Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")
Оценка 4.8

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Оценка 4.8
pptx
23.12.2024
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")
Мысль семейная по роману Господа Головлевы.pptx

Мысль семейная» (по роману М.Е

Мысль семейная» (по роману М.Е

«Мысль семейная»
(по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Иркутской области.

Мысль семейная» - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу?

Мысль семейная» - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу?

«Мысль семейная»

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эту фразу?
О чем мы будем сегодня говорить?

- Что такое семья?

Проблемные вопросы к теме урока:

В чём гениальность этого романа?
Какие проблемы ставит автор?
Как он их решает?

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Игра «Угадай семью» (по изученным ранее произведениям)

Игра «Угадай семью» (по изученным ранее произведениям)

Игра «Угадай семью»  (по изученным ранее произведениям)

А) семья богатого дворянского рода. Живут, как хотят: едят, пьют, спят. Их идеал – «безмятежность и покой». Семью не привлекают ни светские успехи, ни карьера. Члены семьи боятся внешнего мира.

Б) в семье живут сын, отец, дядя. Это аристократы. Сын и отец очень любят друг друга, но между ними есть некоторые разногласия, которые можно назвать проблемами отцов и детей. Все же они понимают друг друга. К настоящему труду не способны.

В) в семье нет духовного родства, есть только боязнь, страх, презрение друг к другу, равнодушие. Хотя членов семьи много, настоящей семьи нет. Главное, что ценится в этой семье – богатство, при помощи которого один властвует над другим.

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”

Произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”

Произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание.

- Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Сегодня мы разберемся в этом вопросе.

Формула семейного счастья (по Бегенеевой

Формула семейного счастья (по Бегенеевой

Формула семейного счастья (по Бегенеевой Т.П.)= любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…
- Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых?

- Какие дети выросли в этой семье?

- Какие чувства они питали к своим
Родителям и друг к другу?

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Арина Петровна полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь

Арина Петровна полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь

Арина Петровна

полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь.

Рассказ ученика.

Владимир Михайлович Рассказ ученика

Владимир Михайлович Рассказ ученика

безалаберный, бездельник, озорной характер, сочинял «вольные стихи», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка»

Владимир Михайлович

Рассказ ученика.

Степан Владимирович Стёпка-балбес,

Степан Владимирович Стёпка-балбес,

Степан Владимирович 

Стёпка-балбес, Стёпка-озорник, шут, приживал, постылый, даровитый малый, впечатлительный, умный человек.

И перед ним единственная роковая дорога- в родное, но постылое Головлёво, на поклон к матери. Постылый идёт по головлёвской земле, по той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым, постылого же вновь принимает в своё лоно.

Хорошо, что есть сын Степа. Плохо то, что это «Степан-балбес», «Степан-озорник». Уже в детстве получает от матери печать: весь в отца пошел, пустышка, ничего путного не сделает, ласки и добрых чувств не достоин. А вот подстраховаться надо. Чтобы не сел Степка на шею, не докучал своим присутствием, бросим ему «кусок» в Москве – дом для проживания и устроения полной своей самостоятельности. И слово дадим напутственное: больше ни на что не рассчитывай, прогуляешь – сам себя казни, пенять не на кого будет. Проиграл, пропил, прогулял.

Рассказ ученика.

Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое

Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое

- Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”.

Павел Владимирович При жизни никто не обращал внимания на

Павел Владимирович При жизни никто не обращал внимания на

Павел Владимирович 

При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимировичча, с смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо».

- Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.

Рассказ ученика.

Анна Владимировна не оправдала надежд матери, бежала без благословления матери с корнетом, мать «выбросила ей кусок»

Анна Владимировна не оправдала надежд матери, бежала без благословления матери с корнетом, мать «выбросила ей кусок»

Анна Владимировна 

не оправдала надежд матери, бежала без благословления матери с корнетом, мать «выбросила ей кусок»

Большие надежды возлагала Арина Петровна на дочь Анну – женщина женщине глаз не выклюет. Вырастит – хозяйкой будет, мужиков пасти станет. Увы, Аня отправилась дорогой сладострастия, сбежала с корнетом Улановым. Сначала все шло неплохо, только без родительского благословения (а ведь был официальный брак!) и без денежной помощи властной Арины Петровны. Дочери появились – Аннинька и Любинька. Быстро остались сиротами, потому что корнет сбежал, мать Аннушка умерла

Рассказ ученика.

Порфирий Головлёв Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец»

Порфирий Головлёв Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец»

Порфирий Головлёв

Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец».

Рассказ ученика.

Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность , вкоренившееся в натуру

Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность , вкоренившееся в натуру

Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, вкоренившееся в натуру Головлёвых пустословие, бузудержная погоня за капиталом), но самый главный беспощадный диагноз этой болезни – непригодность к какому-либо делу, труду, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Головлёвских господ губит сам уклад жизни с его праздностью, сытым бездельем, паразитизмом, стремлением к собственности.

Какова причина головлёвского вымирания?

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Автор стремится показать запоздалое прозрение , наступающее у

Автор стремится показать запоздалое прозрение , наступающее у

Автор стремится показать запоздалое прозрение, наступающее у Арины Петровны, за её ханжество, “…наконец она села и заплакала. Слёзы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы…”.
Она только сейчас осознала, что означал взгляд Иудушки “будто петлю накидывает”, и он действительно накидывает её на всех представителей рода Головлёвых. Слишком поздно убедилась Арина Петровна в жестокости любимого Порфиши.

Наступило ли прозрение у героев? Стр 73-74

Запоздалая совесть вернулась и к

Запоздалая совесть вернулась и к

Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Анниньке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!”

Стр. 299

А что Порфирий Владимирович? Изменился ли он в конце романа?

Автор не мог допустить примирения со злом

Автор не мог допустить примирения со злом

Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы.

Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее…

Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее…

Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое.

- Перед нами предстали по своей сути трагические картины разрушения семьи Арины Петровны Головлёвой. Оправдался её вопль, регулярно появляющийся на страницах романа: “Для кого я припасала!”

Какой вывод мы сделаем для себя?

Какой вывод мы сделаем для себя?

- Какой вывод мы сделаем для себя?

Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила

Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила

Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.

Подведем итоги: Построй цепочку

Подведем итоги: Построй цепочку

Подведем итоги:

Построй цепочку. Если детей не приучать добру, то …

Вывод урока: Семейное согласие дороже всего (пословица)
Ты рожден человеком, но человеком надо стать! (А.Сухомлинский)

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")

Спасибо за работу! Вы молодцы!!!

Спасибо за работу! Вы молодцы!!!

Спасибо за работу!

Вы молодцы!!!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2024
Посмотрите также: