Презентация к уроку по русскому языку: "Какими бывают лексические значения слов"
Оценка 4.6

Презентация к уроку по русскому языку: "Какими бывают лексические значения слов"

Оценка 4.6
docx
23.11.2020
Презентация к уроку по русскому языку: "Какими бывают лексические значения слов"
2в.какими бывают лекс знач слов.docx

Конспект учебного занятия

по русскому языку

во 2 «В» классе

Тема: Какими бывают лексические значения слов

                              студентки 403 группы

Панибратенко Олеси Николаевны

Урок будет выдан: 6.10.2020

Школа: МБОУ СОШ №120

 

 

 

 

 

Учитель: Демидова Алла Викторовна

Методист: Бороздина Ксения Александровна

 

 Новосибирск, 2020

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

Класс: 2 «В».

Тема урока: «Какими бывают лексические значения слов».

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Какими бывают лексические значения слов».

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.        Формировать представление о том, какими бывают лексические значения слов.

2. Формировать умение определять лексические значения слов.

Предметные:

1.      - Учащиеся научатся определять какими бывают лексические значения слов.

- Учащиеся получат возможность понимать какими бывают лексические значения слов.

2. - Учащиеся научатся различать синонимы и антонимы.

- Учащиеся получат возможность научиться определять многозначность слов.

 

Развивающие:

1.        Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.

 

 

2.        Формировать умение анализировать, осуществлять обобщение, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

 

 

3. Формировать умение владеть диалогической формой речи и учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, осуществлять обобщение.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

- Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитательная:
Формировать интерес к изучению  темы: «Какими бывают лексические значения слов»

Личностные:

- У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Какими бывают лексические значения слов»;

- У учащихся может быть сформировано умение различать лексическое значение слов.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник по русскому языку, 2 класс, 1 часть.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА:

 

Этапы урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Здравствуйте, меня зовут Олеся Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Запишите в тетрадях число и классная работа.

Приветствуют.

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самооценка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Словесный (беседа)

- С чего мы всегда начинаем урок русского языка?

- Посмотрите в окно, какое сейчас время года? (на слайде: ос_нь).

- Какую букву вставим? Как проверить?

-Эту букву мы и пропишем на минутке чистописания.

 

 

-Что такое слово?

 

 

 

-Что такое лексическое значение слов?

 

-Как мы можем узнать лексическое значение слова?

- с мин. чистописания.

 

Осень.

 

 

 

- Е, осенний.

 

 

Прописывают заглавную и прописную букву е по очереди.

 

-То, что называет предметы, действия, явления, признаки

Прямое значение слова; то, что слово обозначает.

-Посмотреть в толковом словаре.

 

 

П: формулирование познавательной цели.

К: использовать речь для регуляции своих действий.

 

3.Проблемное объяснение нового знания.

Наглядный, словесный

Откроем учебник на с.66, что мы будем сегодня изучать?

-Отгадайте загадку:

Чок-чок-чок!

Рос на ветке сундучок.

Сундучок не простой,

Сундучок костяной.

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт,

На зубок он попадёт.

№1. Что нового можно узнать о значении слова орех?

-Какие у него есть значения?

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, может ли это слово употребляться в переносном значении?

-Что значит «эта задача – крепкий орешек?»

-Что еще можем узнать про слово орех?

 - Теперь мы знаем, что ОРЕХОМ называют и растение, и плод со скорлупой разных видов орехов;

-Значит какой можем сделать вывод?

Какие бывают лексические значения слов.

 

 

 

 

 

 

-Орех.

 

 

 

 

-Многозначное слово.

 

- плод со съедобным ядром и твёрдой скорлупой; кустарник, на котором созревают орехи.

 

 

 

 

-Её не так просто решить.

-Может употр.с синонимами и антонимами.

 

 

 

 

В русском языке у слова может быть несколько разных значений.

 

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Наглядный, словесный, практический

 

 

 

 

 

(На слайде две записи:

1.Расколов прочную скорлупу ореха, доберёшься до вкусного ядрышка.

2.Досталось же нам на орехи (отругали, наказали).)

Подумайте, в каком случае слово орех употреблено в прямом смысле (то, что оно означает, т.е. лексическое значение), а в каком случае в переносном.

-Что означает слово орех в переносном значении, как вы думаете?

