Презентация "Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией"
Оценка 4.9

Презентация "Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией"

Оценка 4.9
ppt
01.05.2023
Презентация "Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией"
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристиа алалии.ppt

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Презентацию подготовила:
Учитель-логопед
Саввова Инна Федоровна.
МОУ «Бендерский детский сад № 24»

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Алалия - это

отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Речевые зоны коры (по Дежерину):
А — зона Вернике;
В — зона Брока;
Pc — зона зрительных образов слова

Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924),

Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924),

Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962)

утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Различные подходы к пониманию причин алалии

Различные подходы к пониманию причин алалии

Различные подходы к пониманию причин алалии

А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти
А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью
А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга
М Зееман(1962) считал, что при алалии речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи
Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В. А. Ковшиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных



Причины алалии Патология протекания беременности (пренатальный период): более выраженный, чем обычно токсикоз; угроза прерывания беременности; несовместимость по резус-фактору; инфекционное заболевания матери (краснуха, корь, ангина, грипп);…

Причины алалии Патология протекания беременности (пренатальный период): более выраженный, чем обычно токсикоз; угроза прерывания беременности; несовместимость по резус-фактору; инфекционное заболевания матери (краснуха, корь, ангина, грипп);…

Причины алалии

Патология протекания беременности (пренатальный период):
более выраженный, чем обычно токсикоз;
угроза прерывания беременности;
несовместимость по резус-фактору;
инфекционное заболевания матери (краснуха, корь, ангина, грипп);
интоксикации (алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей);
нарушения кровообращения плода;
ушибы и падения матери, приводящие к травме плода.

Патология родов (натальный период):
неудачное применение средств родовспоможения;
затяжные или стремительные роды;
рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и т.д.

В первые годы жизни ребенка (постнатальном периоде):
ранние травмы головы;
инфекционные заболевания,
длительно текущие
соматические заболевания.

Классификация алалии Расстройство развития экспрессивной речи – моторная алалия (недоразвитие активной речи)

Классификация алалии Расстройство развития экспрессивной речи – моторная алалия (недоразвитие активной речи)

Классификация алалии

Расстройство развития экспрессивной речи – моторная алалия (недоразвитие активной речи)

Расстройство рецептивной речи – сенсорная алалия (недоразвитие понимания речи)

Сенсомоторная алалия (нарушение моторных и сенсорных компонентов речи)

Моторная алалия недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина – поражение коркового конца…

Моторная алалия недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина – поражение коркового конца…

Моторная алалия

недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина – поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.

Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила: моторную афферентную алалию моторную эфферентную алалию

Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила: моторную афферентную алалию моторную эфферентную алалию

Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила:

моторную афферентную алалию

моторную эфферентную алалию

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей,…

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей,…

Афферентная моторная алалия

обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы).

При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы)

При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы)

При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы).
При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.
Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр

Эфферентная моторная алалия

обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр Брока, который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ).

При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы)

При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы)

При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы).
В этом случае у ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений.
В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

Сенсорная алалия недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и…

Сенсорная алалия недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и…

Сенсорная алалия

недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная (импрессивная, рецептивная) алалия, в чистом виде встречается значительно реже и считается менее изученной. Поэтому её своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны.

Уровни понимания речи при алалии

Уровни понимания речи при алалии

Уровни понимания речи при алалии

Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

Сравнительная характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии

Сравнительная характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии

Сравнительная характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии

Дифференциальные критерии

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Восприятие речи

Сохранно на перцептивном уровне

Грубо нарушено

Понимание речи

Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие

Нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего

Слуховое внимание

Сохранно

Нарушено

Эхолалии

Отсутствуют

Присутствуют

Повторение

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова

Коммуникация

Отмечается стремление к языковой коммуникации (вербальной и невербальной)

Нежелание и невозможность вступать в общение

Мимико-жестикуляторная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают: мелодика, звукоподражание, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при её спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании

Сенсомоторная алалия Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсорная область коры головного мозга

Сенсомоторная алалия Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсорная область коры головного мозга

Сенсомоторная алалия

Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсорная область коры головного мозга. Дети не только не могут воспроизвести речь, но и понимать её.

Типичные симптомы алалии: Отсутствие речи;

Типичные симптомы алалии: Отсутствие речи;

Типичные симптомы алалии:

Отсутствие речи;
Разные замены одного и того же звука;
Нарушение слоговой структуры слова и ритма;
Расширение и сужение родового понятия, неадекватное использование слов из-за недопонимания их значения;
В речи встречаются аграмматизмы;
Низкий уровень развития памяти и внимания;
Дети очень неусидчивые, обидчивые.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023