Дорогие, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том,
что такое дружба, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце урока составим «Законы дружбы».
- А сейчас послушайте отрывок из замечательного стихотворения:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
С.В.Михалков
Ребята, дружба-это умение помогать другим людям, прислушиваться
к их мнению и советам. Жил такой умный человек, который собирал русские слова и объяснял их значение, а потом выпустил книгу и назвал ее - «Толковый словарь» (показать словарь)- это Сергей Иванович Ожегов, он говорил, что «Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах»
- А есть у вас в классе верный друг?
- Что вам нравиться в вашем друге?
- За что вы иногда обижаетесь на друга?
- Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?
- А может у человека быть несколько друзей?
- Молодцы! Действительно у человека может быть много друзей.
- А кто-нибудь из вас знает стихотворение о друге?
Другу всегда помогу я в беде
С другом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не придам
Даже игрушку свою ему дам.
А сейчас прочитайте замечательное, доброе стихотворение Валентины Александровны Кошелевой.
А разве друга надо звать,Когда темно в пути,Когда дороги не узнатьИ нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,Когда при солнце — ночь,Да разве не увидит он,Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,Когда такое вдруг!Но… если друга надо звать —То вряд ли это друг…
Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Вот некоторые из них:
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Вы молодцы. Все пословицы и поговорки поняли и объяснили правильно.
-Как жил бы человек без друзей? Какие поступки совершал? Неизвестно.
- Без друзей очень трудно жить человеку, потому что ему одиноко.
Многие поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы о дружбе, а сейчас прочитаем рассказ Евгения Андреевича Пермяка «Надёжный человек». Рассказ Евгения Пермяка «Надёжный человек» - это поучительная история о том, что настоящий друг всегда протянет руку помощи и поможет справиться с любыми невзгодами.
Евгений Андреевич Пермяк
(настоящая фамилия Виссов, 1902 — 1982) — русский писатель, драматург.
К жанрам детской литературы начал активно обращаться после Великой Отечественной войны. Был известен, как автор сказок и поучительных коротких рассказов.
«Я – это книги. И именно по ним меня должны знать и судить. Только по книгам писатель занимает свое место в истории. Его могут возвеличить или низвергнуть. А все остальные статейки – это всего лишь ветерок, который к тому же изменчивый»
Все произведения Евгения Пермяка имеют определенные особенности. Во-первых, как уже говорилось выше, многие повести и рассказы учат труду и любви к своей профессии. Во-вторых, нет фантастических сюжетов. Даже в сказках автор используются вполне реалистичные ситуации, которые окружают людей в повседневной жизни. И в-третьих, все произведения написаны выразительным, ярким языком, и они трогают читателя до глубины души.
Евгений Пермяк скончался в Москве 17 августа 1982 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.
1. Словарная работа.
Лётчик-испытатель- тот, кто производит проверку, испытание самолёта.
Хворать - быть больным, переносить какую - нибудь болезнь.
Настойчивый - упорный твёрдый в достижении чего-нибудь.
Впрягаться (в сани).
2. Направленное чтение текста.
Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам рассказ? Чем?
Кто из действующих в рассказе лиц вам понравился? Почему?
3. Психологическая разминка.
-А вы на месте Андрюши как бы отнеслись к соседке?
Это мы сейчас проверим. ( Большой прямоугольник, а посередине маленькая точка). Что вы видите на рисунке?
Настоящая картина такова: «Большое белое пространство с маленькой точкой посередине.» Но многие ответили: «Я вижу чёрную точку.» Такой ответ может объяснить причину многих наших проблем. Она состоит в том, что во многих проявлениях жизни мы видим только «чёрную точку», не замечая то белое, что её окружает. То есть нам гораздо легче увидеть в других его недостатки и слабости, а не то хорошее, что обязательно есть в каждом человеке.
- Как бы вы озаглавили 1 часть?
1. ВРАЖДЕБНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОСЕДКЕ.
Работа по 2 части.
-Расскажите о том, как Андрюша «воспитывал» в Асе смелость?
-Чувствовал ли мальчик себя виноватым? Прочитайте.
-Какие слова учительницы заставили Андрюшу задуматься над своим поступком?
