Презентация к уроку«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

  • ppt
  • 18.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обобщающие слова при однородных членах предложения.ppt

ТЕМА урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Цель урока:

продолжить работу над разбором предложений с однородными членами, обобщающими словами.
Задачи урока:
Развивающая :продолжить вырабатывать умения и навыки по расстановке знаков препинания между однородными членами предложения.
Воспитательная :воспитывать любовь к русскому языку и родной природе.

Путешествие на остров

Пока корабль совершает свое путешествие, мы займемся повторением изученного материала.

Матросы корабля выловили в море бутылку с запиской.

Всем ,кто это найдет. Мы очень надеемся, что записка попадет в хорошие руки, и вы сжалитесь над нашей судьбой и поможете нам выбраться из плена коварного злодея, который захватил нас и царицу Грамматики и вот уже несколько дней держит на необитаемом острове. Победить его сможет только тот, кто смел и умен. Если вы согласны, вот вам карта этого острова.

Орфографическая пятиминутка

Спишите, раскрывая скобки. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании.

(Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; (не)где было играть; (ни)чем (не)интересуется; (ни)где (не)смог побывать.

Задание выполнено верно, и поэтому появилась лодка.

Плывите к следующему заданию .

Задание для команды: спасти царицу грамматики.

Запишите предложения из упр.285
1ряд и 3 ряд : (1 и 2 предложения),
2 ряд : (3 и 4 предложения).

Проверьте себя

1 и 3 ряд:
1) Из-за тумана не было видно ничего: ни впереди идущего буксира, ни берега. 2)Спортивная арена, плавательный бассейн, спортивные площадки – все вызывало восхищение посетителей стадиона.
2 ряд:
3) На вокзале меня никто не встретил: ни друзья, ни родные.
4) Я побывал всюду: в музеях и театрах, в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке.

Вспомните, какими словами может быть выражено обобщающее слово.
Приведите примеры.

На пути появляется препятствие -темный, непроходимый лес.

Запомни!

Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, нигде, никогда.
Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.

Мы с вами уже у цели. И теперь каждый из вас еще должен поработать самостоятельно, чтобы открылись ворота замка.

Получение письма

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите однородные члены .



Спишите предложения, выделите однородные члены и постройте схему.

В произведениях многих русских писателей- классиков Гоголя Тургенева Л.Толстого изображена жизнь крестьян.

В майские дни повсюду на улицах площадях бульварах и в скверах можно было видеть толпы людей.

1 вариант

В майские дни повсюду: на улицах, площадях, бульварах и в скверах- можно было видеть толпы людей.

:

,

,

и

-

2 вариант

В произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголя, Тургенева, Л.Толстого, Чехова- изображена жизнь крестьян.

:

,

,

,

-

….

Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России. …Есть у земли какие-то свои тайны.

Итог урока

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.
Двоеточие ставится: после обобщающего слова перед однородными членами.
Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стог сена.

Итог урока

Тире:
После однородных членов перед обобщающим словом.
Стол, кресло ,стулья-все стояло в беспорядке.
2. После однокоренных членов, если впереди них есть обобщающее слово , а предложение не закончено.
Везде: на деревьях, стогах, домах- лежал снег.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Все в лесу может обернуться сказкой».
Возможные вступления сочинения:
Вообще все в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками,- все это может обернуться сказкой.
На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник… походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря.

Мы с вами совершили увлекательное путешествие и поняли, что сила знаний очень велика.

Попутного ветра вам!
Счастливого пути!