Цель урока:
продолжить работу над разбором предложений с однородными членами, обобщающими словами.
Задачи урока:
Развивающая :продолжить вырабатывать умения и навыки по расстановке знаков препинания между однородными членами предложения.
Воспитательная :воспитывать любовь к русскому языку и родной природе.
Путешествие на остров
Пока корабль совершает свое путешествие, мы займемся повторением изученного материала.
Матросы корабля выловили в море бутылку с запиской.
Всем ,кто это найдет. Мы очень надеемся, что записка попадет в хорошие руки, и вы сжалитесь над нашей судьбой и поможете нам выбраться из плена коварного злодея, который захватил нас и царицу Грамматики и вот уже несколько дней держит на необитаемом острове. Победить его сможет только тот, кто смел и умен. Если вы согласны, вот вам карта этого острова.
Орфографическая пятиминутка
Спишите, раскрывая скобки. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании.
(Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; (не)где было играть; (ни)чем (не)интересуется; (ни)где (не)смог побывать.
Задание для команды: спасти царицу грамматики.
Запишите предложения из упр.285
1ряд и 3 ряд : (1 и 2 предложения),
2 ряд : (3 и 4 предложения).
Проверьте себя
1 и 3 ряд:
1) Из-за тумана не было видно ничего: ни впереди идущего буксира, ни берега. 2)Спортивная арена, плавательный бассейн, спортивные площадки – все вызывало восхищение посетителей стадиона.
2 ряд:
3) На вокзале меня никто не встретил: ни друзья, ни родные.
4) Я побывал всюду: в музеях и театрах, в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке.
Вспомните, какими словами может быть выражено обобщающее слово.
Приведите примеры.
На пути появляется препятствие -темный, непроходимый лес.
Запомни!
Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, нигде, никогда.
Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Мы с вами уже у цели. И теперь каждый из вас еще должен поработать самостоятельно, чтобы открылись ворота замка.
Спишите предложения, выделите однородные члены и постройте схему.
В произведениях многих русских писателей- классиков Гоголя Тургенева Л.Толстого изображена жизнь крестьян.
В майские дни повсюду на улицах площадях бульварах и в скверах можно было видеть толпы людей.
1 вариант
В майские дни повсюду: на улицах, площадях, бульварах и в скверах- можно было видеть толпы людей.
:
,
,
и
-
…
2 вариант
В произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголя, Тургенева, Л.Толстого, Чехова- изображена жизнь крестьян.
:
,
,
,
-
….
Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России. …Есть у земли какие-то свои тайны.
Итог урока
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.
Двоеточие ставится: после обобщающего слова перед однородными членами.
Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стог сена.
Итог урока
Тире:
После однородных членов перед обобщающим словом.
Стол, кресло ,стулья-все стояло в беспорядке.
2. После однокоренных членов, если впереди них есть обобщающее слово , а предложение не закончено.
Везде: на деревьях, стогах, домах- лежал снег.
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Все в лесу может обернуться сказкой».
Возможные вступления сочинения:
Вообще все в лесу: каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками,- все это может обернуться сказкой.
На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник… походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.