Алалия - это
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Речевые зоны коры (по Дежерину):
А — зона Вернике;
В — зона Брока;
Pc — зона зрительных образов слова
Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962)
утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Различные подходы к пониманию причин алалии
А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти
А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью
А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга
М Зееман(1962) считал, что при алалии речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи
Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В. А. Ковшиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных
Причины алалии
Патология протекания беременности (пренатальный период):
более выраженный, чем обычно токсикоз;
угроза прерывания беременности;
несовместимость по резус-фактору;
инфекционное заболевания матери (краснуха, корь, ангина, грипп);
интоксикации (алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей);
нарушения кровообращения плода;
ушибы и падения матери, приводящие к травме плода.
Патология родов (натальный период):
неудачное применение средств родовспоможения;
затяжные или стремительные роды;
рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и т.д.
В первые годы жизни ребенка (постнатальном периоде):
ранние травмы головы;
инфекционные заболевания,
длительно текущие
соматические заболевания.
Классификация алалии
Расстройство развития экспрессивной речи – моторная алалия (недоразвитие активной речи)
Расстройство рецептивной речи – сенсорная алалия (недоразвитие понимания речи)
Сенсомоторная алалия (нарушение моторных и сенсорных компонентов речи)
Моторная алалия
недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина – поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.
Р.А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила:
моторную афферентную алалию
моторную эфферентную алалию
Афферентная моторная алалия
обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы).
При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы).
При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.
Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.
Эфферентная моторная алалия
обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр Брока, который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ).
При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы).
В этом случае у ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений.
В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).
Сенсорная алалия
недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.
Сенсорная (импрессивная, рецептивная) алалия, в чистом виде встречается значительно реже и считается менее изученной. Поэтому её своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны.
Уровни понимания речи при алалии
Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
Сравнительная характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии
Дифференциальные критерии | Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Восприятие речи | Сохранно на перцептивном уровне | Грубо нарушено |
Понимание речи | Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие | Нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего |
Слуховое внимание | Сохранно | Нарушено |
Эхолалии | Отсутствуют | Присутствуют |
Повторение | Затрудняются повторить слово, фразу | Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова |
Коммуникация | Отмечается стремление к языковой коммуникации (вербальной и невербальной) | Нежелание и невозможность вступать в общение |
Мимико-жестикуляторная речь | Активное использование жестов, выразительная мимика | Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики |
Наличие компенсаторных средств | Как компенсаторные средства выступают: мелодика, звукоподражание, «звуковые жесты» | Отсутствие компенсаторных средств |
Динамика улучшения речи | Отмечается динамика в овладении речью при её спонтанном и направленном формировании | Крайне низкий темп при направленном формировании |
Типичные симптомы алалии:
Отсутствие речи;
Разные замены одного и того же звука;
Нарушение слоговой структуры слова и ритма;
Расширение и сужение родового понятия, неадекватное использование слов из-за недопонимания их значения;
В речи встречаются аграмматизмы;
Низкий уровень развития памяти и внимания;
Дети очень неусидчивые, обидчивые.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.