Презентация к ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

  • Научно-исследовательская работа
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное образование
Иконка файла материала Клепикова.pptx

Формирование доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников

Объект – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Предмет – доброжелательные отношения и навыки общения детей старшего дошкольного возраста

Цель – обосновать необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью ее теоретического обоснования.
Выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников.
Разработать тематический период по теме и апробировать его в практике работы с детьми старшей группы в МБДОУ № 4 «Ивушка» с. Леонидово
Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать формированию доброжелательности, развитию навыков общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования доброжелательных отношений и навыков общения старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста
1.2. Коммуникативные трудности в общении детей
1.3. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками
1.4. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений старших дошкольников
1.5. Краткие выводы по 1 главе
Глава 2. Описание опыта практической работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы на констатирующем этапе
2.2. Описание работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы
2.3. Организация работы на контрольном этапе
Заключение
Список литературы
Приложение

Организация работы на констатирующем этапе
Задачи констатирующего этапа:

Методы исследования

1. Наблюдение

2. Игра «Секрет»

3. Беседа с воспитателем

Таблица 1. План работы на констатирующем этапе исследования

Дата

Содержание деятельности

Цель

21.03.2017г.

Диагностика наблюдения по методике Т.А.Владимировой

Выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

22.03.2017г.

Игра «Секрет» по методике Т.А.Репиной

Определить социальный статус детей в группе, особенностей межличностных взаимоотношений.

23.03.2017г.

Беседа с воспитателем

Выяснить влияние проблемы коммуникативного общения у детей старшей группы

Критерии сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

«Поликлиника»

№ п/п

Взаимодействие со
сверстниками в игре

Знание норм поведения и
использование положительных
форм в общении со
сверстниками

Проявление нравственных чувств

Баллы

Уровень

1

2

1

4

Низкий

2

3

2

8

Высокий

3

1

4

Низкий

4

2

1

5

Средний

5

6

Средний

6

1

3

Низкий

7

3

9

Высокий

8

2

1

5

Средний

9

1

4

Низкий

10

Низкий

11

3

2

8

Высокий

Результаты %

27%

9 %

27%

Высокий %

54%

27%

37 %

Средний %

19%

45%

54%

45%

Низкий %

Таблица 3. Результаты диагностики уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017)

Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)

Таблица 4. Матрица «Выборы»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

∑ с.в

∑ в.в

1

+

+

+

3

1

2

+

+

2

3

+

-

4

+

+

+

1

5

+

+

6

+

+

0

7

+

+

+

1

8

+

+

9

+

+

+

10

+

+

+

0

11

+

∑ n.в

2

5

3

2

0

5

2

3

5

33

8

Рис. 2. Социограмма «Выборы»

Мальчики

Девочки

Рис. 3. Диаграмма «Социальный статус» детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)

Задачи формирующего этапа:

Разработать тематический период–«Дорогою добра»

Включить воспитанников старшей группы «Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» с. Леонидово в образовательную деятельность по реализации тематического периода

Тематический период «Дорогою добра»

Вид

Познавательно-игровой

Тема

«Дорогою добра»

Продолжительность

3 недели

Программные задачи

Цель: создать предпосылки для формирования доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей; Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения;
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Название и форма итогового мероприятия:

Игра – путешествие «Идем дорогою добра»

Участники:

Дети, воспитатель, родители.

Неделя

ООД

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность ребенка в центрах развития

Взаимодействие с родителями

1 неделя

ООД «Дарите людям доброту».
Цель: Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих.
ООД «О друзьях и дружбе»
Цель: способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.
Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях. Формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций.

Беседа с детьми «Поговорим о доброте». Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызывать стремление совершать добрые поступки, формировать позитивный образ своего «Я».
Чтение художественной литературы: «Старик сажал яблони»
Экскурсия на «Почту»
Цель: воспитывать культуру общения старших дошкольников.

