Устаревшие слова в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Авторы:
Султанова Дарина,
ученица 8 Б класса
Руководитель:
Уварова Е.П.
Объектом нашего исследования являются устаревшие слова (архаизмы и историзмы).
Цель данной работы – рассмотреть функционирование устаревших слов в художественном тексте.
Задачи:
изучить теоретическую литературу по данной теме и определить основные понятия;
выделить историзмы и архаизмы в художественном тексте;
определить, какие разновидности устаревших слов использует автор в своем произведении.
Выявить функции устаревших слов в анализируемом произведении
Материалом для исследования послужила повесть А.С. Пушкина «Медный всадник».
историзмы
– названия устаревших, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений, понятий.
Это могут быть названия предметов старого быта: армяк, камзол, летник, епанча (виды старинной одежды),
братина, ендова (виды посуды),
сбитень (род горячего напитка),
светец (подставка для лучины, освещающей жильё);
названия общественно-политических явлений прошлого, чинов, должностей и т.п.: земство, кравчий, крепостничество, можордом, подьячий, стольник, титулярный советник и т.д.
архаизмы
Название архаизмы произошло от греческого слова archaios – «древний» – это устаревшие названия современных вещей, явлений и т.д.
В словарном составе современного русского литературного языка рядом с ними обязательно должны существовать синонимы, являющиеся словами активного употребления
ловитва – охота,
вояж – путешествие,
кои – которые,
балтические – балтийские,
самодовольствие – самодовольство,
стора – штора,
Типы архаизмов
Лексико-фонетические, в которых устаревшим является звуковой облик слова. Слово, однако, легко узнаётся, так как изменения касаются, как правило, одного- двух звуков или ударения, например:
нумер – совр. номер, осемнадцать – совр. восемнадцать, эпигр´аф – эп´играф
Лексико-словообразовательные – это слова, устаревшие только в какой-то морфологической части (чаще всего в суффиксе)
нервический – совр. нервный, карандашовый – совр. карандашный, резинный – совр. резиновый, соревновать – совр. соревноваться и др.)
Типы архаизмов
Собственно-лексические – это слова, устаревшие целиком, а не в какой-то части (зеницы – зрачки, глаза; ланиты – щёки; сонм – собрание, большое количество; перст – палец и др.)
Семантические архаизмы – это слова, употребляемые в устаревшем значении. Слово присутствие, например, не представляется нам устаревшим: Ваше присутствие необходимо. Но когда мы у Л.Н.Толстого читаем: На другой день мне в присутствие принесли письмо от жены, - мы понимаем, что автор употребил здесь существительное присутствие в значении «государственное учреждение». В этом значении слово присутствие и является семантическим архаизмом.
Типы архаизмов
Фразеологические архаизмы – это устаревшие устойчивые сочетания слов, идиомы, поговорки (барашек в бумажке – взятка, кока с соком – богатство, состояние; со всеми онерами – со всем, что полагается)
Грамматические архаизмы. Слово рояль, например, было когда-то женского рода: И на покорную рояль властительно ложились руки, срывая звуки, как цветы (Бл.). Слово лебедь употреблялось как существительное женского рода не только Пушкиным: Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт, но и советским поэтом И.Заболоцким : Красавица, дева, дикарка – высокая лебедь плывёт. Родительный падеж множественного числа слова облако у Ф.Тютчева – облак ( совр. облаков): По небу много облак бродит.
Помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает (для стилизации прошлого устаревшими словами широко пользовались, например, А.С. Пушкин , А.К. Толстой и другие писатели)
Иногда устаревшие слова в художественных произведениях используются для создания насмешки, иронии. Мастером употребления архаизмов в таких целях был Салтыков-Щедрин.
Другая функция устаревших слов в современных текстах – придание речи высокого, поэтического звучания (в этой роли выступают преимущественно архаизмы).
Правда, в современной поэтической (а тем более прозаической) речи в такой функции архаизмы встречаются довольно редко. Последним русским поэтом, широко употреблявшим высокие архаизмы, был А.Блок: И в зареве его – твоя безумна младость; Пусть укрыла от дольнего горя утонувшая в розах стена. Довольно часты высокие архаизмы в стихах С.Есенина : Лёгким взмахом белого перста тайны лет я разрезаю воду; Я хочу быть отроком светлым.
Функции историзмов и архаизмов в текстах
Лексико-фонетические архаизмы.
Использование историзмов и архаизмов в повести «Медный всадник
Использование историзмов и архаизмов в повести «Медный всадник
Использование историзмов и архаизмов в повести «Медный всадник»
Функции историзмов в повести «Медный всадник
описание бытовых реалий определенной исторической эпохи;
для придания тексту торжественности;
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова
(от порфир –»пурпурная мантия монарха»)
создавать особый образ
Петрополь, Петербург, Петра творенье позволяет поэту избежать повторов, а также придает дополнительные оттенки смысла в название города.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом…
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пени
И бьясь о гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей
Целью нашей работы являлось выявление функционирования устаревших слов в повести А.С. Пушкина «Медный всадник».
Среди устаревших слов выделяются архаизмы и историзмы.
В повести встречаются историзмы, которые действительно называют утраченные реалии: дворец, челобитчик и пр. Кроме того, историзмы могут употребляться для создания особого высокого образа, придания особой торжественности: порфироносная вдова, пехотные рати. Особенно интересно употребление топонима Петрополь, которая позволяет воспринимать Петербург как наследника греческой культуры и образования.
Под архаичными устаревшими словами понимаются те, которые обозначают реалии быта, не исчезнувшие, но изменившие названия.
В тексте встречаются разные виды архаизмов:
лексико-фонетические (устаревшее слово отличается от современного только звуками): хладный, глава, ужо, подъятый;
лексико-словообразовательные (различия касаются словообразования): сымал, недвижно, сокрыта, обуялый
лексико-морфологические (в современном русском языке формы образуются с помощью других окончаний): сонны, минувши, вороты, оне;
лексико-фразеологические (устаревшая фразеология), нам встретился лишь один пример: трудом доставить независимость и честь;
собственно-лексические (изменилось слово целиком), таких архаизмов большинство: отсель, диво, молвил.
Историзмы и архаизмы используются для придания тексту высокой окраски. Кроме того историзмы называют предметы и явления вышедшие из употребления, для воссоздания колорита той эпохи, а архаизмы употребляются поэтом для сохранения ритма и стихотворного размера, так же рифмы.
Выводы
Голуб И.Б.Стилистика русского языка. М., 1999
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
Пушкин А.С. «Медный всадник». М., 1989
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.,1990.
Шанский И.М. Лексикология современного русского языка. М., 1964..
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.