«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слёзы, почувствуй его боль, споткнись о каждый камень, о который он споткнулся... И только после этого говори, что ты знаешь - как правильно жить!»Семинар для классных руководителей и мастеров производственного обучения «Психологические особенности детей – сирот»
План семинара
1.Дети-сироты – особые дети.
2. Просмотр фильма « Я сюда больше никогда не вернусь»
3. Понятие «депривации». Особенности влияния депривации раннего возраста на психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
4. Подростковый возраст. Слагаемые кризиса подросткового возраста и последствий депривации.
5. Стратегия успеха. Особенности общения педагогов с данной категорией и подростков и юношей.
6. Практическая работа.
Выявление типов взаимодействия педагога с обучающимися.
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома
1.Дети-сироты – особые дети.
Потребности в любви, в эмоциональной привязанности, ласке, радости, простом человеческом счастье – врожденные потребности каждого человека.
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей.
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва семьей.
Почему же дети-сироты считаются особыми детьми,
почему к их воспитанию должен быть особый подход? Попробуем разобраться.
Итак: В раннем детском возрасте
В семье | В детском учреждении закрытого типа |
Мать и отец, присутствуют в процессе общения практически каждый день, а также близкие родственники – возникает эмоциональная привязанность ребенка, его любят, уделяют внимание его развитию и т.д. | Воспитатели, нянечки работают посменно, по этой причине психика ребенка в младенческом и младшем дошкольном возрасте испытывает большие эмоциональные перегрузки, происходит своеобразный ступор в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии |
Внимание ребенка направлено на саморазвитие, т.к есть уверенность в безопасности | Внимание направлено на поиск объекта привязанности, отсутствует уверенность в безопасности. |
|
|
|
|
Ребенок, который волею судьбы остался без попечения родителей,
так и воспитывающийся в неблагополучной семье
испытывает сложные, смешанные чувства.
Что такое смешанные чувства?
Чтобы это понять, обратимся к короткометражному фильму режиссера
Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь»
.И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.
Разлука с семьей, даже неблагополучной,- утрата для ребенка, которая сопровождается процессом
переживания горя.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность.
Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.
Потребность любить и быть любимым естественна для Всякого душевно здорового человека
Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно.
Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу.
а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, и повсюду их разыскивать.
Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
б) Злость. . Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д.
Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело".
Наконец, на приемных воспитателей - как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
в) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями.
. "Почему это случилось со мной?", "Я - плохой ребенок, со мной что-то не так", "Я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали.
С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.
Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей., если его собственные родители умерли.
Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.
г) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями.
Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей.
В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную.
Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности.
Для воспитанников детских домов характерно отставание в следующих областях психического развития:
1. В сфере общения
2. В сфере общения со сверстниками
В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую.
Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «мы»).
Это затрудняет освоение детьми - сиротами социально- ролевых позиций друга, партнера, конкурента.
В эмоционально - волевой сфере
склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик, приподнятое настроение – в угрюмость и агрессию);
пониженным фоном настроения;
бедной гаммой эмоций;
однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
основной направленностью положительных эмоций на получение все новых и новых у довольствий;
чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
непониманием эмоционального состояния другого человека.
неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
4. В самосознании
Развитие всех аспектов самосознания
( познавательного- образ-Я, эмоционального- самооценка, поведенческого - рисунок поведения) имеет определенную специфику.
Для детей - сирот характерно ситуативное, « сиюминутное» проживание жизни.
Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений, в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе.
Трудности социализации детей - сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:
А) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный, асоциальный характер.
Г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль.
Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
В) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
Что же касается возраста наших обучающихся, то психика в период от 14 до 17 лет характеризуется следующим:
Мотивационно-потребностная сфера социальных сирот с переходом от младшего к старшему подростковому возрасту характеризуется возрастанием мотивации, отвечающей принципу удовольствия, в ущерб мотивации, подчиненной принципам реальности и ценности.
Существенной особенностью воспитанников интернатов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого кроется в невозможности для детей, социально выбитых из колеи, использовать свою энергию позитивно
Подводя некоторые итоги, обозначим, что:
особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов:
особенностями психического развития;
условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Работа в творческих группах.
1. Упражнение «Модальность»
– Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома?
«Ты должен хорошо учиться!»,
«Ты должен думать о будущем!»,
«Ты должен слушаться взрослых!».
А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе, обращаясь к подростку.
«Я могу тебя наказать…»,
«У меня есть полное право…»,
«Я знаю, что делать…».
Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!
|
|
«Ты должен хорошо учиться!» | «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!» |
«Ты должен думать о будущем!» | «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» |
«Ты должен уважать старших!» | «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!» |
«Ты должен выполнять требования преподавателей и мастеров !» | «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но в нашем учебном заведении есть определенные правила!» |
|
|
|
|
| |
| |
| |
| |
|
Задание № 2
Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся
По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.
Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. ( ? )
Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. ( ? )
. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги).( ? )
Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец
карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. ( ? )
5 . Ученик стоит, скрестив руки на груди. ( ? )
Задание № 3
1.Скука
2. Нервозность
3. Самоконтроль
4. Неуверенность
5. Недоверие и закрытость,
психологическая защита.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает такую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как
взаимопознание,
взаимопонимание,
взаимоотношение,
взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
сотрудничество;
диалог;
соглашение;
опека;
подавление;
конфликт;
индифферентность;
конфронтация.
Анкета для педагогов
7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление?
8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы?
10. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?
13. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
Номер вопроса | Ответ «+» – да;соответствует типу взаимодействия | Ответ «–» – нет;соответствует типу взаимодействия |
1 | сотрудничество | индифферентность |
2 | подавление | сотрудничество |
3 | ||
4 | сотрудничество | индифферентность |
5 | ||
6 | ||
7 | Подавление | |
8 | подавление | |
9 | сотрудничество | подавление |
10 | индифферентность | |
11 | подавление | |
12 | ||
13 | подавление | сотрудничество |
14 | индифферентность |
И так.
Обучающиеся – сироты
требуют нашего особого внимания!
Доброжелательного, честного и заинтересованного отношения к себе;
2) Необходимо: по возможности снимать комплекс неполноценности и одиночества;
3) Обязательно: содействовать созданию обстановки внимания и комфортности в группе.
Рекомендации семинара
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.