Игра «Пиктограммы» определить насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
Просмотр мультфильма «Просто так»
Игра «Круг радости» установить эмоциональный контакт.
Д/и: «Кто дружит с деревом».
Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Игровое упражнение «Будь внимательным»



Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

2 неделя

ООД «Пусть добрый будет ум у вас и сердце умным будет»
Цель: оценивать поступки других; учить сопереживать, делать добро, учить состраданию другим.
ООД «Доброта спасет мир»
Цель: воспитывать у детей чувства доброты и отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу.

Д/ игра: «Ступеньки доброты» - научить детей узнавать плохих и хороших героев сказок, анализировать их поступки и расставлять на лесенке по высоте совершения ими добрых дел.
Чтение художественной литературы: «Вовка добрая душа»
Игровое упражнение «Добрые эльфы» закрепить представления о культуре отношений между людьми
Беседа с детьми «Что такое дружба»
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Чтение литературы «Как светлячок друга искал»

С/Р игра «Почта» -
Создать условия для совместной игры, развивать умение детей разворачивать сюжет.
Игра «Ожившие игрушки» - научить детей вживаться в образ.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Просмотр мультфильма «Подарок для слабого»
Проблемная ситуация «Мама пришла с работы поздно» - активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации.
Рисунки веселых и радостных человечков ( с опорой на схемы эмоций).




Оформление фотовыставки «Нет в мире ничего важней улыбки»

3 неделя

ООД С/Р игра «Больница»
Цель: развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников;
ООД «Идем дорогою добра»
Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знания правил вежливого общения, стремление детей совершать добрые поступки.

Д/и: «Оцени поступок» - Учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей.
Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Экскурсия в кабинет медсесры детского сада
Беседа «Эти добрые словечки»
Прививать детям манеры доброго, вежливого общения, как со взрослыми, так и со сверстниками;
Чтение литературы: «Птичка-мать»
С/Р игра «Космос»

Просмотр мультфильма Смешарики «Быть вежливым»
С/Р «Магазин» - формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми.
С/ Р «Библиотека. Книжкина больница» - учить детей делать добрые дела.
Сочинение историй «Добрая сказка»
Ситуация «Настоящая помощь» - формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.



Консультация «Общение старшего дошкольника со сверстниками»


Беседы: «Что такое дружба», «Поговорим о доброте»,
«Эти добрые словечки»

С/Р игры: «Магазин»,«Почта», Библиотека – Книжкина больничка»

С/Р игра «Космос»

Экскурсия на «Почту»

ООД: «Дарите людям доброту»,
«Доброта спасет мир»

ООД: «О друзьях и дружбе»,
«Пусть добрый будет ум у вас и сердце добрым будет»

Д/игры: «Оцени поступок», «Ступеньки доброты»,
«Кто дружит с деревом»

Игровые упражнения и ситуации: «Добрые эльфы», «Круг радости», «Ожившие игрушки» и т.д.

Чтение худ.литературы: Старик сажал яблони», «Как светлячок друга искал», «Птичка мать», «Вовка - добрая душа»

Фотовыставка «Нет в мире ничего важней улыбок»

Консультация:
«Игра дело серьезное. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

Игра-путешествие «Идем дорогою добра»

Задачи контрольного этапа:

Выявить динамику уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы

Систематизировать и оформить методическое сопровождение тематического периода «Дорогою добра» для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Взаимодействие со
сверстниками в игре

Знание норм поведения и
использование положительных
форм в общении со
сверстниками

Проявление нравственных чувств

Баллы

Уровень

1

2

1

4

Низкий

2

3

2

3

8

Высокий

3

2

6

Средний

4

Средний

5

3

1

7

Средний

6

1

2

4

Низкий

7

3

9

Высокий

8

2

3

1

6

Средний

9

Средний

10

11

3

9

Высокий

Результаты

4 чел.
37%

4чел.
37%

3чел.
27 %

3 чел.
27%

Высокий %

6 чел.
54%

5 чел.
45%

5 чел.
45 %

6чел.
54%

Средний %

1 чел.
9%

2 чел.
18%

3чел.
27%

2 чел.
18%

Низкий %

Таблица 10. Результаты уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017)

Рис. 4. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017г.)

Рис. 5. Результаты диагностического обследования на констатирующем и контрольном этапах (апрель, 2017г.)


СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