Объект – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предмет – доброжелательные отношения и навыки общения детей старшего дошкольного возраста
Цель – обосновать необходимость целенаправленной работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация тематического периода «Дорогою Добра» будет способствовать формированию доброжелательности, развитию навыков общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования доброжелательных отношений и навыков общения старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста
1.2. Коммуникативные трудности в общении детей
1.3. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками
1.4. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений старших дошкольников
1.5. Краткие выводы по 1 главе
Глава 2. Описание опыта практической работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у старших дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы на констатирующем этапе
2.2. Описание работы по формированию доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы
2.3. Организация работы на контрольном этапе
Заключение
Список литературы
Приложение
Таблица 1. План работы на констатирующем этапе исследования
Дата | Содержание деятельности | Цель |
21.03.2017г. | Диагностика наблюдения по методике Т.А.Владимировой | Выявить уровень сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. |
22.03.2017г. | Игра «Секрет» по методике Т.А.Репиной | Определить социальный статус детей в группе, особенностей межличностных взаимоотношений. |
23.03.2017г. | Беседа с воспитателем | Выяснить влияние проблемы коммуникативного общения у детей старшей группы |
Критерии сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Взаимодействие со | Знание норм поведения и | Проявление нравственных чувств | ||
Баллы | Уровень | ||||
1 | 2 | 1 | 4 | Низкий | |
2 | 3 | 2 | 8 | Высокий | |
3 | 1 | 4 | Низкий | ||
4 | 2 | 1 | 5 | Средний | |
5 | 6 | Средний | |||
6 | 1 | 3 | Низкий | ||
7 | 3 | 9 | Высокий | ||
8 | 2 | 1 | 5 | Средний | |
9 | 1 | 4 | Низкий | ||
10 | Низкий | ||||
11 | 3 | 2 | 8 | Высокий | |
Результаты % | 27% | 9 % | 27% | Высокий % | |
54% | 27% | 37 % | Средний % | ||
19% | 45% | 54% | 45% | Низкий % |
Таблица 3. Результаты диагностики уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017)
Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)
Таблица 4. Матрица «Выборы»
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ∑ с.в | ∑ в.в |
1 | + | + | + | 3 | 1 | ||||||||
2 | + | + | 2 | ||||||||||
3 | + | - | |||||||||||
4 | + | + | + | 1 | |||||||||
5 | + | + | |||||||||||
6 | + | + | 0 | ||||||||||
7 | + | + | + | 1 | |||||||||
8 | + | + | |||||||||||
9 | + | + | + | ||||||||||
10 | + | + | + | 0 | |||||||||
11 | + | ||||||||||||
∑ n.в | 2 | 5 | 3 | 2 | 0 | 5 | 2 | 3 | 5 | 33 | 8 |
Рис. 3. Диаграмма «Социальный статус» детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на констатирующем этапе (март, 2017г.)
Задачи формирующего этапа:
Тематический период «Дорогою добра»
Вид | Познавательно-игровой |
Тема | «Дорогою добра» |
Продолжительность | 3 недели |
Программные задачи | Цель: создать предпосылки для формирования доброжелательных отношений и навыков общения старших дошкольников. |
Название и форма итогового мероприятия: | Игра – путешествие «Идем дорогою добра» |
Участники: | Дети, воспитатель, родители. |
Неделя | ООД | Совместная деятельность взрослого и ребенка | Самостоятельная деятельность ребенка в центрах развития | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | ООД «Дарите людям доброту». ООД «О друзьях и дружбе» Цель: способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях. Формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций. | Беседа с детьми «Поговорим о доброте». Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызывать стремление совершать добрые поступки, формировать позитивный образ своего «Я». | Игра «Пиктограммы» определить насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей. |
|
2 неделя | ООД «Пусть добрый будет ум у вас и сердце умным будет» ООД «Доброта спасет мир» Цель: воспитывать у детей чувства доброты и отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу. | Д/ игра: «Ступеньки доброты» - научить детей узнавать плохих и хороших героев сказок, анализировать их поступки и расставлять на лесенке по высоте совершения ими добрых дел. | С/Р игра «Почта» - Игра «Ожившие игрушки» - научить детей вживаться в образ. Рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр мультфильма «Подарок для слабого» Проблемная ситуация «Мама пришла с работы поздно» - активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации. Рисунки веселых и радостных человечков ( с опорой на схемы эмоций). |
|
3 неделя | ООД С/Р игра «Больница» ООД «Идем дорогою добра» Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знания правил вежливого общения, стремление детей совершать добрые поступки. | Д/и: «Оцени поступок» - Учить детей оценивать поступки сказочных героев, давать свою характеристику поступка, выражать своё, личное отношение, развивать устную речь, обогащать социальный опыт детей. | Просмотр мультфильма Смешарики «Быть вежливым» С/ Р «Библиотека. Книжкина больница» - учить детей делать добрые дела. Сочинение историй «Добрая сказка» Ситуация «Настоящая помощь» - формировать умение понимать состояние сверстника или взрослого, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации. |
|
Чтение худ.литературы: Старик сажал яблони», «Как светлячок друга искал», «Птичка мать», «Вовка - добрая душа»
Задачи контрольного этапа:
№ п/п | Взаимодействие со | Знание норм поведения и | Проявление нравственных чувств | ||
Баллы | Уровень | ||||
1 | 2 | 1 | 4 | Низкий | |
2 | 3 | 2 | 3 | 8 | Высокий |
3 | 2 | 6 | Средний | ||
4 | Средний | ||||
5 | 3 | 1 | 7 | Средний | |
6 | 1 | 2 | 4 | Низкий | |
7 | 3 | 9 | Высокий | ||
8 | 2 | 3 | 1 | 6 | Средний |
9 | Средний | ||||
10 | |||||
11 | 3 | 9 | Высокий | ||
Результаты | 4 чел. | 4чел. | 3чел. | 3 чел. | Высокий % |
6 чел. | 5 чел. | 5 чел. | 6чел. | Средний % | |
1 чел. | 2 чел. | 3чел. | 2 чел. | Низкий % |
Таблица 10. Результаты уровня сформированности доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ №4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017)
Рис. 4. Диаграмма результатов диагностики доброжелательных отношений и навыков общения у детей старшей группы «Капелька» МБДОУ № 4 «Ивушка» на контрольном этапе (апрель, 2017г.)
Рис. 5. Результаты диагностического обследования на констатирующем и контрольном этапах (апрель, 2017г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.