-Прочитайте их. Как вы это понимаете? Озаглавьте 2 часть.
2. «КТО КАК УМЕЕТ, ТОТ ТАК И ПОМОГАЕТ РАСТИ СВОИМ ТОВАРИЩАМ»
Работа над 3 частью.
-Как Анна Сергеевна помогла Андрюше стать по настоящему сильным мальчиком?
-Что рассказала мальчику его учительница? Прочитайте.
Озаглавьте 3 частью
3. ИСТОРИЯ УЧИТЕЛЬНИЦЫ.
Работа над 4 частью.
-Изменился ли Андрюша после разговора с Анной Сергеевной? Как? Прочитайте. Озаглавьте 4 часть.
4. «НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
-Докажите, что Андрюша стал для Аси настоящим другом.
-Чему учит этот рассказ? Идея?
Фантазирование.
- Давайте представим, что мы писатели и нам предложили написать продолжение этот рассказа. Каким вы видите продолжение?
Евгений Васильевич Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Евгений Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
Каждая сказка Е. В. Клюева – это миниатюра, этюд, зарисовка. В них изображаются самые обыкновенные предметы или кратковременные явления, оказавшиеся в нестандартной ситуации или в переломный момент существования. Автор будто ухватывает мгновение и продляет его на время сказки. Это и заблудившийся Воздушный Поцелуй, решившая попутешествовать Улыбка и пр. В целом можно сказать, что персонажи сказок Клюева – преимущественно неодушевлённые вещи. Герои могут чувствовать: беспокоиться, любить, гордиться собой, уставать, а также думают о жизни, своём предназначении. Идея о том, каждая вещь для чего-то нужна, ничего просто так не появляется, идея присутствует во всех циклах сказок Клюева. Автор показывает своих персонажей в переломный момент бытия, когда они задумываются о жизни и о своём назначении, когда им нужно решить некие нравственные проблемы.
Это так Указка-Которая-Знала-Всё сама про себя говорила:я, дескать, указка, которая знает всё.Сперва, когда она во всеуслышание что-нибудь подобное заявляла, ей не верили и не обращали на её слова никакого внимания. А потом стали смеяться над ней…Но в один прекрасный день смеяться надоело — тогда-то к указке и пристало это насмешливое прозвище:Указка-Которая-Знала-Всё.
УКАЗКА, КОТОРАЯ ЗНАЛА ВСЁ
сказка Евгения Клюева
Сказочник Клюев заботится о том, чтобы его читатель, особенно самый маленький, научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей, которые и не люди вовсе, а предметы, просто оживленные: Вторая Половинка Красного Кирпича, Спичечный – Коробок – с - Единственной - Спичкой, Зеленый Листок Неизвестного Растения. Через их истории автор старается, как говорил Чуковский, «укрепить в душе детей способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек».
Молодцы, мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
Я познакомился…Я узнал…Я понял…
– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.
С. 18 (учебник)
Итог урока
Кто такой друг?
Каким должен быть настоящий друг?
Продолжите:
Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …
Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …
Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?
Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.
Упражнение «Фонтан Дружбы»
- Я предлагаю вам закончить занятие, построив фонтан Дружбы, который отражал бы силу взаимопомощи друзей.
Время на построение фонтана 3 -5 минут. Полученную скульптуру фотографируют. (Педагог благодарит всех за работу.)
Информационные источники
Фон https://img-fotki.yandex.ru/get/9314/134091466.af/0_c663f_e35bdfc1_S
Уголок https://img-fotki.yandex.ru/get/9813/134091466.28a/0_12b780_74b8d0e9_S
Бабочка https://img-fotki.yandex.ru/get/9823/134091466.154/0_ea712_383af3b2_S
https://www.labirint.ru/reviews/goods/38900/
https://www.livelib.ru/author/27476-evgenij-klyuev
https://24smi.org/celebrity/112467-evgenii-kliuev.html
https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-permjaka/
https://moreskazok.ru/biografii/4595-permyak-evgenij-andreevich.html
https://schoolfiles.net/1638369
https://рассказы.дети/сказки/евгений-пермяк/4792-евгений-пермяк-рассказы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.