальной ситуации - правового, политического, экономического характера.
Статистические данные в виде текста и таблицы.
Проблемные высказывания.

Рассмотрим конкретный пример.



Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны;
2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;
3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре:
свои права и обязанности по взаимному содержанию;
способы участия в доходах друг друга;
порядок несения каждым из них семейных расходов;
определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках

 

Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта

3

Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект.
ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта

2

Правильно дан ответ, и приведено пояснение.
ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект

1

Правильно только дан ответ.
ИЛИ Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Сложный план нам не сложен

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов.
Например:
1) Что такое…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах. 6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
8. Пути решения

Роль семьи в жизни человека и общества.

1) Основные типы семейных отношений:
а) кровнородственные;
б) брачные.
2) Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
3) Основные типы семьи:
а) патриархальная;
б) партнерская.
в) нуклеарная;
г) многопоколенная.
4. Функции семьи:
а) репродуктивная
б) воспитательная;
в) эмоционально-психологическая;
г) хозяйственная;
д) статусная и т.д.
5) Особенности семьи в современном обществе.

Общественные блага в рыночной экономике

1. Функции государства в рыночной экономике:
а) производство общественных благ;
б) поддержание конкуренции;
в) правовое регулирование рынка и др.
2. Виды экономических благ:
а) частные;
б) общественные.
5.   Признаки общественных благ:
а) доступность;
б) многократность использования;
в) всеобщий характер и др.
6.     Примеры общественных благ:
а) освещение на улицах;
б) дороги, мосты;
в) городские парки и др.
7.   Производители общественных благ:
а) государство;
б) индивидуальные предприниматели;
в) общественные организации и др.

Литературный ринг

Общие рекомендации по написанию мини-сочинения на экзамене:
Начинать работу над сочинением следует только после того, как выполнены все остальные задания;
На написание сочинения необходимо выделить в среднем около 90 минут;
Необходимо обязательно работать с черновиком;
Нужно следовать определенной структуре сочинения;
Нужно рационально выбирать цитату из предложенных в КИМах.

1 часть
Тема, затронутая автором
Смысл высказывания (= идея)


В данном высказывании автор затрагивает тему…….и считает, что …………

Первый критерий (К1) — определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

2 часть
Второй критерий (К2). Вы должны привести теоретическое обоснование из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
Максимальное количество первичных баллов по этому критерию — 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.
Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

3 часть
Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. 

СМИ и социология

Книги, фильмы и все то, что вы изучали – это ваш личный опыт.

История литературы, история искусства, науки и др.

Смоделированная ситуация

Из публикации в журнале я узнал

В произведении Л.Толстого «Война и мир» описывается

Приведу исторический факт

Субъект – Объект – Действие - Результат

Алгоритм мини-сочинения
Тема, затронутая автором
Передача смысла высказывания своими словами
Теория
Пример
Теория
Пример

«Спрос и предложение –  это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)


В данном высказывании автор затрагивает тему рыночной экономики
и считает, что главными регуляторами рынка являются законы спроса и предложения

Из курса обществознания нам известно, что рыночная экономика, основана на принципах свободного предпринимательства, многообразии форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Для данной системы характерны законы, отражающие взаимосвязь спроса и предложения и их влияния на цену товара. Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени, при возможных ценах на товар. Предложение – это готовность произвести какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Спрос формирует предложение, подсказывает производителю, что производить, и в каком объеме.
Приведем пример из жизни современного общества. Начавшаяся пандемия из-за коронавирусной инфекции вызвала ажиотажный спрос на препараты, повышающие иммунитет. Фармакологические кампании России в короткие сроки увеличили производство этих препаратов.

А предложение в свою очередь влияет на спрос, предоставляя возможность покупателю выбирать качество товара и его стоимость.
Приведем пример из истории - появление джинсов: Леви Страусс прибыл в сер. XIX века в США с парусиной, на которую уже упал спрос в связи с развитием парового транспорта. Нищий и голодный, чтобы выжить в безумном мире Дикого Запада, он начал предлагать на улице свои услуги по пошиву добротных штанов, американцы узнали о новой качественной ткани, которую он рекламировал, и появилась мода на джинсы.

15 июня 2021