Задачи урока
Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.
Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.
Немного истории
Афанасий Кирхер, монах иезуитского ордена, изучал историю и исследовал живую природу. Он много читал, и от чтения у него ослабли глаза. Кирхер при-обрел «мудрые стекла», как называли тогда очки. Круглое стекло, выпуклое с обеих сторон, для удобства пользования было заключено в оправу с ручкой. Исп-ользуя этот нехитрый прибор, А. Кирхер рассматривал мельчайшие предметы и живые организмы: крошечную соринку, муху, блоху и многое другое.
Однако исследователь не остановился на достигнутом. Он создал другой специ-альный прибор. В один конец трубки вставил обычное стекло, а в другой — двояковыпуклое. Чем сильнее увеличи-вала лупа, которую А. Кирхер вставлял в трубу, тем больше подробностей уда-валось рассмотреть.
06.05.1602 –
27.11.1680
Немного истории
С помощью увеличительных стекол стали создаваться более сложные и мощные увеличительные приборы — микроскопы. Лучшие микроскопы того времени (XVII в.) были у президента Английского Королевского общества Роберта Гука. Рассматривая в микроскоп тонкий срез коры пробкового дерева он увидел, что кора пробкового дерева состоит из мелких ячеек, напоминающих пчелиные соты, или монастырские кельи. Эти ячейки Р. Гук назвал клетками (1665). Позже ученые убедились, что из клеток построены почти все живые существа.
Роберт
Гук
18.06.1635 – 03.03.1703
Немного истории
Освоив ремесло шлифовальщика, Левенгук стал очень искусным и успешным изготовителем линз. Устанавливая свои линзы в металли-ческие оправы, он собрал микроскоп и с его помощью проводил са-мые передовые по тем временам исследования. Линзы, которые он изготавливал, были неудобны и малы, для работы с ними нужен был определённый навык, однако с их помощью был сделан ряд важней-ших открытий. Всего за свою жизнь он изготовил более 500 линз и как минимум 25 микроскопов, 9 из которых дошли до наших дней. Считается, что Левенгук сумел создать микроскоп, позволявший полу-чить 500-кратное увеличение, однако максимальное увеличение, ко-торое можно получить при помощи сохранившихся микроскопов, со-ставляет 275.
Антони ван Левенгук
24.10.1632 – 26.08.1723
Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.
Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз.
Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение.
Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
Как определить увеличение микроскопа?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.