Орехи – одно из любимых лакомств детей, еще с доисторических времен. Орехи в далекие времена стоили очень недорого. Потому обычным подарком отца семейства, вернувшегося с заработков, была пара копеек детишкам на орехи. А если дети в отсутствие отца вели себя плохо, то мать многообещающе говорила: "Уж вернётся отец, так будет вам на орехи! Таких орехов калёных всыпет, вовек не забудете". Поэтому выражение "на орехи" стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого».

-На доске даны слова, подберите и запишите к ним антонимы.

-На какой вопрос они отвечают?

-Каково их общее значение?

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1 -прямое,2-переносное.

 

 

 

 

 

-Отругали, наказали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписывают.

 

 

-Какой.

 

- Обозначают размер какого-нибудь предмета..

 

К: использовать речь для регуляции своих действий.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Самоопределение

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону.

Практический, словесный

-№2.Выпишите слова в 2 столбика: 1ст-маленький, 2ст-большой.

-Можем ли мы подобрать к этим словам синонимы?

Выпишите самостоятельно.

-Какие синонимы вы подобрали к слову маленький? Большой?

Обменяйтесь тетрадями для проверки.

Выписывают.

 

 

 

-Да.

 

 

 

 

Перечисляют.

 

 

 

 

 

 

К: использовать речь для регуляции своих действий.

 

 

6.Включение новых  знаний в систему знаний и повторение.

 

Словесный, практический

С.68,№5. (читаю текст)

-Почему девочка задала такой вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Значит молния - это какое слово?

№6. Посмотрите на картинки. Что изображено?

-Что объединяет значения многозначного слова молния?

-Во всех этих случаях молния имеет какое значение?

-Значит, как мы можем понять, что эти слова многозначные, что у них общего?

-Да, многозн слова имеют общий компонент в лексическом значении.

-Составь и запиши предложение со словом МОЛНИЯ в прямом значении.

-Какие предложения вы записали?

(На слайде крыло птицы и самолёта)

-Что изображено на обеих этих картинках?

-Значит, что мы можем сказать про это слово?

-Какой здесь общий компонент?

(На слайде ежик, игла швейная, иголки ёлочные).

-А здесь какое многозначное слово?

-Какой общий компонент?

Девочка подумала, что папа говорил про застежку "молния". Именно поэтому она удивилась тому, что на рисунке нет куртки. Папа же имел ввиду молнию, которая появляется на небе во время грозы.

-Многозначное.

 

-Молния.

 

 

Отвечают.

 

 

 

-Рассекать.

 

 

-У них есть общий компонент, компонент сходства.

 

 

 

На небе сверкала молния.

 

 

 

 

 

 

-Крыло.

 

-Оно многозначное.

Летать.

 

 

 

 

-Игла.

 

-Колючесть.

 

 

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Р: осуществлять контроль.

 

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный

 -Какую тему мы сегодня изучили?

 

-Какими бывают лексические значения слов?

-Как называются слова, близкие по лексическому значению?

-Противоположные?

-Давайте оценим, как вы сегодня работали на уроке. У вас на партах лежит квадратик. Закрасьте его зеленым, если хорошо всё усвоили; желтым – надо ещё поработать дома; красным – не понял тему урока.

Какими бывают лексические значения слов.

Однозначными, многозначными

 

-Синонимы.

 

 

 

-Антонимы.

 

К: владеть диалогической формой речи.

Р: рефлексия способов и условий действий

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

 


 

Конспект учебного занятия по русскому языку во 2 «В» классе

Конспект учебного занятия по русскому языку во 2 «В» классе

Технологическая карта урока Предмет: русский язык

Технологическая карта урока Предмет: русский язык

Воспитательная: Формировать интерес к изучению темы: «Какими бывают лексические значения слов»Личностные: -

Воспитательная: Формировать интерес к изучению темы: «Какими бывают лексические значения слов»Личностные: -

Эту букву мы и пропишем на минутке чистописания

Эту букву мы и пропишем на минутке чистописания

Какие у него есть значения? -Как вы думаете, может ли это слово употребляться в переносном значении? -Что значит «эта задача – крепкий орешек?» -Что еще…

Какие у него есть значения? -Как вы думаете, может ли это слово употребляться в переносном значении? -Что значит «эта задача – крепкий орешек?» -Что еще…

Подумайте, в каком случае слово орех употреблено в прямом смысле (то, что оно означает, т

Подумайте, в каком случае слово орех употреблено в прямом смысле (то, что оно означает, т

Поэтому выражение "на орехи" стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого»

Поэтому выражение "на орехи" стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого»

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

С оставь и запиши предложение со словом

С оставь и запиши предложение со словом

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2020