В.Л.Боровиковский Портрет А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.
Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от франц. sentiment– чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
Особенности литературного направления
Резко противопоставляется деревня (символ естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты)
Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки).
Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь.
Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь.
6. Основная тематика произведений – любовная лирика и проза.
Черты литературного направления
уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке (у классицистов – «порок» и «добродетель»);
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
идеализация патриархального быта.
основные черты двух направлений в литературе
Основные черты | Классицизм | Сентиментализм |
Основной пафос | культ разума | культ чувства |
Взаимоотношения личности и государства | человек-гражданин, интерес к государственным деятелям | приоритет личной жизни, интерес к простому человеку |
Изображение героя | внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера | внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера |
Авторская позиция | объективность повествования | субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции |
Ведущие жанры | ода, трагедия, комедия | повесть, дневник, письма, песня, романс |
Роль литературы | поучать, воспитывать | сострадать, пробуждать лучшие чувства |
Нормированность | строгие правила | нарушение норм; культ природы; элементы психологизма |
65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.
Однако поза императрицы полна достоинства. Сдержанным и величественным жестом она указывает на памятник своих побед – Чесменскую колонну, напоминающую зрителю о победе русского флота в Чесменском сражении в 1770 г.
В.Л.Боровиковский.
Екатерина II в Царкосельском парке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.